Содержание
- 2. Традиционная тряпичная кукла – домашний оберег, всегда была спутницей и женской помощницей у разных народов. Из
- 3. Осенний календарь народных кукол открывает «семейная пара» Крупеничка или Зерновушка и Богач. Зерновушка, прежде всего, кукла
- 4. Дата куклы Десятиручки в календаре народных кукол – 14 октября. Именно это время – на Покров
- 5. Параскева Пятница — бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей. 10 ноября,
- 6. В последний день жатвы проводилось множество обрядов. Их суть заключалась в том, чтобы поблагодарить поле за
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2Традиционная тряпичная кукла – домашний оберег,
всегда была спутницей и женской помощницей
Традиционная тряпичная кукла – домашний оберег,
всегда была спутницей и женской помощницей
у разных народов.
Из лоскутков, обрывков ниток в руках хозяйки и мастерицы
рождалась она и занимала свое место в доме.
Куклы делали без лиц, не пользовались ножницами и иголками
при их изготовлении, в дальнейшем они выполняли свое
предназначение – были помощницами в труде, защитницами
здоровья и дома.
Для каждой куклы – свое время.
Вот и осенью – в особый
переходный период
от лета к зиме
делали особые куклы.
Из лоскутков, обрывков ниток в руках хозяйки и мастерицы
рождалась она и занимала свое место в доме.
Куклы делали без лиц, не пользовались ножницами и иголками
при их изготовлении, в дальнейшем они выполняли свое
предназначение – были помощницами в труде, защитницами
здоровья и дома.
Для каждой куклы – свое время.
Вот и осенью – в особый
переходный период
от лета к зиме
делали особые куклы.
Слайд 3Осенний календарь народных кукол открывает
«семейная пара» Крупеничка или Зерновушка и Богач.
Осенний календарь народных кукол открывает
«семейная пара» Крупеничка или Зерновушка и Богач.
Зерновушка, прежде всего, кукла сбора урожая.
Именно во время сбора зерновых культур она и рождалась.
Мешочек набивали только что собранным зерном и одевали как куклу.
Ставили в красный угол и хранили до следующей весны.
Такая зерновая куколка была оберегом на сытость и достаток.
Ведь если есть зерно, то все в семье сыты, живы и здоровы.
Крупеничка и Богач должны были
обеспечивать хороший урожай,
заботиться о материальном благополучии.
По традиции оттуда брали зерно для посева,
чтобы год вышел урожайным.
Слайд 4Дата куклы Десятиручки в календаре народных кукол – 14 октября.
Именно это
Дата куклы Десятиручки в календаре народных кукол – 14 октября.
Именно это
время – на Покров – считали началом зимнего женского рукоделия.
Полевые работы закончились, но работа на селе была всегда.
Нужно было и прясть, и ткать, и шить-вышивать, семью одевать.
А ведь и повседневные дела никуда не девались: испечь-сварить, постирать-помыть,
корову подоить, скотину накормить. Вот и делали такую помощницу в женских работах.
А каждую руку за что-нибудь ответственной назначали.
Эта ручка поможет мне тонко прясть, а эта ровно шить, а эта щи да кашу варить…
Полевые работы закончились, но работа на селе была всегда.
Нужно было и прясть, и ткать, и шить-вышивать, семью одевать.
А ведь и повседневные дела никуда не девались: испечь-сварить, постирать-помыть,
корову подоить, скотину накормить. Вот и делали такую помощницу в женских работах.
А каждую руку за что-нибудь ответственной назначали.
Эта ручка поможет мне тонко прясть, а эта ровно шить, а эта щи да кашу варить…
Слайд 5Параскева Пятница — бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее
Параскева Пятница — бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее
своей заступницей. 10 ноября, день чествования Параскевы Пятницы, покровительницы
женщин и женского рукоделия. Особенным расположением пользовались у Параскевы
пряхи. На севере России делали куклу Параскеву. Обрядовая кукла Параскева Пятница
делалась ростом около полутора метров и являлась результатом общественного труда,
то есть ее изготавливали все женщины, которые потом занимались вместе рукоделием.
Слайд 6В последний день жатвы проводилось множество обрядов.
Их суть заключалась в том,
В последний день жатвы проводилось множество обрядов.
Их суть заключалась в том,
чтобы поблагодарить поле за урожай, попросить его
плодоносить на будущий год и взять от поля здоровье себе и своим близким.
Непременным атрибутом дожиночной обрядности был сноп, сделанный из
последних сжатых в поле колосьев. Последний сноп - именинник, пожинальник -
делался большим и толстым, связывался специально сделанным "свиточком",
либо опоясывался красной лентой, украшался цветами и ситцевыми лоскутами,
лентами и превращался в Житную Бабу. Украшенный различными способами,
или превращенный в чучело последний сноп несли с поля все дожинщицы вместе и пели.
плодоносить на будущий год и взять от поля здоровье себе и своим близким.
Непременным атрибутом дожиночной обрядности был сноп, сделанный из
последних сжатых в поле колосьев. Последний сноп - именинник, пожинальник -
делался большим и толстым, связывался специально сделанным "свиточком",
либо опоясывался красной лентой, украшался цветами и ситцевыми лоскутами,
лентами и превращался в Житную Бабу. Украшенный различными способами,
или превращенный в чучело последний сноп несли с поля все дожинщицы вместе и пели.