Вольтер (1694 - 1778)

Содержание

Слайд 2

ПЛАН:

Основные труды
Форма государственной власти
Структура государственной власти
Идея свободы
Идея

ПЛАН: Основные труды Форма государственной власти Структура государственной власти Идея свободы Идея
равенства
О религии
О Боге
О собственности
О воспитании и образовании
Общество и человек
Итоги

Слайд 3

1718 – «Эдип»
1722 – «Послание к Урании»
1731 – «История Карла XII, короля

1718 – «Эдип» 1722 – «Послание к Урании» 1731 – «История Карла
Швеции»
1732 – «Заира»
1735 – «Орлеанская девственница»
1739 - Рассуждение о человеке
1756 – поэма о естественном законе
1755 – «Опыт о нравах и духе народов»
1763 – Трактат «О веротерпимости»
1764 – Философский словарь

Слайд 4

ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА

здесь непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии.

ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА здесь непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии.

с проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент.
пропагандирует прививки от оспы.
представляет читателям философа Локка
излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения

1734

Слайд 5

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

был далек от современной демократии ,предпочитал сильную, но просвещенную

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ был далек от современной демократии ,предпочитал сильную, но просвещенную
монархию

вера в монарха-философа

выступал против революции во Франции, так как “то, что в Англии становится революцией, в других странах является лишь мятежом.”

республика приближает людей к их естественному состоянию

чтит форму правления в Англии, т. е. конституционную монархию

Многочисленность законов в государстве, как большое число врачей: признак болезни и бессилия.

Слайд 6

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

первостепенное значение придает не формам управления государства, конкретным институтам

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ первостепенное значение придает не формам управления государства, конкретным институтам
и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур.
для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.
политическую организацию будущего царства разума Вольтер не стремился определить во всех подробностях.
сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства.
управлять государством должны только собственники.
политический идеал Вольтера приближался к идее разделения властей.

Слайд 7

ИДЕЯ СВОБОДЫ

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

устранение феодальных

ИДЕЯ СВОБОДЫ «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» устранение
пережитков, сковывающих творческую инициативу человека
в первую очередь – свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом
стержнем личной свободы служит свобода слова и свобода печати.
свободы труда
подлинная свобода проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами.
свобода дополняется и подкрепляется равенством.

Слайд 8

ИДЕЯ РАВЕНСТВА

«Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная

ИДЕЯ РАВЕНСТВА «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь,
жизнь человека».

равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом.
сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ Вольтер не был.
«равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера».
два класса: богатые и бедные

Слайд 9

О РЕЛИГИИ

религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс.
сильно верил

О РЕЛИГИИ религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс. сильно верил
в религиозную терпимость.
выступал против религиозного фанатизма
твердо протестовал против религиозного насилия и преследования
развенчивает официальную религию, так как официальная религия сильно отличается от истинной, а идеальная религия - это религия, единящая нас с богом в награду за добро и разъединяющая за преступления. Это религия, которая “учила бы терпимости по отношению к остальным и, заслужив таким образом всеобщее расположение, была бы единственной, способной превратить человеческий род в народ братьев» .
она не столько бы предлагала людям искупление прегрешений, сколько вдохновляла бы их к общественным добродетелям . не разрешала бы (своим служителям) узурпировать . власть, способную превратить их в тиранов.” Именно этого не хватает христианской религии, которую Вольтер считал единственно верной, причём настолько верной, что “ она не нуждается в сомнительных доказательствах.”
корень существующих социальных зол видел в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума – виновник всего этого считал церковь, католицизм.

Слайд 10

О БОГЕ

бог рассматривался только как разум, сконструировавший целесообразную “машину природы” и

О БОГЕ бог рассматривался только как разум, сконструировавший целесообразную “машину природы” и
давший ей законы и движение
Вольтер определяет бога как “необходимое бытие, существующее само по себе, в силу своей разумной, благой и могущественной природы, разум, во много раз превосходящий нас, ибо он совершает вещи, которые едва ли мы можем понять.”

«Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать»

Слайд 11

О СОБСТВЕННОСТИ

Вольтер не был сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ.

О СОБСТВЕННОСТИ Вольтер не был сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ.

обладание имуществом (либо отсутствие такового) должно сказываться на положении человека в обществе.
право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники.
собственность – признак гражданина.

Слайд 12

Вольтер выступал с критикой учения о врожденном характере результатов воспитания.

Вольтер выступал с критикой учения о врожденном характере результатов воспитания. писал, что
писал, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления".

О ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

«если чернь начнет думать, то все погибло».
люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания. Скорее даже наоборот.

Слайд 13

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

«человек не походит на других животных, имеющих лишь инстинкт

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК «человек не походит на других животных, имеющих лишь инстинкт
любви к себе»
все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая «столь же необходима человеку, сколь кровь, текущая в его жилах»
соблюдение собственных интересов он считает двигателем жизни
ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил, ему необходимы законы
люди, не имеющие узды не способны к сосуществованию
вся наша жизнь – «удовольствие и страдание»

Люди несколько извратили природу, ибо они вовсе не родятся волками, а становятся ими.

Слайд 14

Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии.
По

Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному
своему объективному значению его идеи имели революционный характер, они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.
Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений.
Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители

ИТОГИ

Имя файла: Вольтер-(1694---1778).pptx
Количество просмотров: 127
Количество скачиваний: 0