Художественное своеобразие

Содержание

Слайд 2

Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в

Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в
чем заключалось новаторство И.С.Тургенева.
План урока.
1. История создания романа.
2. Общественно-исторический контекст.
3. Композиция.
4. Речевая характеристика
5. Пейзаж.
6. Жанр.
7. Оценка романа в русской критике.

Слайд 3

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в
в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
РОМАНА.

Слайд 4

В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861

В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861
года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».

Слайд 5

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений.

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е

40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками».
В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Общественно-исторический контекст

Слайд 6

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой,
герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

КОМПОЗИЦИЯ

Слайд 7

Кольцевая композиция

Марьино
(усадьба Кирсановых)

Родители Базарова
(небольшой домик
мелкопоместных дворян)

Никольское
(имение Одинцовой)

Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян) Никольское (имение Одинцовой)

Слайд 8

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне
уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

КОНФЛИКТ

Слайд 9

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения
поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить».
Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

Речевая характеристика

Слайд 10

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя
(хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

Что такое пейзаж в литературе?

Слайд 12

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами.
пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

Слайд 13

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы
темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

ЖАНР

Слайд 14

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева.
Критик М.А.Антонович

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал
назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

Оценка романа в русской критике

Имя файла: Художественное-своеобразие.pptx
Количество просмотров: 74
Количество скачиваний: 0