Художественная культура Киевской Руси Собор Святой Софии в Киеве

Содержание

Слайд 2

Собо́р Свято́й Софи́и, Софи́йский собо́р, был построен в XI веке, был построен

Собо́р Свято́й Софи́и, Софи́йский собо́р, был построен в XI веке, был построен
в XI веке в центре Киева, был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого, был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII, был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков, был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко, был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок, был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Слайд 3

Реконструкция первоначального облика собора

Реконструкция первоначального облика собора

Слайд 4

Разные летописи называют датой закладки собора 1017Разные летописи называют датой закладки собора

Разные летописи называют датой закладки собора 1017Разные летописи называют датой закладки собора
1017 или 1037 годРазные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Учитывая политическую обстановку на Руси, более вероятной видится вторая дата. Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки. На фресках обнаружена противоречащая летописям дата — 1011 год.
В 1240 годуВ 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами БатыяВ 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 годуВ 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церквиВ 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-еВ 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитомВ 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой)В 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора на
Софийской площади

Слайд 5

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефныйПервоначально Софийский собор представлял собой пятинефный

Архитектурные особенности Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефныйПервоначально Софийский собор представлял собой
крестово-купольный храмПервоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющимии поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.

Слайд 6

Апсиды собора.
Открытая древняя кладка

Неф – продольная часть христианского храма, обычно расчленённого колоннадой

Апсиды собора. Открытая древняя кладка Неф – продольная часть христианского храма, обычно
или аркадой на главный, более высокий и широкий неф и боковые нефы (по одному или более).
Апсида(греч. свод, арка) – полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие.
Аркада (фр.) – ряд одинаковых арок

Слайд 7

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких,

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких,
тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.

Собор строился константинопольскимиСобор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику.
Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви.
Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Слайд 8

Вид собора с юго-восточного угла

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор

Вид собора с юго-восточного угла В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков
существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

Слайд 9

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму
креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Слайд 10

Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век.

Интерьер собора сохранил

Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век. Интерьер собора
большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.

Самая известная мозаика собора — БогородицаСамая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая СтенаСамая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена ЕвхаристияСамая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святителиСамая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

Слайд 11

На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела

На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела
Гавриила, на другом — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Слайд 12

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век.

Остальная часть интерьера была расписана фрескамиОстальная

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век. Остальная часть интерьера была расписана
часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздникиОстальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей ХристовыхОстальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его ВоскресенияОстальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого ДухаОстальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого ГеоргияОстальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела МихаилаОстальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящёнными здесь приделами.

Слайд 13

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил
Имя файла: Художественная-культура-Киевской-Руси-Собор-Святой-Софии-в-Киеве.pptx
Количество просмотров: 98
Количество скачиваний: 0