Выполнила: уч-ца10 кл. Цыбуля Дарья Учитель: Капнинова М.Н.

Содержание

Слайд 2

Цели проекта:

Рассказать какие существуют прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе.
Объяснить

Цели проекта: Рассказать какие существуют прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе.
их виды и значения.

Слайд 3

План:

Введение…
История иконографии…
Изображения оглавные…
Изображения оплечные...
Изображения поясные
Спас на престоле…
Иисус Страстотерпец…
Символические изображения
8. Список литературы…

План: Введение… История иконографии… Изображения оглавные… Изображения оплечные... Изображения поясные Спас на

Слайд 4

Введение…

Иконография Иисуса Христа́ — совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа.

Введение… Иконография Иисуса Христа́ — совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса
Иконография Иисуса Христа на сегодняшний день весьма разнообразна. Основные типы иконографических изображений подразделяются на два основных класса: прямые изображения(на них Иисус изображается в человеческом облике, предписанном канонами иконописи) и символические изображения(представляют собой образы Христа аллегорически, по мотивам библейских притч).Рассмотрим основные канонические типы икон Иисуса, составляющие эти классы.

Слайд 5

История иконографии
В раннехристианские времена часто использовались аллегорическиеВ раннехристианские времена часто использовались аллегорические

История иконографии В раннехристианские времена часто использовались аллегорическиеВ раннехристианские времена часто использовались
изображения Христа в виде ягнёнка (агнцаВ раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца) (Ин.В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца) (Ин.1:29В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца) (Ин.1:29), пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы мясом накормить птенцов), дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем, ягненка под якорем, символизирующим крест, рыбы (ихтис).
Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались ОрфейСреди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе, или «Добрый ПастырьСреди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе, или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собораСреди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе, или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа были запрещены.
Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фрескахБлизкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаикахБлизкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописиБлизкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас НерукотворныйБлизкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы.

Слайд 6

Изображения оглавные
Иконографическую основу икон данного типа составляет Лик Христа, фронтально вписанный в

Изображения оглавные Иконографическую основу икон данного типа составляет Лик Христа, фронтально вписанный
крещатый нимб. Лик имеет следующие особенности: взгляд может быть обращен как прямо, так и в сторону, волосы прядями ниспадают по сторонам Лика или прямо, или чуть отклоняясь. Этот тип ико­нографии Христа является самым древним и ведет свое начало от первой иконы Иисуса — «Спаса Нерукотворного».
Имеется несколько канонических вариаций оглавных изображений Иисуса Христа:
-Лик Христа в круге нимба на чистом фоне без намека на плат;
-Лик Христа на прямоугольном, ровно разглаженном плате, плат обычно орнаментирован, имеет расшитую кайму с бахромой по краям;
-Лик Иисуса на неразглашенном и образующем складки плате, нижний край которого неровен и создает впечатление, будто Лик наложен по верх плата;
-Лик Христа на драпированном плате, который держат за верхний углы два ангела. Ангелы изображаются непропорционально маленьким!.
Из приведенных примеров легко выявить основные элементы данного типа иконографии Иисуса: изображается только Лик с характерным взглядом глаз, крест на нимбе состоит из девяти полосочек, обозначающих девять ан­гельских чинов…

Слайд 7

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный. С предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей

Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный. С предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей

Слайд 8

Изображения оплечные

На иконах этого типа фигура Христа показана по грудь. Источником данного

Изображения оплечные На иконах этого типа фигура Христа показана по грудь. Источником
типа иконографии стала используемая в раннем Средневековье традиция, согласно которой изображение Иисуса заключалось в медальон.
Внутри оплечных изображений Иисуса выделяются виды «Спас Ярое Око» и «Спас Эммануил».
На оплечных иконах Иисуса типа «Спас Ярое Око» Лик Христа отличается особо строгим, проницательным выражением глаз. Сам Лик на таких иконах темный от скорби. Характер образа наиболее точно передает святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Всевидец Господь в одном акте Божественного Видения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми по­мыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от кото­рого ничто утаиться не может! Просвети мое сердечное око! Отыми от него всякую нечистоту, всякое воззрение нечистое! Аминь».
На иконах типа «Спас Эммануил» Христос изображается в виде отрока, отмеченного печатью духовной зрелости. Волосы отрока Иисуса волнистые, высокий лоб достаточно широк, а взгляд не по возрасту серьезен. Слово «Эм­мануил» в переводе с древнееврейского означает «с нами Бог», и иконы это­го типа показывают Божественную сущность отрока Иисуса, бывшую у него и до крещения в водах Иордана. В названии отразились слова пророка Исайи: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Спас Эммануил кроме самостоятельного иконографичес­кого типа является элементом жанровых и бытийных икон.

Слайд 9

Спас Ярое Око

Спас Златые Власы

Спас Ярое Око Спас Златые Власы

Слайд 10

Изображения поясные
Основным типом поясных изображений Христа в иконографии считается тип «Спас Вседержитель»

Изображения поясные Основным типом поясных изображений Христа в иконографии считается тип «Спас
типа Христос изображается по пояс, фронтально, то есть лицом к человеку, с Евангелием в левой руке и с благословляющим жестом правой руки.
Отличаются друг от друга иконы этого типа немногим: открыто или закрыто Евангелие, показана правая рука Иисуса или спрятана в одеждах, то есть благословляет с иконы Иисус людей жестом «открытым» или «закрытым».
Вы помните, что икона типа «Христос Пантократор» изображается в православном храме в куполе.

Слайд 11


Спас Вседержитель

Спас Вседержитель

Слайд 12

Спас на престоле

Иконографический тип «Спас на престоле» является разновидностью «Христа Пантократора». Только

Спас на престоле Иконографический тип «Спас на престоле» является разновидностью «Христа Пантократора».
на иконах типа «Спас на престоле» Христос изображается в царских одеждах, являя собой образ Царя Небесного и Вседер­жителя на Страшном Суде. Открытое Евангелие в руках Христа является сим­волом Страшного Суда. Спас на престоле — грозный судия, но также избави­тель бессмертных праведных душ.
Разновидностью икон этого типа являются иконы, изображающие сидя­щего на престоле Иисуса в облике Великого Архиерея Церкви.
Особый вид «Спаса на престоле», получивший распространение в русской иконописи, называется «Спас в силах». Христос изобража­ется сидящим на троне в окружении ангельских сил. Исполненная глубокой символики икона «Спас в силах» выполняется в канонически определенной для нее цветовой гамме. Желтым цветом изобража­ются одежды Христа и Престол Его. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб красного цвета (символ славы) и синий круг или овал, обозначающий небесную сфе­ру. Вместе ромб и овал символизируют «мир невиди­мый», в котором живут ангелы. Эти Силы Небесные видны в голубом овале небесной сферы. Очень важно отметить, что и ромб, и квадрат пронизывают лучи, идущие от Иисуса. Сни­зу расположен красный квадрат, замыкающий изображение иконы и символи­зирующий землю, то есть видимый мир. На углах земного четырехугольника обычно располагаются изображения четырех библейских животных. «Спас в силах» занимает центральное место в Деисусном ряду иконостаса.

Слайд 13


Спас в силах

Спас на престоле

Спас в силах Спас на престоле

Слайд 14

Иисус Страстотерпец
К иконам этого типа относятся иконы, изображающие страдания и муки Господни,

Иисус Страстотерпец К иконам этого типа относятся иконы, изображающие страдания и муки
напоминающие нам, как сильно Он любил людей и какие страдания Он принял ради них. К иконам этого типа относится большинство канонических композиций с изображением жизни и смерти Христа.

Слайд 15

Иисус Страстотерпец

Иисус Страстотерпец

Слайд 16

Символические изображения

Символические изображения Иисуса в иконографии являются отражением евангельских притч, в которых

Символические изображения Символические изображения Иисуса в иконографии являются отражением евангельских притч, в
Христос выступает как Добрый Пастырь, Виноградная Лоза и т. д.
Первые изображения Христа в виде Доброго Пастыря датируются третьим веком, их истоки находим в Евангелии от Иоанна: «Я есмъ пастырь добрый: па­стырь добрый полагает жизнь свою за овец». Иисус на иконах этого типа изображается в виде пастуха, ок­руженного овцами, или с одной овцой за плечами.
«Лоза Истинная» — на иконах этого типа Христос обычно изображается в окружении лозы, в ветвях которой изображены апостолы, ангелы.
Наибольшее распространение в русской право­славной иконописи получило изображение «Недре­манное Око». Иисус изображается в виде отрока, возлежащего с открытыми глазами, голова Его покоится на руке. Ему предстоит Богоро­дица у изголовья и ангел у ног. Тип «Спас Недреманное Око» выражает идею спасительной смерти Христа, когда Он три дня как бы был мертв телом, но ду­шой Он видел ад, бодрствовал в нем и победил его.

Слайд 17

Икона «Спас Недреманное око

Икона «Спас Недреманное око
Имя файла: Выполнила:-уч-ца10-кл.-Цыбуля-Дарья-Учитель:-Капнинова-М.Н..pptx
Количество просмотров: 534
Количество скачиваний: 0