Содержание
- 2. Цель образования в современной школе: готовить учеников как субъектов своей жизни. Субъектность – это внутренняя творческая
- 3. Все мы помним систему государственного образования в СССР, традиционные ценности включали: Ригоризм -суровое и непреклонное соблюдение
- 4. 60 % старшеклассников отметили, что учителя весьма бестактно вмешиваются в их отношения. Вмешательство учителей вряд ли
- 5. Для гуманной педагогики субъект всегда первичен. Для этого воспитание должно иметь содержание, т.е. в нём должны
- 6. Неприкрытый, прямой, зачастую специально демонстрируемый авторитарный диктат учителя. Исследователи назвали его «буря и натиск». Более скрытый
- 7. Гуманистическая педагогика однозначно выступает против любых видов опёки. Использовать рекомендации и советы можно гораздо более эффективно,
- 8. Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учеником, сколько
- 9. Актив класса должен постоянно меняться. При чередовании традиционных поручений – трудовых, интеллектуальных, спортивных, организаторских, которые выполняются
- 10. Происходит это из-за непонимания учителями различий между двумя основными подходами к воспитанию формирующим (традиционным) И развивающим
- 11. Основной проблемой современной педагогики является понимание учителем смысла открытого воспитания. -нелинейность (знания и опыт возникают спонтанно,
- 12. приоритет воспитания, ориентированного на личность ученика (личностно ориентированное), над воспитанием, ориентированным на знания о необходимых правилах
- 13. - самоутверждение, самореализация и самоопределение личности является следствием самоорганизации личности; самореализация не сводится к распространённым в
- 15. Скачать презентацию
Слайд 2Цель образования в современной школе: готовить учеников как субъектов своей жизни.
Субъектность –
Цель образования в современной школе: готовить учеников как субъектов своей жизни. Субъектность –
Законы воспитания 21 века говорят о гуманном и нравственном воспитании подрастающего поколения.
Критерий гуманистичности определяют
2 показателя- добровольность и самодеятельность- которые, по сути, должны определять гуманность, т.е. человечность содержания образования.
Слайд 3Все мы помним систему государственного образования в СССР,
традиционные ценности включали:
Ригоризм
Все мы помним систему государственного образования в СССР,
традиционные ценности включали:
Ригоризм
Авторитаризм – беспрекословное подчинение установленным государствам авторитетам.
Дидактическое морализаторство- навязывание готовых образцов знаний и поведения.
Воспитывался человек, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами, человек с «хоровым началом».
Идея гуманизма воспитания блокировалась в Советском Союзе как развивающая в молодёжи дух непокорности, пренебрежение к властям и закону.
Слайд 460 % старшеклассников отметили, что учителя весьма бестактно вмешиваются в их отношения.
60 % старшеклассников отметили, что учителя весьма бестактно вмешиваются в их отношения.
По мнению старшеклассников (50%), хороший ученик для учителя послушный, дисциплинированный, исполнительный, вежливый, скромный, не выделяющийся, не думающий, не имеющий собственного мнения, безропотный, не мешающий работать, смотрящий в рот учителю.
56 % учеников считают, что для успешной учёбы первостепенное значение имеет интерес к предмету, который определяет учитель.
24% считают, что данный интерес в меньшей мере зависит от ученика или предмета -25 %.
Пассивная позиция ученика («сделайте мне интересно») сталкивается с такой же выжидательной позицией учителя («они не хотят учиться», «они должны…»).
Это противостояние проявляется
и в отношении к отметкам:
30% учащихся считает, что отметка оценивает отношение учителя к ученику.
21% - способности ученика.
11% - используется как способ давления.
(исследования профессора
Кульневича Сергея Владимировича)
Прошло время, но традиционная педагогика царствует и поныне.
Слайд 5Для гуманной педагогики субъект всегда первичен.
Для этого воспитание должно иметь содержание, т.е.
Для гуманной педагогики субъект всегда первичен.
Для этого воспитание должно иметь содержание, т.е.
Т.е. умение думать и действовать по схеме как главную ценность традиционного воспитания, вытесняет сознательная потребность человека сперва осмысливать (придавать смысл), а только затем принимать решения и действовать.
Первым принципом гуманистического воспитания становится субъектность развивающегося сознания.
Новое место педагога – внутри системы воспитательных отношений, а не снаружи.
И учитель, и ученик определяются активными субъектами воспитательной деятельности, однако для этого воспитание должно стать исследовательским полем.
Слайд 6
Неприкрытый, прямой, зачастую специально демонстрируемый авторитарный диктат учителя. Исследователи назвали его
Неприкрытый, прямой, зачастую специально демонстрируемый авторитарный диктат учителя. Исследователи назвали его
Более скрытый вариант опёки- «закадычный друг». Попечительство над учеником приобретает как бы демократическую форму, но ей не достаёт демократического содержания.
Третья разновидность опекунства состоит в абсолютизации роли активной деятельности, полностью отданной на откуп ученикам без какого-либо вмешательства учителя. Исследователи определяют такой типаж как «педагогика попустительства».
Какие бы формы не принимала педагогика опеки, суть её одна: воспитание в учениках установки на то, что учитель обязан заботится о них, и однозначное мнение об учителе, как о передатчике готового к употреблению опыта поведения, а мнение о себе – как о потребителях, но не производителях такого опыта.
Следующая помеха на пути становления ценностных ориентиров учителя- затруднения. Связанные с пониманием различий между педагогическим опекунством и взаимодействием.
Слайд 7Гуманистическая педагогика однозначно выступает против любых видов опёки. Использовать рекомендации и советы
Гуманистическая педагогика однозначно выступает против любых видов опёки. Использовать рекомендации и советы
Цель любой опёки – на фоне ярко демонстрируемой заботы навязать ребёнку потребность быть постоянно контролируемым и жестоко управляемым.
Цели современного воспитания другие: готовить ребёнка быть субъектом жизни, профессионального и личностного самоопределения. Постоянный контроль и жесткое управление «извне» должны уступать место самоконтролю и самоуправлению.
Самоконтроль», «самоуправление», «самореализация» ни одно из этих качеств не может быть «сформировано», навязано человеку. Добровольность и самодеятельность возникают тогда, когда ученику помогают в саморазвитии, а не навязывают его.
Учителя учат не наставлениями, требованиями, понуканиями, а в общей с учениками творческой работе, учебной и воспитательной. Они постоянно учатся сами – друг у друга и у своих воспитанников. Благодаря этому опыт совместной работы закрепляется в сознании детей, становится руководством к самостоятельному принятию решений во взрослой жизни.
Слайд 8Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между
Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между
Слайд 9Актив класса должен постоянно меняться.
При чередовании традиционных поручений –
трудовых, интеллектуальных,
Актив класса должен постоянно меняться.
При чередовании традиционных поручений –
трудовых, интеллектуальных,
которые выполняются по очереди (в классном коллективе мини – группами, в школьном – классами) понятие «актив» утрачивает свою элитарную притягательность.
В такие объединения входят 1-2 самостоятельно мыслящих, творческих ученика, и два-три ничем не выдающихся ученика.
Смысл такого объединения в том, что выпадающий из общего поля активности ученик (ученики) в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрывает свои «малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных.
Слайд 10
Происходит это из-за непонимания учителями различий между двумя основными подходами к
Происходит это из-за непонимания учителями различий между двумя основными подходами к
формирующим (традиционным)
И развивающим (гуманистическим).
Основная воспитательная идея для Аристотеля(384-322 гг. до Р. Х.) сводилась к необходимости насильственного исправления живущих в заблуждении.
Ученик – ведом, поучаем, наставляем и управляем.
Сократа (469-399г. до Р.Х.)- именно он рассматривал вопросы – о решениях личности, диктуемых совестью, о личных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества. Эти вопросы составили философскую основу гуманистической педагогики.
Слайд 11Основной проблемой современной педагогики является понимание учителем смысла открытого воспитания.
-нелинейность (знания и
Основной проблемой современной педагогики является понимание учителем смысла открытого воспитания.
-нелинейность (знания и
-незавершённость и открытость (информация о культуре сообщается не в полном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, смыслом и опытом учащихся);
-субъектность (культура и опыт её понимания принадлежат только конкретному ученику);
- неустойчивость и нестабильность (знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможность развития личности);
-определение целей воспитания не ограничивается государственным заказом, а расширяется потребностями в воспитании, привносимыми учениками, их родителями, учителями;
-ориентация воспитания на разностороннее, а не всестороннее развитие личности, так как охватить все стороны развития невозможно, поскольку это ограничивает, «закрывает» воспитание и личность;
- свойства личности не «задаются» учителем, в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены в сознание ученика как природосообразные, интеллектуально- нравственные задатки;
-личности ученика и учителя – субъекты педагогического взаимодействия, они открыты для постоянного обновления новыми смыслами, знаниями, пониманиями.
- ученик-цель, а не средство воспитательных процессов, выполнение требования программ и рекомендаций: он самоценен, т.е. имеет значение в том виде, в каком он есть, и для себя, и для учителя; программы задают базовый, т.е. необходимый ориентир- минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, зависящих от культурных, региональных, этнических и др. условий воспитания;
-
Слайд 12приоритет воспитания, ориентированного на личность ученика (личностно ориентированное), над воспитанием, ориентированным на
приоритет воспитания, ориентированного на личность ученика (личностно ориентированное), над воспитанием, ориентированным на
-опыт культуры существует и имеет значение для ученика только тогда, когда из объективного, т.е существующего независимо от человека, становится субъективным,т.е. личностно значимым;
-учитель знает гораздо больше, чем ученики, но он не претендует на «полное и абсолютное» знание всего; как и ученики, вместе с ними и немного впереди он постоянно приближается к знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не назидательный монолог;
-- понятие «методика» как набор жёстких предписаний, требующих точного, «ритуального» исполнения в воспитании уступает место понятию «технология», как более целостному и мягкому набору ориентиров, допускающих творчество учителя и ученика в познании и способствующих их взаимному развитию;
Слайд 13- самоутверждение, самореализация и самоопределение личности является следствием самоорганизации личности; самореализация не
- самоутверждение, самореализация и самоопределение личности является следствием самоорганизации личности; самореализация не