Художественная культура Киевской Руси X XI века

Содержание

Слайд 2

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА
Языческий период в истории древних славян не был примером высокоразвитой

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА Языческий период в истории древних славян не был примером высокоразвитой
цивилизации и не оставил образцов выдающихся памятников культуры.
Принятие христианства было необходимым шагом для вхождения славян в содружество стран Западной Европы, стоящих на более высокой ступени развития
Архитектурные памятники Древней Руси отражают развитие религиозных идей, а основные исторические этапы формирования единого Русского государства. Каменные соборы строились в честь наиболее важных событий истории Древней Руси.

Легенда о выборе Владимиром христианской религии рассказана в «Повести временных лет»

Слайд 3

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Архитектура Киевской Руси
- Архитектура
Великого Новгорода
и Пскова

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Архитектура Киевской Руси - Архитектура Великого Новгорода и Пскова
- Архитектура
Владимиро-Суздальского
княжества
- Архитектура
Московского государства

Слайд 4

В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.),

В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.),
но и светские церемонии — например, торжественное вступление князя на престол. В здании храма была резиденция митрополита (главы православной церкви). В Софийском соборе в Киеве была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митрополитов. Сам Ярослав Мудрый был похоронен в этом храме в 1054 г. Храм этот в Киеве сохранился до сих пор.

ВОПРОС: Какое сооружение являлось одновременно архивом, библиотекой, школой, залом для светских церемоний и кладбищем?

Слайд 5

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
КОНСТРУКЦИЯ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО
Вместе с христианством Русь переняла у Византии

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ КОНСТРУКЦИЯ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО Вместе с христианством Русь переняла у
крестово-купольную конструкцию храма.
Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.— корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест — важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки).
Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар комора — свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.

Слайд 6

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских
храмов. Затем появились шлемовидные купола (шлем, шелом — старинный воинский металлический головной убор), а еще позднее — луковичные.
Число куполов имело символический смысл. Два купола означали божественное и земное происхождение Христа, три купола — символ Святой Троицы (Бог Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), пять — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и 12 учеников-апостолов. Каждый купол завершен православным крестом, всегда расположенным лицевой стороной к востоку.

Слайд 7

Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и

Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и
южный). В Древней Руси вокруг церкви строили галереи, или гульбища (от слова «гулять»). Их возводили с трех сторон — северной, западной и южной. Некоторые храмы имели приделы пристройки, в каждой из которых был свой алтарь и могли совершать службы. Пристройка с западной стороны храма (там, где был главный вход) называлась притвор.

Слайд 8

Под полом церкви находились подклети, в которых хоронили знатных людей и священнослужителей.
Восточная

Под полом церкви находились подклети, в которых хоронили знатных людей и священнослужителей.
часть храма имеет апсиды (от греч. апсида —дуга) — полукруглые выступы. В зависимости от размеров храма может быть одна или пять апсид. Каждая перекрыта полукуполом. В апсидах размещен алтарь («жертвенник»). В алтарь могут входить только мужчины.

Слайд 9

В центре алтаря находится престол — квадратный каменный стол, символ гроба Господня.

В центре алтаря находится престол — квадратный каменный стол, символ гроба Господня.
Согласно православной вере, во время богослужения Господь незримо пребывает на престоле.
В южной части алтаря расположена ризница (дьяконник) — помещение, где хранится церковная утварь и облачения (ризы) священников. Слева от престола, в северной или северо-восточной части алтаря, есть специальный стол — жёртвенник. Во время службы на него кладут освященные хлеба и вино для причащения. От остального пространства церкви алтарь отделен иконостасом (перегородкой с иконами).

Перед ним устроено возвышение — солея. По сторонам солеи расположены клиросы — места для певчих. Выступ в центре солеи, напротив Царских врат, называется амвон (от греч. «восходить»). С амвона произносятся проповеди, читается Евангелие.

Слайд 10

Во времена Ярослава Мудрого (978-1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло

Во времена Ярослава Мудрого (978-1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло
особого расцвета. Митрополит Иллларион писал:
«Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем… и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и позвали… всем сим строителя.»

Архитектура Киевской Руси

Слайд 11

Около 400 церквей украшали Киев. Войти в город можно было сквозь одни

Около 400 церквей украшали Киев. Войти в город можно было сквозь одни
из ворот в четырёхкилометровой стене.
Золотые ворота находились на юго-западе и были обращены к Константинополю-Царьграду.

Слайд 13

Десятинная церковь
По летописи, великий князь Владимир Красное Солнышко «помысли создати церковь пресвятыя

Десятинная церковь По летописи, великий князь Владимир Красное Солнышко «помысли создати церковь
Богородица и послав приведе мастеры от грек». Кирпичная церковь была заложена в Киёве рядом с княжеским двором в 989 г. Князь Владимир даровал ей десятину от своих доходов, поэтому церковь назвали Десятинной. Это древнейшая из известных нам монументальных построек на Руси.
Многоглавая Дёсятинная церковь состояла из трех нефов, разделенных тремя парами столбов; Она имела три апсиды. Размеры ее были 27,2 х 18,2 м. С трех сторон ее окружали галереи. Внутри храма были хоры — балкон для князя и его приближенных.
Здание церкви было построено из плинфы. Плинфа – плоский кирпич размером 30х40х5 см. В Киеве плинфа была особая, тонкая — всего 2,5-3 см толщиной. Многие мраморные детали внутренней отделки греческие мастера привезли с собой
(Русь еще не знала мрамора).
На площади перед храмом поставили
«четыре коня медяны» —
трофейные скульптуры из Корсуни.
Церковь рухнула во время взятия Киева монголами
в 1240 г., когда в ней укрылись оставшиеся в живых
жители города. Сохранились лишь остатки
фундамента.

Слайд 14

Софийский собор. XI в, Киев

Спасо-Преображенский собор, XI в, Чернигов

Самым известным храмовым сооружением

Софийский собор. XI в, Киев Спасо-Преображенский собор, XI в, Чернигов Самым известным
древнего Киева стал собор Святой Софии

Слайд 15

Собор Св. Софии в Киеве

В 1019 г. Ярослав, прозванный Мудрым (978-1054), стал

Собор Св. Софии в Киеве В 1019 г. Ярослав, прозванный Мудрым (978-1054),
единым правителем Русской земли. В 1037 г. началось строительство грандиозного главного храма столицы — собора Св. Софии. Таким образом, Ярослав Мудрый провозглашал Киев равным Константинополю, где главный собор тоже был посвящен св. Софии.

Слайд 17

Центральный купол (символ Иисуса Христа) окружают четыре купола поменьше (символы четырех евангелистов:

Центральный купол (символ Иисуса Христа) окружают четыре купола поменьше (символы четырех евангелистов:
Матфея, Марка, Луки и Иоанна), а к ним примыкают остальные восемь куполов. Всего их 13, по числу учеников и их учителя. Четыре главы вокруг главного купола.

Слайд 18

Строили собор русские мастера под руководством архитекторов из Византии. Материалом для строительства

Строили собор русские мастера под руководством архитекторов из Византии. Материалом для строительства
была розовая плинфа. Колоны клали из кирпича. Карнизы, ограждения, полы исполнили из местного сланца, так называемого красного шифера, имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Полы покрывали мозаикой. Снаружи собор украшали ниши и окна, выложенные из плинфы кресты и меандры - геометрические орнаменты, кладка со скрытым рядом и полосы шероховатого, необработанного камня. В ХVП-ХVШ вв. собор подвергся переделкам. В наше время древняя кладка видна всего лишь на участках, где специально снята штукатурка.

Слайд 21

Светлые, широкие хоры — «палаты собора открываются в центральное, крестообразное в плане

Светлые, широкие хоры — «палаты собора открываются в центральное, крестообразное в плане
пространство с помощью ряда арок. Арки эти расположены в два яруса в виде аркад и опираются на столбы. Площадь хоров 260 м. Помещения под ними в первом ярусе перекрыты купольными сводами, Такими же купольными сводами перекрыты двенадцать квадратных в плане помещений в первом и столько же во втором этаже внутренних галерей.

Слайд 22

Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Это мозаики и фрески. Кусочки

Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Это мозаики и фрески. Кусочки
смальты (цветного непрозрачного стекла), из которой выполнены мозаики, имеют разный наклон и поэтому искрятся на свету, создавая впечатление «мерцающей живописи».

Слайд 23

В главном куполе изображен Христос Вседержитель с Евангелием в левой руке, в

В главном куполе изображен Христос Вседержитель с Евангелием в левой руке, в
круглом обрамлении — медальоне.
Его окружают архангелы (сохранилось мозаичное изображение одного из них, остальные написаны маслом).
В барабане центрального купола в простенках мёжду окнами — фигуры апостолов-учеников Христа, как будто парящие в воздухе.
На столбах, поддерживающих купол изображения четырех евангелистов.

Слайд 25

Христос, архангелы, апостолы символизируют Церковь небесную.
Образ Богоматери-заступницы — символ Церкви земной.

Христос, архангелы, апостолы символизируют Церковь небесную. Образ Богоматери-заступницы — символ Церкви земной.

Фигура Богоматери помещена в центральной апсиде на золотом фоне. Высота ее достигает пяти метров. Она изображена с вознесенными в молении к Спасителю руками. Такое изображение Богоматери называется Оранта (от лат. — молящийся).
Огромная; внутренняя сила образа заступницы привела к тому, что в годы испытаний в народе ее стали называть Нерушимой Стеной.
Имя файла: Художественная-культура-Киевской-Руси-X-XI-века.pptx
Количество просмотров: 146
Количество скачиваний: 0