Теория решения изобретательских задач

Содержание

Слайд 2

РАЗМИНКА

«Угадай предмет»
«Угадай, кто я?»

РАЗМИНКА «Угадай предмет» «Угадай, кто я?»

Слайд 3

Игра на нахождение схожих признаков

Детям предлагается найти как можно больше схожих признаков

Игра на нахождение схожих признаков Детям предлагается найти как можно больше схожих
для непохожих предметов (колодец – паркет, бревно-коробка, облако – дверь, кукла –снег).

Слайд 4

Задачи на поиск причин событий:

а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить несколько

Задачи на поиск причин событий: а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить
причин их возникновения, например: - Утром Дима проснулся раньше обычного. - Солнце ещё не ушло за горизонт, но уже стало темно. - Сидевший у ног хозяина пёс, зарычал.

Слайд 5

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
героев.

Слайд 6

придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки. Второй

придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик,
вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Слайд 7

Задание «Придумай, что будет, если…»

- «…дождь будет идти не переставая» - «…люди научатся

Задание «Придумай, что будет, если…» - «…дождь будет идти не переставая» -
летать как птицы» - «…собаки научатся разговаривать человеческим голосом» - «…оживут все сказочные герои» - «…из водопроводного крана польётся апельсиновый сок» Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Слайд 8

Физическое противоречие (противоречие требований)

Физическим противоречием (ФП) называется ситуация, когда к объекту или его

Физическое противоречие (противоречие требований) Физическим противоречием (ФП) называется ситуация, когда к объекту
части условиями задачи предъявляются противоположные (несовместимые) требования. Поэтому, мы предлагаем называть физическое противоречие противоречием требований. Такое название легче воспринимается. Если ты уже хорошо научился играть в игру «Наоборот», то можешь переходить к отработке умения формулировать ФП. Для этого можно использовать следующую опорную схему:
Х – это объект (техническая система или элемент системы). «А» и «не А» – противоположные требования, предъявляемые к этому объекту (этой системе или ее элементу). Например: шкаф должен быть большим, чтобы в него помещалось больше вещей, но шкаф должен быть маленьким, чтобы не занимать в комнате много места.

Слайд 9

Игра «Наоборот»

Игра «Наоборот» известна многим. Если ты научишься в неё играть, то

Игра «Наоборот» Игра «Наоборот» известна многим. Если ты научишься в неё играть,
потом сможешь легко формулировать физические противоречия (ФП). Игра проводится в несколько этапов - от простого к сложному, аналогично игре «Хорошо – плохо».

Слайд 10

1. На первом этапе тебе необходимо научиться подбирать слова антонимы (противоположные по

1. На первом этапе тебе необходимо научиться подбирать слова антонимы (противоположные по
значению). Важно только помнить главное правило: НЕЛЬЗЯ использовать частицу "НЕ". Пример: - День - ночь, темно - светло, сухой - мокрый, лысый - волосатый... Помни, что нельзя говорить сладкий – несладкий. В этом случае ты нарушаешь правило! Правильно будет: сладкий – солёный (кислый, горький).

Слайд 11

2. На втором этапе тебе нужно научиться вставлять слова противоположные по значению в

2. На втором этапе тебе нужно научиться вставлять слова противоположные по значению
стихотворные строки, пословицы, поговорки, предложения, рассказы.  Можно подобрать пословицы и поговорки, выделить предложения из текста со словами «наоборот». Пример: - Ученье свет, а неученье - ... (тьма). - Не бойся врага умного, а бойся... (друга глупого). Попробуй составить свой список пословиц и поговорок со словами «наоборот». Они могут пригодиться тебе для проведения конкурсов, викторин, праздников.  Очень хорошо использовать эту игру для развития речи. Пример: Ведущий читает предложения про осень. Игроки повторяют за ним, используя слова «наоборот», составляя предложения о весне. Можно это задание выполнять и в письменной форме. Как тебе нравится. Наступила осень. (Наступила весна.) Стоят холодные и пасмурные дни. (Стоят теплые и солнечные дни.) Птицы улетели на юг. (Птицы прилетели с юга.) и т.д.  Вариант игры в форме диалога. Ведущий задает игрокам различные вопросы, на которые они отвечают хором, используя слова «наоборот». При этом логика в ответах может отсутствовать. За счёт этого игра получается очень весёлой и увлекательной. Пример: - Почему мне тепло? - Потому, что нам холодно! - А почему она веселая? - Потому, что он грустный. - Почему на улице мокро? - Потому, что в доме сухо! - А зачем он пачкался? - Затем, что она чистилась. И т.д. В процессе игры полезно остановиться и попробовать объяснить, когда такое возможно в реальной жизни. Например, «- Зачем он пачкался? - Затем, что она таким способом чистилась» (так делают многие животные, пачкаются в пыли, снегу, чтобы шерсть или перья очистились).

Слайд 12

3. На третьем этапе игра усложняется подбором объектов, противоположных по назначению Это потом поможет

3. На третьем этапе игра усложняется подбором объектов, противоположных по назначению Это
тебе при изучении понятия «функция». Пример: - Карандаш (оставляет след на бумаге) - резинка (удаляет след). - Ножницы (разделяют бумагу на части) - клей (соединяет части бумаги). Попробуй сам подобрать противоположные по действию объекты. Посоревнуйся, кто больше? А теперь подумай, какие еще объекты могут выполнять такие же действия (функции). Например, оставлять след на бумаге, или удалять след.

Слайд 13

4. На четвертом этапе, после нахождения пары противоположных свойств, тебе нужно научиться подбирать предмет

4. На четвертом этапе, после нахождения пары противоположных свойств, тебе нужно научиться
(объект), который обладает этими свойствами одновременно Пример: - Противоположные свойства «горячий» и «холодный» одновременно имеют: утюг (низ горячий, ручка холодная), холодильник (мотор горячий, внутри - холодно), человек (руки холодные, а тело горячее). - Противоположные цвета «белый» и «черный» одновременно имеют тельняшка, зебра (полоски), лист бумаги с текстом, черно-белый рисунок. Можешь рисовать эти предметы или чертить схемы. Потренируйся, что может быть одновременно сухим и мокрым, кислым и сладким, весёлым и грустным, пушистым и колючим. Постарайся найти как можно больше ответов.

Слайд 14

Техническое противоречие (противоречие условий)

ТП описывает условия, при которых что-то происходит «хорошо» а

Техническое противоречие (противоречие условий) ТП описывает условия, при которых что-то происходит «хорошо»
что-то «плохо». Суть технического противоречия (противоречия условий) сводится к тому, что при улучшении известными путями одного свойства (параметра) системы недопустимо ухудшается другое свойство (параметр).

ТП1: Если Снегурочка будет гулять с подружками, то она будет не одна и ей будет весело, но она может растаять от солнышка или от огня. ТП2: Если Снегурочка будет сидеть дома, то она не растает, но ей будет грустно и у неё не будет подруг.

Слайд 15

Игра «Хорошо – плохо»

При составлении технического противоречия (ТП) необходимо записать состояние системы (или

Игра «Хорошо – плохо» При составлении технического противоречия (ТП) необходимо записать состояние
ее элемента) и объяснить, что при этом хорошо, а что плохо. Если ты хочешь правильно научиться формулировать технические противоречия, то начинай с игры «Хорошо – плохо». Игра проводится в несколько этапов - от простого к сложному

Слайд 16

1. Для игры выбирается объект, безразличный для тебя. Попробуй проанализировать объект и назвать

1. Для игры выбирается объект, безразличный для тебя. Попробуй проанализировать объект и
его положительные и отрицательные качества (что в нём «хорошо», а что в нём «плохо»). Пример: - Роза - хорошо, потому что красивая и вкусно пахнет, а плохо потому, что имеет колючие шипы. - Лампа - хорошо - она освещает комнату, а плохо - ее свет может мешать спать. - Шнур - хорошо – благодаря ему к электроприбору от сети поступает электричество, а плохо – об него можно споткнуться и упасть.

Слайд 17

Попробуй теперь сам назвать что хорошего, а что плохого в следующих объектах.

А

Попробуй теперь сам назвать что хорошего, а что плохого в следующих объектах.
теперь попробуй дать по несколько объяснений (не меньше 3), что «хорошо» и «плохо» в изображённых объектах.

Слайд 18

2. Для игры выбирается объект, имеющий для тебя конкретную значимость (вызывающий положительные

2. Для игры выбирается объект, имеющий для тебя конкретную значимость (вызывающий положительные
или отрицательные эмоции). Далее работа ведется аналогично пункту 1. Пример: - Дождь - плохо - нельзя гулять, а хорошо - можно почитать книжку. - Укол - плохо - больно и страшно, а хорошо - вылечивает от болезни. - Мороженое - плохо - можно простудить горло, а хорошо – сладкое и вкусное, освежает в жару.

Слайд 19

Играть можно по-разному: - Игра в мяч (для нескольких человек). Ведущий кидает мяч,

Играть можно по-разному: - Игра в мяч (для нескольких человек). Ведущий кидает
называя объект. Тот, кому мяч брошен, называет в этом объекте «хорошее» или «плохое». - Загадки (для нескольких человек). Ведущий загадывает загадку. Игроки отгадывают загаданный объект и называют, что в нем хорошо и что плохо. - Игра «Ромашка» (для нескольких человек). Для игры изготовь из бумаги ромашку и нарисуй на её лепестках разные объекты. Отрывая лепесток, игрок называет изображенный на нем объект и перечисляет, что в этом объекте хорошее, а что плохое.

Слайд 20

3. Динамичный вариант игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство,

3. Динамичный вариант игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное
при этом объект игры постоянно изменяется (цепочка). Пример: - Весной становится теплее - это хорошо, т.к. быстрее тает снег. - Быстро тает снег - это плохо, т.к. вода не успевает впитываться в землю и кругом большие лужи. - Кругом большие лужи - это хорошо, т.к. можно в них пускать бумажные кораблики. - Пускать кораблики в лужах - это плохо, т.к. можно промочить ноги и простудиться. - Простудиться - это хорошо, т.к. появится время прочитать интересную книжку… И так далее. Динамичный вариант игры можно проводить по цепочке или разделившись на две команды. Одна команда называет все хорошее, а другая - все плохое. При этом очень важна роль ведущего. Он должен четко следить, чтобы игра не пошла по кругу. Попробуй продолжить цепочки: - Читать книжку – это хорошо…. - Объедаться сладким – это плохо…

Слайд 21

4. Один из возможных вариантов игры - это ее модификация: переход количественных изменений

4. Один из возможных вариантов игры - это ее модификация: переход количественных
в качественные. Пример: - Одна таблетка - хорошо (вылечивает); упаковка таблеток - плохо (яд). - Короткое время за компьютером - хорошо (осваиваешь работу на ПК, выполняешь задание и др.), много времени за компьютером – плохо (большая нагрузка, особенно на глаза, - вред здоровью). Предложи свои варианты, только не забудь их пояснить. Может быть эта игра поможет тебе в трудную минуту поддержать когото из друзей или близких: в плохой ситуации увидеть что-то хорошее. А может быть и наоборот, в чём-то хорошем заметить плохое.
Играй в удовольствие!

Слайд 22

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

Слайд 23

Решение

Решение

Слайд 24

Задача

Задача

Слайд 25

Решение

Решение

Слайд 26

Задача

Задача
Имя файла: Теория-решения-изобретательских-задач.pptx
Количество просмотров: 42
Количество скачиваний: 0