Художественная культура 20 столетия

Содержание

Слайд 2

Периодизация

Древний мир – мифологическое мировоззрение
Средние века – религиозное мировоззр.
Новое время – рационализм,

Периодизация Древний мир – мифологическое мировоззрение Средние века – религиозное мировоззр. Новое
научность, техницизм
ХХ век – 1914 г. С т.з. истории – Новейшее время
- 1970-е гг. Постмодернизм (с т.з. культурологии) – ризома(тическое мировоззр.) Делез и Гваттари
1)Постмодернизм 2) Постпостмодернизм (трансмодернизм) 11.09.2001

Слайд 3

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА (исторический тип художественной культуры) – целостность, связность основных принципов и

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА (исторический тип художественной культуры) – целостность, связность основных принципов и
критериев художественного творчества, что не исключает возможности множества художественных направлений, течений, стилей.

Слайд 4

Художественные эпохи ХХ века

МОДЕРНИЗМ:
первая половина ХХ века (конец XIX века –

Художественные эпохи ХХ века МОДЕРНИЗМ: первая половина ХХ века (конец XIX века
середина ХХ в.)
ПОСТМОДЕРНИЗМ:
вторая половина ХХ века (с 1970-х годов)

Слайд 5

«Модернизм» и «модерн»: хитрости терминологии

МОДЕРН – принятое в русском искусствоведении имя

«Модернизм» и «модерн»: хитрости терминологии МОДЕРН – принятое в русском искусствоведении имя
художественного стиля, существовавшего в конце 1890-х – 1900-х годах.
МОДЕРНИЗМ – в советском искусствоведении – совокупность направлений «буржуазного» изобразительного искусства, объединенных отходом, отказом от реалистических принципов искусства. Совокупность «измов».
МОДЕРНИЗМ в культурологии - исторический тип культуры (художественная эпоха), охватывающий первую половину ХХ века. Его отличают особые критерии творчества, позиция художника, лежащие в основе множества художественных направлений первой половины ХХ века.

Слайд 6

Импрессионизм
Постимпрессионизм
Модерн
Символизм
Кубизм
Фовизм
Экспрессионизм
Супрематизм
Абстракционизм
Дадаизм
Сюрреализм
Рационализм
Функционализм
Конструктивизм
Урбанизм

МОДЕРНИЗМ
советского искусствознания

МОДЕРНИЗМ
в культурологии

Импрессионизм Постимпрессионизм Модерн Символизм Кубизм Фовизм Экспрессионизм Супрематизм Абстракционизм Дадаизм Сюрреализм Рационализм

Слайд 7

Стилевая окраска ХХ столетия

1900-е - 1920-е – авангард
1930-е – 1950- е

Стилевая окраска ХХ столетия 1900-е - 1920-е – авангард 1930-е – 1950-
- неоклассика
1960-е – 1970-е – неоавангард
1970-е – 1980-е – возврат к традиции, к художественной классике
1990-е – 2000-е – равноправие классики, традиции, авангардизма

Слайд 8

Рекомендуемая литература

Модернизм: Анализ и критика основных направлений. 1987
Герман М. Модернизм: Искусство первой

Рекомендуемая литература Модернизм: Анализ и критика основных направлений. 1987 Герман М. Модернизм:
половины ХХ века. СПб: Азбука-классика, 2007.
Турчин В. Образ ХХ в прошлом и настоящем. М., 2003.
Мировая художественная культура /Под ред. Б.А. Эренгросс. 2005.
Лексикон нон-классики /Под ред. В.В. Бычкова. – М., 2003.
Постмодернизм: Энциклопедия /Сост. М. Можейко, А. Грицанов. – Минск, 2001.

Слайд 9

Модернизм: общая характеристика

ПРЕДПОСЫЛКИ
Бурный рост науки, технический прогресс, который кардинально меняет человеческую жизнь.

Модернизм: общая характеристика ПРЕДПОСЫЛКИ Бурный рост науки, технический прогресс, который кардинально меняет

Технический оптимизм, уверенность в праве человека воздействовать на природу, окружающий мир.
Острое ощущение времени, со-временности.

Слайд 10

Модернизм: общая характеристика

ПРЕДПОСЫЛКИ
Гуманитарная наука (история, социология, этнология…), формулирующая концепт «духа эпохи».
История

Модернизм: общая характеристика ПРЕДПОСЫЛКИ Гуманитарная наука (история, социология, этнология…), формулирующая концепт «духа
искусств, искусcтвоведение, концептуализация понятий художественной формы, стиля (стиля эпохи).
Г. Вельфлин.

Слайд 11

Модернизм: общая характеристика

ПРЕДПОСЫЛКИ:
«Смерть Бога»: сомнение в трансцендентном.
Представления о гении, о художнике

Модернизм: общая характеристика ПРЕДПОСЫЛКИ: «Смерть Бога»: сомнение в трансцендентном. Представления о гении,
как гении по преимуществу, о художнике как сверхчеловеке. Ф. Ницше.
Открытие бессознательного. З. Фрейд.
Открытие угнетенности человека, отчуждения, эксплуатации. К. Маркс.
Имя файла: Художественная-культура-20-столетия.pptx
Количество просмотров: 179
Количество скачиваний: 0