Творчество Булгакова

Содержание

Слайд 2

М.А.Булгаков (1891- 1940)

М.А.Булгаков (1891- 1940)

Слайд 3

С какими произведениями писателя знакомы по книгам, фильмам?

«Бег», «Белая гвардия», «Дни

С какими произведениями писателя знакомы по книгам, фильмам? «Бег», «Белая гвардия», «Дни
Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.

Слайд 4

Жизнь, творчество, личность.

Родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. Учился

Жизнь, творчество, личность. Родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии.
в Киевской гимназии вместе с Паустовским. (19000-1909)Увлекался театром , пересмотрел все спектакли.


Слайд 6

Писатель- врач.

В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета, полтора года служил

Писатель- врач. В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета, полтора года
в земской больнице села Никольского Смоленской губернии.

«Записки юного врача»- автобиографическая повесть.

Слайд 7

Февральскую революцию и октябрьский переворот встретил резко отрицательно.
(Киев переходил из рук

Февральскую революцию и октябрьский переворот встретил резко отрицательно. (Киев переходил из рук в руки 18 раз)
в руки 18 раз)

Слайд 8

Осенью 1919 года командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военного

Осенью 1919 года командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военного
врача на Северный Кавказ.

Во Владикавказе появились первые публикации в газетах. 1920-1921г.г.-пьесы «Самооборона», «Братья Турбины» и др. Поставлены в Первом Советском театре Владикавказа.

Слайд 9

Возвращение в Москву.

В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом

Возвращение в Москву. В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным
Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы.

Слайд 10

1922-1926-работа в газете «Гудок».
1923-1924-роман «Белая гвардия».
1925-опубликована повесть «Роковые яйца», написана

1922-1926-работа в газете «Гудок». 1923-1924-роман «Белая гвардия». 1925-опубликована повесть «Роковые яйца», написана
повесть «Собачье сердце».
1926-пьесы «Белая гвардия», «Зойкина квартира».
1926-1927-пьесы «Бег»,»Багровый остров».
1928-начало работы над «Мастером и Маргаритой».
1929-постановление Главреперткома о запрете постановки всех пьес.
1931-премьера спектакля «Дни Турбиных».
1932-закончена первая редакция «Мастера и Маргариты».

Слайд 11

Писал практически «в стол».

Уже к концу 20х годов подвергся травле критики. Пьеса

Писал практически «в стол». Уже к концу 20х годов подвергся травле критики.
«Бег» не допущена к постановке, роман «Белая гвардия» опубликован в Париже в 1927 году, а в России лишь в 1966, пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия» ждала более счастливая судьба- ею увлекся Сталин (был на спектакле около 20 раз).

Слайд 12

«Дни Турбиных»

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ПЬСА О СУДЬБЕ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ГДЕ БОЛЬШЕВИКИ

«Дни Турбиных» КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ПЬСА О СУДЬБЕ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ГДЕ
НЕ ФИГУРИРУЮТ, ТАК ПОНРАВИЛАСЬ Сталину?

Слайд 13

Обречен на пожизненное молчание…

Отрывок из письма Булгакова:
Я прошу Советское правительство принять

Обречен на пожизненное молчание… Отрывок из письма Булгакова: Я прошу Советское правительство
во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо.

Слайд 14

Сатира Булгакова.
Цели сатиры писателя и ее особенности.

Сатира Булгакова. Цели сатиры писателя и ее особенности.

Слайд 15

Мастерство и гражданское мужество автора «Собачьего сердца»

«Сатира, действительно, как известно всякому грамотному,

Мастерство и гражданское мужество автора «Собачьего сердца» «Сатира, действительно, как известно всякому
бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной».
Булгаков.

Слайд 16

Почему повесть не публиковалась в России до 1987 года?

Виртуальное заседание Литобъединения, на

Почему повесть не публиковалась в России до 1987 года? Виртуальное заседание Литобъединения,
котором обсуждается судьба повести.

Слайд 17

Своеобразие повести.

Соединение конкретных примет реальности 20х годов и фантастики. Гротескный образ действительности.

Своеобразие повести. Соединение конкретных примет реальности 20х годов и фантастики. Гротескный образ

Сюжет. Пародийно-ироническая трансформация евангельского мотива Преображения.
Профессор Преображенский- трансформация библейского образа Творца.
Швондер как представитель низшего уровня тоталитарной власти.

Слайд 18

Шариков.

Опора власти и угроза существованию культуры.
Проблема ответственности ученого за результаты эксперимента.

Шариков. Опора власти и угроза существованию культуры. Проблема ответственности ученого за результаты

Философская проблематика повести: что есть человек?

Слайд 19

Мудрость писателя.
В чем актуальность предупреждений писателя?

Какие крылатые выражения запомнились?
Пропал Калабуховский дом!

Мудрость писателя. В чем актуальность предупреждений писателя? Какие крылатые выражения запомнились? Пропал

Не читайте советских газет.
Разруха не в клозетах, а в головах.
Лягушка жены не заменит…

Слайд 20

Роман, с которым автор не расставался до последнего дыхания…

Роман, с которым автор не расставался до последнего дыхания…

Слайд 21

История необычного романа.

История необычного романа.

Слайд 22

Варианты названий, или как менялся замысел…

Инженер с копытом. Первая редакция.
Черный маг.

Варианты названий, или как менялся замысел… Инженер с копытом. Первая редакция. Черный

Гастроль Воланда.
Сын В…
Копыто.

Слайд 23

Вторая редакция.
Копыто инженера -1929 г.
Консультант с копытом -1931г.

Вторая редакция. Копыто инженера -1929 г. Консультант с копытом -1931г.

Слайд 24

Третья и четвертая редакции.

1934-1937г.г. Воланд потесняется новым героем. Который становится автором романа

Третья и четвертая редакции. 1934-1937г.г. Воланд потесняется новым героем. Который становится автором
об Иешуа.
Ноябрь 1937г.-начата последняя редакция произведения, впервые получившего свое окончательное название.
13 февраля 1940г. Булгаков последний раз работал над романом.

Слайд 25

И родилось творение необыкновенное…

Особенности жанра.

Жанр - сочетание фантастики с
философско-библейскими мотивами.

И родилось творение необыкновенное… Особенности жанра. Жанр - сочетание фантастики с философско-библейскими

Сатирико-философский роман.
Некоторые называют его романом-мифом.
Другие считают двойным романом.

Слайд 26

В чем необычность романа?

Исследователь Попов:
Идеология романа жуткая. Должно будет пройти 50-100

В чем необычность романа? Исследователь Попов: Идеология романа жуткая. Должно будет пройти
лет.

В чем своеобразие поэтики?
Особенности композиции?

Слайд 27

Проблематика романа.

Проблемы добра и зла
Жизни и смерти
Ответственности
Личности автора
Власти

Проблематика романа. Проблемы добра и зла Жизни и смерти Ответственности Личности автора

Истины
Свободы и несвободы
Любви
Сути творчества

Судьба вечных человеческих ценностей?
Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?
Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?

Слайд 28

Он о многом, этот роман. Он о Боге и черте, он о

Он о многом, этот роман. Он о Боге и черте, он о
трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви…И потому он очень прост и очень загадочен…
Эрнст Маркин.

Слайд 29

Что есть истина, или почему у Пилата болела голова…

Что лежит в основе

Что есть истина, или почему у Пилата болела голова… Что лежит в
сюжета и служит ключом ко всему содержанию?
Это пронизывающее весь роман противостояние истинной свободы и несвободы- во всех ее проявлениях.

Слайд 30

В чем Булгаков отступил от библейского сюжета?

Нетрадиционная транскрипция имен.
Возраст и происхождение.
Отсутствие 12

В чем Булгаков отступил от библейского сюжета? Нетрадиционная транскрипция имен. Возраст и
апостолов.
Судьба Иуды.
Изменение характера проповедей Иисуса.
Оспорено божественное происхождение героя.
Главным героем ершалаимских глав становится Понтий Пилат.

Слайд 31

Ершалаимские главы. Сцена допроса.
Найдите 4 ключа к пониманию (философскому, нравственному, политическому) этой

Ершалаимские главы. Сцена допроса. Найдите 4 ключа к пониманию (философскому, нравственному, политическому) этой главы.
главы.

Слайд 32

Пилат отдает приказ о казни.
Почему же Понтий Пилат, желая спасти Иешуа, отдает

Пилат отдает приказ о казни. Почему же Понтий Пилат, желая спасти Иешуа,
приказ о его казни?

Слайд 33

Ершалаимские главы. Сцена казни.
Каков он, путь на Голгофу?
Почему у Иешуа только

Ершалаимские главы. Сцена казни. Каков он, путь на Голгофу? Почему у Иешуа
один ученик, да и тот искажает его учение?

Слайд 34

Сатира в романе. Московские главы.

В московских главах подавляющее большинство персонажей- люди несвободные,

Сатира в романе. Московские главы. В московских главах подавляющее большинство персонажей- люди
связанные путами инструкций, догм, постановлений или оковами собственного изготовления.

Слайд 35

Роль Воланда и его свиты.
Кого и за что наказывает Воланд?

Роль Воланда и его свиты. Кого и за что наказывает Воланд?

Слайд 36

Коллективная работа по содержанию гл. 12.

Писатель как бы подводит итог тысячелетнего развития

Коллективная работа по содержанию гл. 12. Писатель как бы подводит итог тысячелетнего
человечества.
Изменился ли мир?
Что стало с человечеством, ради которого пострадал Иешуа?
Рухнул ли храм старой веры, перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь , в этой стране, претендующей на миссианскую роль?

Слайд 37

Проделки Бегемота.

Проделки Бегемота.

Слайд 38

Литературный мир на страницах романа.
Это мир людей, рассматривающих свою причастность к литературе

Литературный мир на страницах романа. Это мир людей, рассматривающих свою причастность к
как возможность сыто и праздно жить.
Почему Мастер отказывается именоваться писателем?

Слайд 39

От сатиры – к фантастике.

Побываем на балу у Сатаны?!

От сатиры – к фантастике. Побываем на балу у Сатаны?!

Слайд 40

Бал Сатаны.

Бал Сатаны.

Слайд 41

Что мы понимаем под словом Мастер?

Что роднит Мастера и Булгакова?
Что общего между

Что мы понимаем под словом Мастер? Что роднит Мастера и Булгакова? Что
Мастером и Иешуа?
Что сломило Мастера?
Почему Мастер получает покой?
Как образ Мастера помогает решить проблему ответственности человека?

Слово «Мастер», противопоставляющее булгаковского героя пошлому писательскому миру, означает человека, наделенного творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни.
Это наставник, образец для подражания, «художник милостью божьей».

Слайд 42

История любви Булгакова и Елены Сергеевны.
Автобиографический характер сюжетной линии Мастера и Маргариты.

История любви Булгакова и Елены Сергеевны. Автобиографический характер сюжетной линии Мастера и Маргариты.

Слайд 43

Булгаковы: и Михаил Афанасьевич, и его Маргарита-Елена Сергеевна- нашли свою сверхсилу и

Булгаковы: и Михаил Афанасьевич, и его Маргарита-Елена Сергеевна- нашли свою сверхсилу и
сберегли ее до смертного часа в самих себе.

Слайд 44

Сюжетная линия Мастера и Маргариты.

Всем разновидностям несвободы противостоит полная внутренняя независимость Мастера,

Сюжетная линия Мастера и Маргариты. Всем разновидностям несвободы противостоит полная внутренняя независимость
роднящая его с Иешуа Га-Ноцри.
Маргарита –по натуре своей вольная птица.
И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь!
Имя файла: Творчество-Булгакова.pptx
Количество просмотров: 263
Количество скачиваний: 2