Церковное право

Содержание

Слайд 2

1. Источники церковного права

Принято различать источники материальные, т.е. причины производящие право, или

1. Источники церковного права Принято различать источники материальные, т.е. причины производящие право,
законообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права), - и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мы получаем знание о праве.
Источниками церковного права, понимаемыми в первом смысле, признаются:
1.) божественная воля Основателя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Его ближайших учеников;
2.) воля Церкви, выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или в церковной жизни и практике;
3.) верховная государственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве).
Источниками второго рода, т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат:
4.) священное Писание и священное Предание;
5.) памятники церковного законодательства и церковный обычай;
6.) государственные законы, относящиеся к Церкви.

Слайд 3

1.) Божественное право

Божественное откровение содержит в себе полноту истины о Боге и

1.) Божественное право Божественное откровение содержит в себе полноту истины о Боге
человеке. Догматы веры и нравственные заповеди - главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Эта сторона в учении Христа носит правовой характер. Правовые заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами (о епископах и диаконах - 1 Тим. 3:1-13, об отношении к государственной власти - Рим. 13:1-7), содержащиеся в Священном Писании, а также те заповеди, которые, хотя и не вошли в Писание, но хранились в Церкви изначально, как Откровенная истина, как Священное Предание, составляют, по общепринятой у канонистов терминологии. Божественное право.
Таким образом, область Божественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися в Священных книгах. Правила, которые Церковь получила от апостолов, даже если они переданы ей не в письменно, а устно, хотя впоследствии и они тоже могли быть зафиксированы письменно (в творениях Мужей апостольских, Отцов Церкви, в постановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право.

Слайд 4

2.) Церковь

Вторым материальным источником церковного права является сама Церковь. Первоисточник церковного права

2.) Церковь Вторым материальным источником церковного права является сама Церковь. Первоисточник церковного
в этом узком смысле тоже, конечно, Божественная воля - поэтому правомочны лишь те правила и нормы, изданные церковной властью, которые не только не противоречат Божественной воле, но и прямо вытекает из нее. Из этого принципа становится очевидной условность границы, отделяющей Божественное право от церковного права в узком смысле, которое отдельные канонисты называют человеческим правом Церкви.
Церковь - Богочеловеческий организм; и это двуприродное начало Церкви проявляется во всех сферах ее бытия, в том числе и в церковном правотворчестве. Авторитет любого законодательного распоряжения епископа, действие которого распространяется лишь на одну епархию, в конечном счете восходит к благословению Божию, содействовавшему человеческому произволению законодателя.
Вместе с тем отождествлять Божественное право с церковным тоже, конечно, нельзя. Всесвятой Божественной воле присуща непогрешимость.

Слайд 5

3.) Верховная государственная власть

Для истории права православной восточной Церкви важное значение

3.) Верховная государственная власть Для истории права православной восточной Церкви важное значение
имеет законодательство христианских греко-римских и византийских императоров. С 4-го века, когда христианская Церковь вошла в мирный союз с государством, греко-римские христианские императоры принимали близкое участие в церковных делах. С одной стороны они, устраивая государственный быт по духу и правилам христианской веры, придавали церковным постановлениям силу государственных законов; с другой стороны, издавали от себя, в согласии с церковной властью, различные законы относительно внешнего благосостояния и внутреннего благоустройства Церкви. Церковь не только не отказывала государственной власти в таком участии, но и обращалась к ее защите, покровительству, содействию (напр., Карфаг. 104); впрочем, она также устанавливала, и своими законами ограждала границы вмешательства светской власти в церковные дела.
Принятые Церковью законоположения государственной власти становились, наряду с церковными канонами, источником церковного права. Соединение тех и других получило название Номоканона.

Слайд 6

4.1.) Священное Писание

Главным и основным источником для определения основных начал церковного устройства

4.1.) Священное Писание Главным и основным источником для определения основных начал церковного
и управления должно служить св. Писание нового завета.
В св. Писании главным образом содержатся истины веры (догматы) и нравственности. Сами по себе они не составляют церковного права или юридических постановлений; но они служат основанием церковного законодательства, облекаются через него в юридическую форму, и в этом смысле относятся к источникам церковного права.
Но, кроме истин веры и нравственности, в новозаветном св. Писании мы находим еще постановления И. Христа, касающиеся Церкви, как внешнего общества.
Так, напр., в нем указаны Спасителем: учреждение апостольского служения и полномочия, данные ему (Матф. 28:19-20; 18:18; Иоан. 20:23); установление свящ. иерархии (Ефес. 4:11-12) установление таинств крещения и причащения (Марк. 16:16; Лук. 22:19; 1 Коринф. 11:23-25); учение о разводе (Матф. 5:32; Об отношении к верховной власти (Матф. 22:21) и др.
В новозаветных свящ. Книгах есть правила и распоряжения Апостолов, касающиеся церковного устройства, служащие раскрытию божественных правил Спасителя и применению их к нуждам современного Апостолам общества.
Что касается церковных правил, заключающихся в ветхозаветных священных Книгах, то нужно сказать, что с окончанием ветхого завета прекратилась обязательная сила и этих законов; это указано и в новозаветном учении (Евр. 8:10; Деян. гл. 15). Они могут иметь лишь историческое значение в науке церковного права. Если некоторые из них приняты христианской Церковью, то свой авторитет они получают от ее законодательной власти (напр. законы о родстве, о неупотреблении в пищу крови, удавленины; см. Деян. 15:19).

Слайд 7

4.2.) Священное Предание

Каждая из основанных Апостолами Церквей тщательно хранила и передавала

4.2.) Священное Предание Каждая из основанных Апостолами Церквей тщательно хранила и передавала
последующим поколениям своих членов не одни только писания Апостолов, но и все то, что она слышала от них, что в ней было учреждено ими лично (апостольские предания). Путем взаимных постоянных сношений между Церквами, даже отдаленными друг от друга, эти апостольские предания распространялись, становились общеизвестными. Ближайшие к Апостолам их приемники, продолжая отстраивать Церковь, развивали апостольские постановления в соответствии с потребностями вверенных им христианских сообществ. Это развитие и применение апостольского предания также укреплялось в церковной жизни (предание церковное, отеческое).

Слайд 8

5.) Церковные обычаи

В первые времена христианской Церкви многие церковные обычаи имели самую

5.) Церковные обычаи В первые времена христианской Церкви многие церковные обычаи имели
тесную связь с апостольским церковным преданием, выражали его в себе и укрепляли собою в Церковной жизни. Само собой разумеется, что происходящие из такого источника обычаи имели в церковном праве одинаковое с преданием значение.
Но в Церкви, как в первые века, так и в последующие времена в особенности, были и бывают еще и такие обычаи, в основании которых лежит одно лишь убеждение большей или меньшей части христиан в том, что все, соблюдаемое этими обычаями, есть право. Убеждение это выражается в долговременном соблюдении чего-либо не определенного положительным законодательством или не указанного преданием.
Уважение к обычаю мы встречаем и в свящ. Писании (Коринф. 11:16). Законодательство древней Церкви также с уважением относилось к обычаям, если разделяло убеждение в их справедливости и целесообразности, или, по крайней мере, не видела в них противоречия ее духу и основным ее правилам. Древность обычая, как досточтимая седина, внушала к нему особенное благоговение (Васил. Вел. 92 пр.). Такое уважение выразилось в том, что Соборы подтверждали многие обычаи своими правилами, или основывали на обычаях свои постановлений.

Слайд 9

6.) Толкование канонов

К источникам церковного права можно, до некоторой степени, отнести толкования

6.) Толкование канонов К источникам церковного права можно, до некоторой степени, отнести
церковных канонов, получившие авторитет через постоянное употребление их в церковной практике. Таким авторитетом в православной Церкви пользуются объяснения канонов, составленные законоведами греческой Церкви (12 века): Зонарой, Аристеном и Вальсамоном.

Слайд 10

ОСОБЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА И ЕГО СБОРНИКИ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Номоканоны
Эти Номоканоны послужили основанием

ОСОБЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА И ЕГО СБОРНИКИ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ Номоканоны Эти Номоканоны
для сборника церковного права в России, получившему название Кормчей книги (т.е. книги церк. управления).
Сборники
Кроме Кормчей книги, многие канонические правила помещались в богослужебных книгах (уставах, служебниках, требниках) и в различных сборниках, довольно многочисленных и разнообразных по содержанию.
(Стоглавый Собор )
Постановления, указы, судебники, законы
( Судебник Ивана 3)

Слайд 11

2. Устройство церкви. Глава и члены Церкви

А) Основатель Церкви Иисус Христос всем апостолам дал

2. Устройство церкви. Глава и члены Церкви А) Основатель Церкви Иисус Христос
одинаковую власть в ней, удержав за Собой верховное главенство, называя Себя Пастырем добрым (Ин. 10:14). Подобно тому как между апостолами, по заповеди Христа, не было первенства власти, так и все епископы, какую бы кафедру каждый из них ни занимал, равны в достоинстве и сакраментальной власти, хотя и различаются по объему административных полномочий. В Церкви поэтому нет места для вселенского главы, замещающего Самого Спасителя.
Церковь, являясь Телом Христовым, имея своей Главой Самого Спасителя, состоит из членов – братьев, равных между собой перед лицом правды Божией, имеющих одинаковую надежду на Царство Небесное. Народ Божий, по слову апостола Петра, род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Пет. 2:9).
Члены Церкви связаны между собой не общностью национальности, языка, сословия, а иной общностью, более высокой – единством веры и единством духовной жизни.

Слайд 12

Клирики и миряне.

Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд

Клирики и миряне. Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый
составляют призванные Святым Духом через поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей и, как правило, вне храма, и в богослужении – своими молитвами, и в церковном управлении – в избрании священнослужителей, в распоряжении церковным имуществом.
Восточные патриархи в Окружном послании от 6 мая 1848 г. писали, что «стражем благочестия» является «само Тело Церкви, то есть сам народ»204. Этим они выразили одну из основных истин православного вероучения, отличающегося от католической доктрины с ее теократическим и клерикальным оттенком, с подчеркнутым разделением единого Тела Церкви на две церкви: учащую и учащуюся, – разделением, не принятым в Православии.

Слайд 13

Монашествующие

Помимо клира и мирян – состояний, возникших одновременно с началом бытия самой

Монашествующие Помимо клира и мирян – состояний, возникших одновременно с началом бытия
Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние – монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов, хотя в синодальную эпоху у нас принята была именно такая классификация. Монахи, как известно, могут быть как клириками, так и лицами, не имеющими посвящения, и в этом смысле мирянами. Особое положение монашества в составе Церкви было вызвано другими причинами нежели разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков. Монашествующие выделяются не служением, а особым образом жизни, который вытекает из даваемых ими обетов: целомудрия, бедности и послушания

Слайд 14

3.1. Органы церковного управления в православной церкви

Порядок Церковной иерархии в современной Русской

3.1. Органы церковного управления в православной церкви Порядок Церковной иерархии в современной
Православной Церкви выглядит так:
Патриарх
Митрополит
Епископ
Священник
Диакон

Слайд 15

3.2 Органы церковного управления в католической церкви.

1) Папа
2) Кардиналы
3) Римская Курия.
4) Митрополиты и Архиепископы.
5) Епископы.
6) Приходские священники

3.2 Органы церковного управления в католической церкви. 1) Папа 2) Кардиналы 3)

Слайд 16

4. Виды церковной власти

Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие

4. Виды церковной власти Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ
изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы.

Слайд 17

1. Власть религиозного учения.

Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры .
Символ

1. Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является
веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения.

Слайд 18

2. Власть священнодействия

Священнослужебная власть Церкви заключается в праве устанавливать порядок богослужения и

2. Власть священнодействия Священнослужебная власть Церкви заключается в праве устанавливать порядок богослужения
совершать его. Формы богопочитания различны как и обряды, но последние должны строго и точно выражать догматическое учение, веру Церкви. Богослужение могут совершать лишь священные лица – епископы и пресвитеры. Им помогают диаконы и церковнослужители. Сосредоточением христианского богослужения является совершение Таинства Евхаристии124 – Божественной литургии. Местом ее проведения может быть только освященный храм. Если же в виду исключительных обстоятельств литургия совершается вне Церкви, то в таком случае освящение храма и престола заменяется антиминсом, без которого литургия невозможна. В одном храме на одном престоле литургия может проводиться не более одного раза в день.
Имя файла: Церковное-право.pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0