Слайд 2Ее идеологическим выражением стал
обновленный индуизм, синтезировавший в себе традиции вед и брахманизма,
а отчасти джайнизма и буддизма. Ислам, распространившийся в результате мусульманских завоеваний VIII—XII вв., сосуществовал с индуизмом, так и не сумев ассимилировать его.
Слайд 3Индуизм
это мировоззрение и образ жизни, система социальных и этических норм, совокупность
обрядов и праздников.
Он был хорошо приспособлен кастовому строю и общинному укладу индийского общества.
Слайд 4
Религиозные тексты и религиозно-философские произведения
Веды
Упанишады
Бхагавадгита
Махабхарата
Слайд 5
Педагогические воззрения
Культура Южной Азии была проникнута ритуальным символизмом.
Человек представал органичной
(но не центральной) частью гармонично организованной Вселенной.
В качестве главной цели воспитания педагогика провозглашала задачу «научить» человека созвучию со Вселенной.
Слайд 6
Педагогические аспекты опирались на принцип «трех обязанностей» человека, провозглашенный индуизмом:
перед Богом
(для исполнения которой человек должен был изучить и исполнять священные обряды);
перед мудрецами прошлого (для исполнения которой необходимо изучить и продолжить их духовные и профессиональные традиции);
перед предками (для исполнения которой человеку нужно родить детей и дать им должное воспитание, чтобы они жили достойно и совершали жертвоприношения в честь предков, обеспечивая благополучное переселение их душ).
Слайд 7Согласно индуистской традиции человек в своем жизненном цикле проходит четыре этапа:
Ученик домохозяин
отшельник аскет
Представители высшей касты жрецов (брахманы) должны были стремиться пройти через все этапы; для низших каст земледельцев, ремесленников и рабов (вайшьев и шудр) обязательными считались только два первых.
Слайд 8Сама семья (большая семейная община с сильной властью отца, скрепленная узами сакральных
ритуалов) осмысливалась как первая и исходная воспитательная ячейка общества. Отец представал божественным наставником, порождающим своим словом и примером в ребенке человека, пробуждающим в нем разум, помогающим ему выработать правильное отношение к окружающему миру и самому себе.
Слайд 9Трактовка обучения
и воспитания
Отцовско-сыновьи отношения лежали в основе всех видов ученичества. Систематическое обучение
в семье считалось важным элементом подготовки детей к посвящению в ученики, что было обязательным условием вхождения их в круг членов каст брахманов, кшатриев, вайшьев, которых называли «дважды рожденными». «Второе рождение» человека обеспечивал учитель-наставник, считавшийся его духовным отцом.
Слайд 10В идеале жизненный путь человека от ученика через домохозяина к отшельнику и
аскету потенциально содержал в себе возможность уйти от страданий, сопровождающих его в обыденной жизни.
Воспитание было призвано помочь ему пройти этот путь, однако за человеком сохранялось право выбора: оставаться в миру, живя по обычаям и законам своей касты, или уйти от мира, вырваться из паутины традиционных связей, слиться с Абсолютом, очистившись физически и духовно. (техника «Йога»)
Слайд 11Представление о человеке
Южноазиатская традиция, уподобляя человека колеснице, провозглашала, что разум – тот
колесничий, который при помощи поводьев (ума) правит конями (чувствами).
Цель обучения – помочь человеку нивелировать диктат чувств, успокаивать разум.
Слайд 12Взаимосвязь обучения и воспитания
Знание, особенно сакральное, считалось неотъемлемой частью Вселенной, обучение ему
- частью жизни в ней. Одной из центральных педагогических категорий была видья, т.е. знание и наука, обучение и образование. Видья давала магическую власть над предметами, знание о которых содержала.
«Знающий» как бы приобретал особые свойства, очищался от грехов. Видья делала человека, бесстрастным, владеющим собой, терпеливым, определяя правильность поступков.
Слайд 13С видья теснейшим образом связана винайя - воспитание, поведение, руководство. Было принято
говорить не «обучение» или «изучение науки», а «воспитание наукой». Лишь должным образом воспитанный (настроенный) человек мог получить знания. Воспитание представало и условием усвоения знания, и результатом его приобретения в ходе учебы. Однако ни воспитание, ни обучение не рассматривались как всесильные факторы развития человека, предел их возможностям прежде всего определяли врожденные качества людей. Тот, у кого внутреннее «Я» неустойчиво, никогда не познает высшего знания.
Слайд 14Базисные педагогические традиции
Направленность воспитательно-образовательной деятельности носила традиционный и ценностно-ориентированный характер
Попытка обеспечить
целостное развитие человека , всех сфер его личности определяла нераздельность понимания воспитания и обучения
Слайд 15Был сделан шаг к созданию возможности для человека не раствориться в его
социальных связях
Признание права на индивидуальное существование «Я», что предполагало отработку педагогических механизмов, которые способствовали бы соответствующему направлению развития личности
Слайд 16Большой акцент делался на самосовершенствование, самовоспитание, подготовить которому должно было общение с
учителем. Методики самосовершенствования были отработаны в древности ( йога)