Слайд 2Первый этап в развитии образовательного института связан с возникновением социального неравенства и
выделением воспитания в социально значимую функцию
Второй этап – возрастание роли обучения и превращение его в функцию, важную для развития общества (социально значимую функцию).
Дальнейшее развитие института образования связано с диалектикой взаимоотношения этих социальных функций: обучения и воспитания.
Возникший институт позволяет выработать и совершенствовать новые формы концентрации опыта поколений, его воспроизводства, передачи
Слайд 3Роль культурно-исторического и подхода в изучении образования
Показано, что общий механизм влияния культуры
на образование заключается во взаимообусловливающем влиянии трех компонентов единой системы: культура - образование - личность. В каждую эпоху конкретный механизм изменения существующей педагогической практики обусловлен "культурным целым" и специфичен именно для этого времени.
Слайд 4Культурный смысл образования заключается в том, что источник, обеспечивающий развитие личности, в
определенный период исторического развития “выпадает” из сферы формального образования, этим источником становится культура в целом. Искусство исследователя заключается в том, чтобы выявить факторы культуры, задающие развитие образования для будущего.
При этом система образования включается в более широкий культурный контекст, что позволяет наметить ориентиры совершенствования современного формального образования
Слайд 5а) существенно новый способ трансляции культуры обеспечивают "предвидимое будущее" общественного развития;
б) внутренняя
структурно-функциональная перестройка самого института образования меняет его цели, задачи, методы и взаимосвязи с внешними по отношению к нему институтами и социальной средой в целом;
в) перестройка системы образования происходит посредством открытия механизма, обеспечивающего "предвидение будущего", который основан на нахождении способов формирования базового фонда культуры. «Автоматизация» этого опыта с помощью новых - одна из основных задач, возлагаемых обществом на систему образования. Фундаментализация этого опыта позволит обществу решать класс новых проблем, не решаемых прежде
Слайд 6а) существенно новый способ трансляции культуры обеспечивают "предвидимое будущее" общественного развития;
б) внутренняя
структурно-функциональная перестройка самого института образования меняет его цели, задачи, методы и взаимосвязи с внешними по отношению к нему институтами и социальной средой в целом;
Слайд 7Связь образовательных систем с культурным целым рассматривалась, как правило, в стабильные периоды
устоявшихся форм педагогической деятельности, поэтому механизм включения инноваций в арсенал передаваемого опыта оказывался "за бортом" исследователя.
Для нас именно аспект перехода от одного качества к другому представляется важным для осмысления природы современных образовательных процессов,
. Для этого образовательная система, как институт общества, исследуется в периоды ее качественного изменения с целью выявить общие и специфические факторы, влияющие на эти изменения, указать их отношение к человеку и культуре, другим социальным структурам общества.
Слайд 8Для анализа перехода используются два подхода, осуществляемые в единстве:
Методология «идеальных типов»
М. Вебера и
Деятельностный подход (ДП)
Слайд 9Методология «идеальных типов» М. Вебера
М.Вебер строит модель, которую он называет "идеальным типом".
Он
соотносит модель к конкретным культурно-историческим условиям, позволяет назвать его методологию культурологичесим исследованием.
Модель строится с учетом "интереса эпохи", основных ценностных ориентаций, позволяет говорить об аксиологическом подходе.
Слайд 10«Идеальный-тип" ин – та определяется в каждый исторический период согласно ведущим "ценностям
эпохи", а "отнесение к ценности" определяется соотношением этих ведущих ценностей с задачами формального образования.
«Отнесение к ценности" обусловлено необходимостью реального отбора фактов и формирования понятий в необозримом количестве событий и явлений эмпирической жизни.
Сущность и оригинальность Веберовской теории идеального типа - это понятие применяется для исследования явлений, исследуемых в науках о культуре (о духе) и науках о природе, не акцентируя различия между идиографическим и номотетическим методами.
Слайд 11В своих построениях М.Вебер опирался на философские идеи Баденской школы, в частности,
на идеи Г.Риккерта [4].
Для Риккерта ценность - всеобще значимая регулятивная идея разума, а ее объект, - это - трансцендентный кантовский субъект. Это дает основание общезначимости и необходимости,
Для М.Вебера ценность - категория историческая, это адекватно понятый "интерес эпохи", или ценность конкретной эпохи, ценности, имеющие значение для определенного периода времени.
Слайд 12Он полагает, что установление адекватных причинных связей, а не общих законов является
тем методом, который позволяет понять исторические явления в их своеобразии.
Исследуя специфику образования исторических понятий, Вебер считает основной методологической задачей при этом "не подведение действительности под абстрактные родовые понятия, а расчленение ее на конкретные генетические связи, всегда сохраняющие свою специфическую индивидуальную окраску»
Слайд 13Средством для установления адекватности причинных связей служит введенное Вебером понятие "идеальный тип".
Конструкция "идеального типа" строится исследователем с целью помочь ему ориентироваться в многообразии исторического материала, не заключая этот материал в какую-либо жесткую схему. "Идеальный тип" Вебера является аналогом идеальной модели в точных науках и, так же, как и в последних, есть лишь средство,способ достижения, но никак не сама цель, которая связана с культурной целью. В "идеальном типе" фиксируется "культурный смысл" того или иного явления, он выполняет эвристические функции в процессе научного поиска. "Идеальный тип" позволяет систематизировать эмпирический материал и интерпретировать актуальные проблемы с точки зрения их близости или отдаленности от идеально-типических образований.
Слайд 14Способ, каким М.Вебер строит "идеальный тип", есть проявление интуиции исследователя, осознаваемым (логическим)
ориентиром которой служит "интерес эпохи", или ценность конкретной эпохи. Необходимость введения "идеальных типов" вызвана тем, что между идеальной сферой духа и реальной деятельностью, а тем более - ее результатами, лежит пропасть,пока не поддающаяся научному исследованию
Слайд 15Примеры
домоводство и предприятие, где домоводство - тип деятельности, направленной на удовлетворение собственных
потребностей группы; предприятие - управляется с ориентировкой на получение прибыли
В социологии власти, отношения между обладателем власти и подчиненным классифицируются Вебером на типы, выделяя традиционный тип господства - подчинение, харизматический и рациональный. Первый - основан на традициях прошлого, второй - на вере в "харизму", в сверхъестественные свойства правителя, и третий - на вере в законность существующего порядка [8].
Слайд 16Основной методологический прием, который применяет Вебер при построении "идеальных типов" - это
анализ провозглашаемых целей какой-либо общественной группой и тех феноменов, к которым приводит реальная деятельность этой группы. Расхождение ожидаемого и реального результатов позволяет выявить "интерес эпохи", воплощенный в идеально-типической модели деятельности этой группы
В образовании это расхождение выявляется в результате культурологического анализа.
Слайд 17Методология "идеальных типов" М.Вебера позволяет преодолеть эти недостатки, проследить, каким образом в
"революционные периоды" развития системы образования, культурные инновации проникают в систему и меняют ее качество . Кроме того, методология М.Вебера оказывается полезной при построении "идеальных типов личности", воспитываемой посредством той или иной образовательной системы в определенную эпоху с целью выявления расхождений между провозглашаемыми целями воспитания и реальной, действительной педагогической практикой
Слайд 18методология М. Вебера “отнесения к ценности”, являющаяся основой выделения “идеальных типов” -
специфически построенных моделей анализируемого объекта.. Для М. Вебера ценность - категория историческая, это адекватно понятый "интерес эпохи", или ценность конкретной эпохи, надысторические ценности, имеющие значение для определенного периода времени.
. В "идеальном типе" фиксируется "культурный смысл" того или иного явления, он выполняет эвристические функции в процессе научного поиска. "Идеальный тип" позволяет систематизировать эмпирический материал и интерпретировать актуальные проблемы с точки зрения их близости или отдаленности от идеально-типических образований.
Рассматривается, каким образом эта методология может быть применена к феномену образования и обосновывается ее применение в двух случаях: в период “революционных” преобразований образовательного института, и при построении "идеальных типов личности", воспитываемой посредством той или иной образовательной системы в определенную эпоху с целью выявления расхождений между провозглашаемыми целями воспитания и реальной, действительной педагогической практикой.