Слайд 2Византийское искусство
Византийское искусство формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и
скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока.
Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство.
Слайд 3Определяющую роль в византийском искусстве играет церковь и императорский двор.
Византийский император
- земной наместник Бога, поэтому ему надлежало воздавать почти божественные почести.
Византийцы любили роскошь как элемент престижа, стремление к великолепию, пышности, широко использовали драгоценные материалы.
Слайд 4 Византийский орнамент
В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций.
Слайд 5Орнамент состоял из сложных сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных
побегов, в частности виноградных лоз, и различных геометрических фигур
Слайд 6сильно стилизованные растительные формы, которые разделяются на простейшие элементы (пальметту и вьющийся
стебель);
Слайд 7характерна причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов
Слайд 9Изображения животных на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или
многоугольники; иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом.
Для византийских тканей более характерен геометрический и зооморфный орнамент в сочетании с человеческими фигурами, чем растительный.
Слайд 10 Особенности византийского орнамента:
Рисунок орнаментов крупный, плоскостной, часто без раппортный, раппорт располагается
как горизонтально, так и вертикально.
Сложные сплетения различных мотивов.
Узорчатость, заимствованная у персов.
«Ковровость» заполнения плоскости орнаментом.
Статичность композиций.
Древовидный характер композиций.
Основные типы: полоса, розетка, сетчатый.
Основныемотивы: геометрический, растительный (виноградные лозы, пальметты, вьющиеся стебли), зооморфный (птиц, грифонов, барсов), антропоморфный, плетёнка.
Слайд 11Употребляемые цвета в византийском орнаменте :
ярко-зеленый,
ярко-красный,
фиолетовый,
пурпурный.
Слайд 12Книжные орнаменты
Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более
реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.
Слайд 13Книжные орнаменты
Образы львов, барсов, грифонов, павлинов, сирен были чужды официальному и церковному
искусству, но получили распространение в книжной иллюстрации и художественном ремесле, менее зависимых от традиций, канонов.
Слайд 16Византийские ткани
Подлинность византийского происхождения тканей можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный мотив
- круг с фигурой животного (льва, слона, орла - символа власти).
Слайд 17Сохранились шелка, вышитые золотой нитью. Из такого шелка выполнена далматика - просторная
длинная одежда Карла Великого.
Слайд 18Фрагмент византийских императорских одежд 11 века – грифоны вышиты на шелке, окрашенным
пурпуром из моллюсков.
Слайд 22Византийские эмали
Крест-реликварий из Козенцы с изображением Христа и евангелистов. Пример византийского искусства
эмали, XII в.