Слайд 2Место создания: Турфан. Туюк-Мазар
Время создания: VI-начало VII в.
Материал: лесс, солома, клеевые краски
Техника:
роспись по сухой штукатурке
Размеры: высота 142 см
Поступил в музей в 1931 г. Передан из МАЭ
Слайд 3 Майтрейя – «Любящий», «Милосердный», «Непобедимый», «Владыка наречённый Состраданием», «грядущий Учитель человечества» –
такие имена даны ему верующими.
Является единственным Бодхисаттвой, которого признают все направления буддизма.
Слайд 4Майтрейя – грядущий Будда, преемник Будды Шакьямуни (Гаутамы Будды). Об этом повествуется
в «Дигха-Никайе» – одном из старинных текстов «Типитаки» («Корзины наставлений»), содержащей свыше 17 тысяч сутр, приписываемых Будде или его ближайшим сподвижникам. В пятой главе «Лалита-Вистары», одной из наиболее популярных в буддийской литературе биографий Будды, написанной в III-IV вв., сказано, что Совершенный, перед тем как сойти на землю с небес Тушита, для того чтобы стать Буддой, указал на Бодхисаттву Майтрейю как на своего преемника и возложил ему на голову свой собственный венец Бодхисаттвы.
Слайд 5Одно из самых ранних упоминаний имени Майтрейи – санскритский текст «Майтрейя-вьякарана» («Пророчество
Майтрейи») утверждает, что боги, люди и другие существа будут поклоняться Майтрейе и утратят сомнения, и потоки привязанностей их иссякнут.
Слайд 6Приход Майтрейи будет связан с уменьшением размера океанов, чтобы Майтрейя мог их
без труда пересекать. Кроме того, людям откроется истинная дхарма (закон, учение), чтобы можно было создать Новый мир.
Среди явлений, предвещающих появление последнего Будды, перечисляются также прекращение смерти, войн, голода, болезней и распространение в новом обществе терпимости и любви.
Слайд 7 В очерке известного востоковеда и этнографа Ю.Н. Рериха «Майтрейя – Будда грядущего»
повествуется о легендах, связанных с приходом Майтрейи: «Фа-сянь, китайский паломник V в. н.э., передал нам легендарную историю монашеской чаши Шакьямуни, которая лежит спрятанной до тех пор, пока не настанет время воплощения Майтрейи. Но не только чаша ожидает времени прихода грядущего Будды: в горах Куккутапада, близ Гайи, лежит тело Кашьяпы, сохраняющего монашеские одежды Гаутамы Будды. Когда Майтрейя произведёт свое явление в этот мир, он расколет гору чудесным образом и получит от этого святого одежды последнего Будды. Эти легенды ясно отражают веру в то, что грядущий Будда придёт, чтобы продолжать учение Шакьямуни».
Слайд 8 Среди современных картин, посвящённых Майтрейе, наиболее широко известен цикл полотен, принадлежащий кисти
выдающегося русского художника Н.К. Рериха. На картине «Майтрейя Победитель» художник запечатлел величественную горную панораму с гигантским изображением Майтрейи. «Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение Земле. Знают – Майтрейя идёт», – так описывает Н.К. Рерих высеченный в скале древний рельеф Майтрейи близ Маулбека.
Слайд 9 Согласно древней традиции, Майтрейю часто изображали сидящим со скрещенными ногами и совершающим
знак наставления. Бодхисаттва зачастую одет в монашеское одеяние Будды. В школе Гандхары Бодхисаттва предстаёт увенчанным короной, облачённым в царские одеяния и держащим сосуд с амритой – напитком бессмертия. В другой форме Майтрейю изображали стоящим, облачённым в одежды Бодхисаттвы, его голова увенчана короной с маленькой ступой в ней. Согласно легендам, когда Майтрейя медитировал на образе Учителя, ученики увидели ступу Просветления на его макушке. Поэтому Майтрейя часто изображается со ступой на голове. Более поздняя традиция изображает Майтрейю сидящим уже не по-восточному, а по-западному – со спущенными с трона ногами, готовым к пришествию.
Слайд 10Наиболее популярная поза Майтрейи - бхадрасана ("поза благой воли") со спущенными с
трона ногами; реже он изображается сидящим в падмасане ("позе лотоса") или стоящим. Единичны изображения Майтрейи в лалитасане - с приспущенной правой ногой.
Слайд 11Майтрейя учит Пути Посвящений – пути возвращения Домой, к истинной Божественной реальности,
и раскрывает грани Учения о Пути Посвящений.