«Верую!»

Слайд 2

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров.
жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.

Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.

Слайд 3

Особенности писательского жанра

Язык В. М. Шукшина сыграл важную роль в развитии языка

Особенности писательского жанра Язык В. М. Шукшина сыграл важную роль в развитии
русской прозы второй половины XX века. Это, с одной стороны, опора на живую речь, с другой, полемика с разнообразными штампами – канцелярскими, газетными, беллетристическими. Писатель последовательно отмечает, как воспринимает персонаж чужой речевой обиход. В рассказах Шукшина отражается социальная дифференциация языка. Утверждая в правах народное слово и образы, характерные для народной речи, Шукшин иронизирует над канцелярской фразеологией, газетными штампами, над псевдонаучной речью, над иноязычными словами.

Стилистически окрашенная лексика концентрируется в прямой речи персонажей, в частности, в обращениях их к другим персонажам Образные средства рассказов Шукшина также связаны с ориентацией на мировосприятие и речь персонажей.

Слайд 4

Верую!

Василий Макарович Шукшин — писатель, пришедший в литературу со своей темой,

Верую! Василий Макарович Шукшин — писатель, пришедший в литературу со своей темой,
даже философией. Его рассказы, небольшие по объему, заставляют задуматься о себе, своем месте в жизни, почувствовать всю полноту бытия. В русской литературе неоднократно изображались герои, раздираемые внутренними противоречиями, как правило, это были представители высшего класса, интеллигенты. Шукшин же приводит совершенно иного героя — деревенского мужика, объясняя и доказывая, что человек думает и переживает одно и то же, живет ли он в городе или в деревне, пашет землю или решает научные проблемы. Есть разность в образовании, в культурном уровне, но вот общечеловеческие вопросы, желание докопаться до истины присуще любознательным и пытливым вне зависимости от “места жительства”. В этом отношении интересен рассказ “Верую!”. Его главный герой Максим Яриков мучается от неизъяснимой тоски, ищет ее истоки и причину, хочет объяснить себе и окружающим, что “больная душа” — это так же тяжело и страшно, как при любой другой болезни. Чувствует – болит душа. Но как объяснить почему? Ненавидит он тех «людей, у которых души нету, или она поганая». Но жена презирает его за тоску. — О!.. Господи... пузырь: туда же, куда и люди,— тоска,— издевалась жена Максима, Люда,— с чего тоска-то? Максим хочет понять, что же болит? Он безотчетно понимает, что хуже всего, когда души вовсе нет, но объяснить этого не может, образования или привычки рассуждать нет. Но хочется понять, что же происходит в душе? Почему так тяжело? Ничего не заглушает боли и тоски: ни работа, ни водка... Услышал Максим, что к Лапшиным приехал «самый натуральный» поп, и пошел к нему узнать: « У верующих болит душа или нет?»

Слайд 5

Так, может быть, поможет поп, служитель культа, которому по службе положено объяснять

Так, может быть, поможет поп, служитель культа, которому по службе положено объяснять
заблуждения людей, утешать их? Максим разговаривает с попом: “Поп был крупный шестидесятилетний мужчина, широкий в плечах, с огромными руками.
Даже не верилось, что у него — что-то там с легкими. И глаза у попа ясные, умные. И смотрит он пристально, даже нахально. Такому — не кадилом махать, а от алиментов скрываться. Никакой он не благостный, не постный — не ему бы, не с таким рылом, горести и печали человеческие — живые, трепетные нити — распутать. Однако —Максим сразу это почувствовал— с попом интересно...” И оказалось, что этому попу «ничто человеческое не чуждо», что верит он в жизнь, в ее многообразие и мудрость, а имя Бога, в которого он верит, - Жизнь. « Ты пришел узнать, во что верить? Ты правильно догадался, у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в жизнь.»Что там, за гробом, попу неизвестно, поэтому он советует Максиму испытать рай и ад на земле. Живи так, чтобы потом не страшно было “раскаленные сковородки облизывать”. Жизнь, утверждает поп, должна быть короткой, как песня, тогда умереть не жалко. Это фактический гимн жизни, ее вечному и неустанному движению вперед. И не кощунственно, а глубокоосмысленно звучат слова: — Ве-ру-ю-у! ...В авиацию, в механизацию, в сельское хозяйство, в научную революцию! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о! Если трудно, иди вперед, старайся обогнать идущих впереди, не получится — слаб в коленках, но старайся, не скули, не хнычь. Ты человек, а значит, тебе многое дано. Кругом многообразная и интересная жизнь, приложи свои таланты и силу, преобразуй эту землю. Она ответит тебе дарами и благами, главное, веруй!

Слайд 6

Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание.

Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание.
Жизнеутверждающий и оптимистичный, он зовет к великим целям. Но не так все просто, надо нести веру в сердце, надо иметь душу, способную болеть, плакать, переживать. А последняя фраза гениально передает механизм преобразования: от желания к уверенности, способной свернуть горы: — Эх, верую! Верую! Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, понять, несет в себе зёрна духовности. Многие персонажи рассказов Шукшина остаются верными себе даже в тех случаях, когда жизненные обстоятельства не дают им адаптироваться, когда герои остаются в одиночестве, их идеалы осмеиваются и признаются недействительными. Это свойство шукшинских характеров сохраняется почти во всех его произведениях, потому что опирается на незыблемые основы бытия – любовь к земле, доброту, ощущение необходимости жить по нравственному закону.

   

Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание. Жизнеутверждающий и оптимистичный, он зовет к великим целям. Но не так все просто, надо нести веру в сердце, надо иметь душу, способную болеть, плакать, переживать. А последняя фраза гениально передает механизм преобразования: от желания к уверенности, способной свернуть горы: — Эх, верую! Верую! Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, понять, несет в себе зёрна духовности. Многие персонажи рассказов Шукшина остаются верными себе даже в тех случаях, когда жизненные обстоятельства не дают им адаптироваться, когда герои остаются в одиночестве, их идеалы осмеиваются и признаются недействительными. Это свойство шукшинских характеров сохраняется почти во всех его произведениях, потому что опирается на незыблемые основы бытия – любовь к земле, доброту, ощущение необходимости жить по нравственному закону.

Философский смысл рассказа

Имя файла: «Верую!».pptx
Количество просмотров: 260
Количество скачиваний: 3