Слайд 2
Род
- бог покровительствую- щий роду (коллективу сородичей в целом).
У Рода есть помощницы – Рожаницы – они покровительствовали рождению потомства. Другое название Рода и Рожаниц – «Суд» и «Суденицы»: покровители - при рождении человека, наделяли его судьбой, долей.
Слайд 3 Сварог
- верховный владыка Вселенной, родона- чальник богов. Он как
олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Все основные славян- ские боги – дети Сварога, оттого и зовутся они Сварожи- чи.
Слайд 4 Перун
- грозное славянское божество, сын прабога Неба – Сварога. Молнии
его оружие – меч и стрелы, радуга – лук, тучи – одежда и борода, гром – это его речь, ветры и бури – это его дыхание. Перун бог земного огня, который он принёс в дар смертным. Он разъезжает на огненных драконах или на крылатом коне. Воплощение его – орёл.
Слайд 5
Перуница
- воплощение богини Лады, супруги громо- вержца Перуна.
Её называют дева – громовница, как бы подчёркивая, что она разделяет власть над грозами со своим мужем. Этим также подчёркивается её воинственная сущность.
Слайд 6Велес или Волос
- славянский «скотий бог», второй по зна- чению после
Перуна, олицетворение хозяй- ской мудрости. Велес считался звериным богом и принимал облик медведя, он был покровителем охотничьей добычи, «богом мёртвого зверя».
Слайд 7 Белбог
- воплощение света, бож- ество удачи, счастья, блага. Он обитает
на небесах и олицетворяет белый день. Белбог борется с непрестанно Чернобогом, как добро борется со злом. Обитает на небесах и олицетво- ряет белый день. Своим волшебным посохом сгоняет стада белых облаков, чтобы открыть путь светилу.
Слайд 8 Чернобог
- ужасное божество древних славян, олицетворение всех злоключений и бед.
Это воплощение земного мрака, вечной вселенской тьмы. Наши предки верили, что когда чаша людских пороков переполнится , на земле по воле Чернобога вырастет ядовитая чёрная трава – чернобыль.
Слайд 9 Берегиня
- великая богиня, поро- дившая всё сущее. Согласно поверьям, в берегинь
обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Название «берегиня» - происходит от слова «берег», т.к. все ритуалы по их вызыванию и зак- линанию совершались на возвышенных, холмистых берегах рек.
Слайд 10 Дажьбог
- это сын Сварога, бог солнца и его олицет- ворение.
Дажьбогов день праздновался весной (это время совпадает с христиан-
ской Пасхой). В этот день сжигали Кострому – Кострубоньку или Зиму, пекли сладкие хлебы, красили яйца луковой шелухой в красный цвет. Дажьбог был подателем всех благ.
Слайд 11 Святобор
- один из верховных лесных владык в славянской мифологии. Это
бог лесов, покровитель охоты, он предопределяет судьбу, жизнь, поведение жителей леса. Ростом он выше самой высокой сосны, статью могучее самого кряжистого дуба. Он олицетворение вечно живой природы.
Слайд 12 Зевана
- покровительница зверей и охоты. Верная помощница и супруга Святобора.
Она юна и прекрасна, бесстрашно мчится она на своём коне по лесам и гонит убега- ющего зверя. Богине молились ловцы и охотники, испрашивая у неё счастья в зверо- ловстве, а благодар –ность приносили часть своей добычи.
Слайд 13 Мокошь (Макошь)
- она олицетворяла Мать Сырую Землю, она была посредницей между
небом и землёй. Будучи богиней плодородия Мокошь изображали с большой головой и вытянутыми ввысь руками. Она покрови- тельница дождя, мелкого домашнего скота, покровительствовала женщинам, их делам и торговле.
Слайд 14
Морана ( Морена)
- богиня бесплодной, бес- полезной дряхлости,
увядания жизни и неизбежного конца её – смерти. Слово «мор» обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств, «морить» - убивать. Этой богине не нужны никакие жертвоприношения, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев.
Слайд 15Семаргл – божество древних славян, коему, как и прочим, приносили жертвы и
имели его храмы. Это земное воплощение огня в переносном его значении: та пламенная сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою, зажигает сердца храбрых витязей, делая их неустрашимыми. Кроме того, Семаргл – посредник между бессмертными богами и простыми людьми. Его часто изображали в виде крылатой собаки.
Слайд 16 Святовид
- божество ясного дня, сын Сварога. Четыре го- ловы обозначают четыре
стороны света и постав- ленные с ними в связи четыре времени года (восток и юг – царство дня, весны, лета; запад и север – царство ночи, осени, зимы). Он призна- вался и богом плодоро- дия, к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных.
Слайд 17 Стрибог
- крылатый старец – исполин – верховный владыка всех ветров
и божество, простирающее своё покровительство над миром. Он дует в золоченный рог, а над его головой парит орёл.
Слайд 18 Хорс
- Божество света, родст- венное Дажьбогу. В «Слове о полку
Игореве» о князе Всеславе сказано, что он ночью рыскал волком, пробегая из Киева до Тмутаракани прежде Хорса, то есть восхода Солнца. Хорс – владыка света белого, солнечного или лунного, независимо от источника, противостоящего хаосу, тьме, небытию. Хорс – это небесное око: всезнаю- щее, всеведущее, всеблагое.
Слайд 19 Чур
У наших предков – язычников он был божеством не самого
высокого ранга, однако имя его все знают до сих пор. Чур почитался покровителем и оберегателем границ поземельных владений. Также он охранял человека и всё его добро от нечистой силы, поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав «Чур меня!», то есть попросить «Чур, побереги меня!». Если кто – то пожелает человеку плохое, нужно зачаровать его: «Чур тебе на язык!» - и злое пожелание не сбудется.
Слайд 20 Баенник
- Баня имела огромное значение для славянина. И здесь, как
и во всяком месте, обитал свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник – особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облачённый в липкие листья, отвалившиеся от веников. Он легко мог превращаться в вепря, в собаку, в лягушку, и даже в человека. Вместе с ним тут обитают его жена и дети.
Слайд 21 Домовой
- говорят, он и по сию пору живёт в каждой избе,
да не каждому об этом ведомо. Зовут его дедушкой, хозяином, суседкою, доможилом – все это он – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Он может во сне щекотать, греметь посудой по ночам, или постукивать за печкой, но делает это от озорства. Главное его дело – досмотр за хозяйством. И если ему жильё по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу пошёл, а ленивым хозяевам он охотно помогает запускать хозяйство.
Слайд 22 Леший
-обитает он в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как
человек – красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на пра- вую. Глаза у лешего зелёные и горят, будто угли. Леший может стать пнём и кочкой, превратить- ся в зверя или птицу, ведь он не только дух леса, но и его сущ- ность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом – травою. Если он идёт лесом то равняется с самыми высокими деревьями.
Слайд 23 Овинник
-жил этот дух в строениях, где крестьяне в старину снопы
сушили. Он сидел в самом дальнем углу овина и днём и ночью, глаза его горели калёными угольями, как у кошки, да и сам он был похож на огромного кота – весь чёрный и лохматый. Иногда его видели в образе чёрной или белой собаки. Он умел лаять и хохотать, когда удавалось наказать нерадивого хозяина. Овинник стерёг овин от пожаров, следил за укладкой снопов и т.д.
Слайд 24 Водяной
- наши предки верили, что водяные – это потомки тех,
кого бог низвергнул с небес, а они упали в реки, озёра и пруды. Водяному подвластны все рыбы, все бури, штормы и ураганы: он бережёт пловца – или топит его; даёт рыбаку счастливый улов – или рвёт его сети. Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды.