Теория и история религий

Содержание

Слайд 2

Основные верования славян

Культ "упырей» и берегинь" - одухотворявший всю природу и

Основные верования славян Культ "упырей» и берегинь" - одухотворявший всю природу и
деливший духов на враждебных и благожелательных.
Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц (Лада)".
3. Погребальные культы
4. Культ Перуна и других главных богов славянского пантеона

Слайд 3

Языческие представление о мире

    Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена Земля –

Языческие представление о мире Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена Земля –
срединный мир. Верхняя часть «желтка» – наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона – Нижний Мир или Мир Мёртвых. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю.

Слайд 4

Языческие представление о мире

Мировое дерево (Дуб) –языческое представление об устройстве мира.
Корни

Языческие представление о мире Мировое дерево (Дуб) –языческое представление об устройстве мира.
– преисподняя, некоторое подобие Ада, у корней обитает всякая нечисть и  «нечистые» животные –змеи и др.
Ствол - это мир людей, Землей, в стволе строят свои ульи пчелы, приносящие мед;
крона – с небом, богами, здесь дом соловья.
Мировое древо является центром мироздания, соединяет небесное и земное. По Мировому древу можно взобраться на любое из девяти небес, которые окружают Землю.
На каждом из небес живут свои обитатели: Солнце и звезды; Месяц; тучи и ветры; Заря; хляби небесные; прародители птиц и зверей и др. На седьмом небе располагается и славянский рай – «Ирий», или «остров Буян».

Слайд 5

Символические изображения устройства мира

http://www.pagan.ru/slowar/m/mirowoederewo0.php

Символическое изображение Мирового дерева

Символическое изображение Макошь-богини плодородия в форме

Символические изображения устройства мира http://www.pagan.ru/slowar/m/mirowoederewo0.php Символическое изображение Мирового дерева Символическое изображение Макошь-богини
Мирового дерева

Слайд 6

Мотивы мирового дерева в декоративно-прикладном искусстве

Мотивы мирового дерева в декоративно-прикладном искусстве

Слайд 7

Древнейший языческий культ Богини-Матери

Изображение богини плодородия Макоши (в серидине) и двух рожанец

Древнейший языческий культ Богини-Матери Изображение богини плодородия Макоши (в серидине) и двух
Лады и Лели (дочери Лады) на русской вышивки

Слайд 8

Культ оберегов у восточных славян

Славяне-язычники взаимодействовали с миром на символическом языке

Культ оберегов у восточных славян Славяне-язычники взаимодействовали с миром на символическом языке
оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище. Обереги защищали от нави – злых духов (упырей), и вызывали благос богов.

Узоры – Макошь и рожонецы

Конь - символ счастья и благополучия

Слайд 9

Символика языческих оберегов

Солнечные небесные (громовики) символы

Символы Земли – засеянное поле, урожай

Символы

Символика языческих оберегов Солнечные небесные (громовики) символы Символы Земли – засеянное поле,
воды –(волнистые линии или каплеобразные)

Слайд 10

Языческие обереги сохранились в народной традиции и в период христианства

Кокошник

Височные кольца

Ожерелье

Подвески к

Языческие обереги сохранились в народной традиции и в период христианства Кокошник Височные
головному убору

Украшения с символами плодородия

Слайд 11

Языческие обереги -амулеты

Амулеты вешались на груди, иногда в виде целого комплекта

Языческие обереги -амулеты Амулеты вешались на груди, иногда в виде целого комплекта
украшений
Ложка - символ сытости, благосостояния и довольства.
Ключ - символ богатства и сохранности.
Челюсть или зуб хищника служили для ограждения от зла, для привлечения удачи на охоте, увеличения силы и мастерства.
Уточка, являлась символом продолжения Рода, счастливой семьи.
Бубенчики, своим звоном отгоняли злых духов;
Костяные ножи, служившие защитой от злых духов.
Конь - символ добра и счастья.

Слайд 12

Грифоны и семарглы

Грифон популярный - символизирует господство над двумя сферами мира: землёй

Грифоны и семарглы Грифон популярный - символизирует господство над двумя сферами мира:
(лев) и воздухом (орёл).
Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
Он охраняет Ирийский сад (славянский Рай).

Семаргл – крылатый волк, также как грифон охраняет границы миров, защищает от зла

Слайд 13

Погребальные культы славян

В древности у славян было одновременно два обряда захоронения –и

Погребальные культы славян В древности у славян было одновременно два обряда захоронения
трупоположение.
В обоих обрядах с умершим ложили набор разнообразной посуды, украшений, оружия и т.д.
Во всех случаях над могилой сооружались домовины – место культа данного предка, а кладбище – городом мертвых.
Весной и осень проходили дни поминовения умерших «навьины дни»
В более поздние времена начала распада родовой общины над домовинами появляются курганы.
Русы в курганах вместо домовины использовали лодки или ладьи, на которых по поверием славян умершие должны отправиться в путь в царство предков.

Слайд 14

Домовины в погребальном культе

Домовины в погребальном культе

Слайд 15

Курганы как вид захоронений

Сохранившиеся до наших дней курганы в Старой Ладоге

Создание курганов

Курганы как вид захоронений Сохранившиеся до наших дней курганы в Старой Ладоге Создание курганов

Слайд 16

Погребальный культ

Тризна — часть погребального обряда у древних славян до и после

Погребальный культ Тризна — часть погребального обряда у древних славян до и
похорон Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами.
 Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих.  
Тризна включала в себя обряд омовения покойника, обряжания (одевания в лучшие одежды, украшения), отпевания плачами  
После сожжения следовал поминальный пир (поминки), который происходил в первый день похорон, затем на третий день, на девятый день, на сороковой день и ровно через год после сожжения.
Считалось, что бессмертная душа покойного, путешествуя по загробному миру, может возвращаться в мир живых и встретиться с ними только в эти установленные дни.

Слайд 17

Пантеон богов

СЕМАРГЛ - широком смысле - символ "вооружённого добра". Часто изображался как

Пантеон богов СЕМАРГЛ - широком смысле - символ "вооружённого добра". Часто изображался
крылатый волк. Посредник между верховным божеством неба и землёй.
ХОРС - божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.
ВЕЛЕС – скотий бог, хранитель стад, смешанный впоследствии с христианским св. Власием, был первоначально солнечным богом

Слайд 18

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующее божество неба

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующее божество неба
и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому богу-творцу Саваофу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран. Стрибог оспаривал у Перуна место на славянском Олимпе. Другие высшие боги, по свидетельству некоторых древних рукописей, считались его сыновьями, - «Сварожичами».
ДАЖДЬ-БОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну.
МАКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре "Земле-матери" и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".

Пантеон богов

Слайд 19

Пантеон богов

Перун - глава княжеского пантеона (реформа князя Владимира), русский Зевс –

Пантеон богов Перун - глава княжеского пантеона (реформа князя Владимира), русский Зевс
громовержец, выдвинулся на перво еместо в ходе становления государственности. Покровитель воинов, оружия, войны. После принятия христианства уподоблен пр. Илье.
Изображался в виде фаллического идола с символом Неба - Грома

Слайд 20

Триглав

Языческая троица (позднее язычество) –
Сварог (творец), Перун (Держатель), Святовит (хранитель света).
Некоторые исследователи

Триглав Языческая троица (позднее язычество) – Сварог (творец), Перун (Держатель), Святовит (хранитель
считают, что Триглав правитель триединого царства- явь –реальность, навь – потусторонний мир (мертвых) и правь – высший мир, законов управляющих явью.

Символическое изображение Тригава

Изображение Триглава в Древнерусском искусстве

Слайд 21

Капище

Капище

Слайд 22

Капище – места поклонения и жертвоприношений языческим богам

Капище – места поклонения и жертвоприношений языческим богам

Слайд 23

Инициация молодого воина в языческом святилище

Инициация молодого воина в языческом святилище

Слайд 24

Волхвы - носители языческого культа

В славянском языческом обществе волхвы выделились как

Волхвы - носители языческого культа В славянском языческом обществе волхвы выделились как
особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями.
Волхвование это синоним колдовства, предсказания; волхв считался пророком, целителем и составителем снадобий. В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с князем
Князья приходили к волхвам за предсказаниями, а иногда сами идентифицировались с волхвами (кн. Олег Вещий)
Наивысший подъем влияние волхвов приходится на правление князя Владимира, в период его языческой реформы. Неудача реформы привела к принятию христианства и падению волхвов.
Имя файла: Теория-и-история-религий.pptx
Количество просмотров: 125
Количество скачиваний: 0