Традиционный костюм

Содержание

Слайд 2

«Японец, одетый в домотканое кимоно, ничуть не кажется у себя на родине

«Японец, одетый в домотканое кимоно, ничуть не кажется у себя на родине
странным. Это мы, русские и многие россияне, позволили надругаться сами над собой. Прозреем ли? Наступит ли понимание фольклора не как концертной потехи, пусть и виртуозно скомпонованной, а как взлелеянной временем народной мудрости, как основы жизни, где все серьезно, даже когда смешно?» В.И. Поветкин - ученый-этнограф, художник,музыкант,реконструктор традиционных музыкальных инструментов 

Слайд 3

Традиционная культура — это не просто кладезь народных творческих достижений, это —

Традиционная культура — это не просто кладезь народных творческих достижений, это —
система, в которой все взаимосвязано и взаимоупорядочено

Слайд 4

Если перед нами встанет задача организовать занятие, досуг, концерт, где мы оденем

Если перед нами встанет задача организовать занятие, досуг, концерт, где мы оденем
воспитанников в народные костюмы, мы должны изучить основные принципы построения такого костюма, дабы не совершать ошибок, так упорно повторяемых в детских учреждениях при решении подобных задач

Слайд 5

Из сценических стилизаций под народный костюм чаще всего выносятся неверные этические и

Из сценических стилизаций под народный костюм чаще всего выносятся неверные этические и
эстетические представления о народной одежде!

Слайд 6

Какие бывают ошибки

У женщин: широкий или приталенный сарафан без пояса
У мужчин: короткая

Какие бывают ошибки У женщин: широкий или приталенный сарафан без пояса У
рубаха навыпуск, чаще всего без пояса
Слишком яркие, блестящие ткани («габардиновый сарафан с подсолнухами»)
Несоответствие головного убора (кокошник у девочек, повязка или кокошник с косой навыпуск у взрослых женщин.

Слайд 7

Запомним это

одежда, как и другие элементы национальной культуры, несет в себе огромную

Запомним это одежда, как и другие элементы национальной культуры, несет в себе
воспитыващую силу, особенно, если ее изготовить своими руками
С древнейших времен одежда воспринималась людьми как «вторая кожа», отражающая внутреннее душевное устроение человека. Так, смена будничной одежды на праздничную была частью его праздничного преображения, когда суть человека, его гармония и красота как бы проступали наружу, выявлялись, радуя самого человека и окружающих.

Слайд 8

Основные составляющие традиционного русского костюма

Основные составляющие традиционного русского костюма

Слайд 9

Пояс

Пояс

Слайд 10

Функции и расположение пояса

Пояс акцентировал гармоничное строение человеческой фигуры, отмечая в ней

Функции и расположение пояса Пояс акцентировал гармоничное строение человеческой фигуры, отмечая в
«точку золотого сечения» - живот
«Живот» = «жизнь»
Женщины завязывали пояс почти под грудью, что подчеркивало в женской фигуре ее материнское начало.
Мужчины подпоясывались чуть ниже, подчеркивая свое мужское, отцовское достоинство.

Слайд 11

Повязывание пояса у мужчин и женщин

Повязывание пояса у мужчин и женщин

Слайд 12

Пояс как оберег

Опоясывает, окружает, защищает (своеобразный барьер, круг вокруг человека)
Узор с охранительной

Пояс как оберег Опоясывает, окружает, защищает (своеобразный барьер, круг вокруг человека) Узор
символикой и со значением плодородия(своеобразный текст, выражающий благопожелание, но не словами, а изобразительными символами, одним из которых является цвет (прежде всего красный)
Пояса с текстами молитв, пожеланиями здоровья

Слайд 13

Узор на традиционной одежде как язык общения с окружающим миром

Охранительная символика
Символика плодородия
Сообщение

Узор на традиционной одежде как язык общения с окружающим миром Охранительная символика
о социальном статусе человека

Слайд 14

Одним из характерных для старинного русского орнамента мотивов, распространенных практически повсеместно, является

Одним из характерных для старинного русского орнамента мотивов, распространенных практически повсеместно, является солнечная символика
солнечная символика

Слайд 15

Зоны расположения узора на одежде: - Ворот - Рукава -Подол

Зоны расположения узора на одежде: - Ворот - Рукава -Подол

Слайд 16

Головной убор как маркер социального статуса женщины

Замужняя (слева) – волосы полностью убраны

Головной убор как маркер социального статуса женщины Замужняя (слева) – волосы полностью
под платок

Незамужние (две девушки справа – видны косы, украшенные лентами и косниками)

Слайд 17

Традиционные русские головные уборы

Традиционные русские головные уборы

Слайд 18

Девичьи украшения для косы - косники

Девичьи украшения для косы - косники

Слайд 19

Женская одежда северных губерний – рубаха и сарафан

Петербургская губ.,Лужский у.

Олонецкая губ. ,Каргопольский

Женская одежда северных губерний – рубаха и сарафан Петербургская губ.,Лужский у. Олонецкая губ. ,Каргопольский у.
у.

Слайд 20

Женская одежда южных губерний– рубаха, понева,завеска

Рязанская губ.,Скопинский р-н Вид спереди

То же, вид

Женская одежда южных губерний– рубаха, понева,завеска Рязанская губ.,Скопинский р-н Вид спереди То же, вид сзади
сзади

Слайд 21

Мужская одежда – рубаха и порты

Вологодская губ.

Старообрядцы – «поляки»

Мужская одежда – рубаха и порты Вологодская губ. Старообрядцы – «поляки»

Слайд 22

Именно смысловое содержание традиционной народной культуры имеет воспитывающее и образовательное значение. Необходимо

Именно смысловое содержание традиционной народной культуры имеет воспитывающее и образовательное значение. Необходимо
тщательно изучить глубинное содержание, которое несут в себе элементы народной одежды, и, конечно, изготовить их своими руками. Тогда знакомство детей с народным костюмом послужит их внутреннему росту, обогатит знания о родном народе, станет источником радости собственного праздничного преображения.

Слайд 23

Материалы для презентации взяты в группе «Русский традиционный костюм» в контакте: http://vk.com/club4367359

Материалы для презентации взяты в группе «Русский традиционный костюм» в контакте: http://vk.com/club4367359