Я трагедию жизни претворю в грезофарс…Жизнь и творчество И. Северянина

Содержание

Слайд 2

План:

1. Время требует мифов...
2. Тайна имени поэта
3. Север
4. Эгофутуризм
5. Расцвет творчества
6. Стихии

План: 1. Время требует мифов... 2. Тайна имени поэта 3. Север 4.
поэзии
7. Философия поэта
8. Король поэтов
9. Отзывы критиков
10. Ответ критикам
11. Расставание с Родиной. Две дороги.
12. Заключение

Слайд 3

1.1 Время требует мифов…

…и время творит их. Миф не просто подчиняет

1.1 Время требует мифов… …и время творит их. Миф не просто подчиняет
себе историю – он вытесняет из нашего сознания истинные мотивы и даже факты.
Среди множества мифов XX века живёт и миф о поэте Игоре Северянине. О том, что он якобы ввёл в свою поэзию интонации самовосхваления и самолюбия, названной “северянинщиной”.

Слайд 4

1.2 “Северянинщина”

Это дурной вкус, эпатаж, этакая “пошлинка” в поэзии.
Как же

1.2 “Северянинщина” Это дурной вкус, эпатаж, этакая “пошлинка” в поэзии. Как же
сегодня объяснить эту “северянинщину”, её проникновение в творчество поэта, безусловно, талантливого?

Слайд 5

2. Тайна имени поэта

Игорь-Северянин – литературный
псевдоним поэта. Настоящая фамилия
поэта

2. Тайна имени поэта Игорь-Северянин – литературный псевдоним поэта. Настоящая фамилия поэта
– Лотарёв И. В. Он родился 4(16) мая
1887 года в Петербурге, на Гороховой улице,
где и прожил до 9 лет. В 1896 году его отец
расстался с матерью и увёз сына к
родственникам в Новгородскую губернию.
В 1904 году Северянин вернулся к
матери и жил вместе с нею в Гатчине.
Север отозвался в душе будущего поэта, пробудил вдохновение.

Слайд 6

В “Северном триолете” поэт передаёт всю свою любовь к Северу.

Что Эрик

В “Северном триолете” поэт передаёт всю свою любовь к Северу. Что Эрик
Ингрид подарил?
Себя, свою любовь и Север.
Что помечталось королеве,
Всё Эрик Ингрид подарил.
И часто в рубке, у перил
Над морем, чей-то голос девий
Я слышу: «он ей подарил
Себя, любовь свою и Север».
Эти стихи напишет признанный и обласканный Игорь Северянин в 1916 году, когда ему исполнится 29 лет.

Слайд 7

В “Prelude II” чувствуется “северное вдохновение”

Мои стихи – туманный сон.

В “Prelude II” чувствуется “северное вдохновение” Мои стихи – туманный сон. Он

Он оставляет впечатление…
Пусть даже мне неясен он, –
Он пробуждает вдохновение…
О люди, дети мелких смут,
Ваш бог – действительность угрюмая.
Пусть сна поэта не поймут, –
Его почувствуют, не думая…

Слайд 8

3.1 “ И чтоб не лгать реально – Фантазно лгу!”

Конечно, он

3.1 “ И чтоб не лгать реально – Фантазно лгу!” Конечно, он
придумывал Север. Как придумывал сам себя, как вообще воображал себе свой мир, ещё далёкий от реальности.
Но в этом мире, казалось бы, таком благополучном и спокойном, внезапно ощущаешь трагедию и боль.

Слайд 9

3.2 В стихотворении “ Очам твоей души” уже чувствуется тревога, предвидение той

3.2 В стихотворении “ Очам твоей души” уже чувствуется тревога, предвидение той
боли, которая потрясёт и страну и мир

Твоей души очам – видений страшных клиры …
Казни меня! Пытай! Замучай! Задуши! –
Но ты должна принять!.. И плен, и хохот лиры –
Очам твоей души!..
Сегодня это ощущение боли, поиски правды кажутся нам важнее, чем утверждение Северяниным эгофутуризма.

Слайд 10

4. Эгофутуризм

Из «Воспоминаний» Северянина:
«Лозунгами моего эгофутуризма были:
1. Душа –

4. Эгофутуризм Из «Воспоминаний» Северянина: «Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа –
единственная истина
2. Осмысленные неологизмы
3. Поиски нового без отвергания старого
4. Самоутверждение личности
5. Смелые образы, эпитеты
6. Разнообразие метров (встречи с прошлым)».

Слайд 11

4.1. Цель творчества – познание души

Обратив внимание на внешнее – стилистические

4.1. Цель творчества – познание души Обратив внимание на внешнее – стилистические
новации, - мы почти забыли об эмоциональном и духовном начале его поэзии – познании души.
Протестуя против пошлости, он у
далялся на берег моря, “где ажурная пена”,
или в “озерзамок”, слушал звуки Шопена…
«Душа – единственная истина!
Самоутверждение личности!
Поиски нового без отвергания старого!» –
провозглашает молодой поэт.

Слайд 12

4.2. Осмысленные неологизмы

Неологизмы И. Северянина позволяют ему с замечательной остротой выразить

4.2. Осмысленные неологизмы Неологизмы И. Северянина позволяют ему с замечательной остротой выразить
главное содержание его поэзии: чувство современности. Помимо того, что они часто передают понятия совершенно новые по существу.
“Озерзамок”
“Перекочкать” “Онездешниться”
“Ядоцвет”
“Алогубы” “Грезофарс” “Поэза”
“Миррэлия” (светлое царство) “Окалошить”
“Златополдень” “Вуалит негой феордов сага”

Слайд 13

4.3. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал:

«Мы живы острым и

4.3. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным...
мгновенным... и что ни слово, то сюрприз».
В его стихах самолюбование и самовосхваление принимали
гипертрофированные — на грани
пародии и пошлости — формы:
«Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».

Слайд 14

“Самогимн”

Мой стих серебряно-брильянтовый
Живителен, как кислород.
“О гениальный! О талантливый!” –

“Самогимн” Мой стих серебряно-брильянтовый Живителен, как кислород. “О гениальный! О талантливый!” –

Мне возгремит хвалу народ.
И станет пить ликёр гранатовый
За мой ликующий восход ...
… Я – я! Значенье эготворчества –
Плод искушённой Красоты!

Слайд 15

5. Расцвет творчества

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913,
после

5. Расцвет творчества Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода
выхода сборника «Громокипящий кубок».
«Громокипящий кубок» – сборник, который пользовался шумным успехом и составил ему славу салонного поэта, воспевающего «красивости»
и «изыски» великосветской и
богемной жизни.
За два года «Громокипящий кубок»
выдержал семь изданий.

Слайд 16

6. Стихии поэзии Северянина:

Лирика

Мечтательность

Ирония

6. Стихии поэзии Северянина: Лирика Мечтательность Ирония

Слайд 17

6.1. Мечтательность

Отождествляется “поэт с открытой душой” и его лирический герой
Создаётся новый образ

6.1. Мечтательность Отождествляется “поэт с открытой душой” и его лирический герой Создаётся
– мечтателя, постоянно обманывающегося и разочаровывающегося в мире.
Я чувствовал, поле опять изумрудно,
И лютики в поле цветут…
…Но это же гадость! Тогда я взял глобус
И, в грёзах, поехал в Китай.
Май 1912

Слайд 18

6.2. Лирика


Это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и

6.2. Лирика Это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и
умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует.
Это – истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой.
…Колыхается туман –
Как мечты моей обман,
Как минувшего роман…
Декабрь 1908

Слайд 19

6.3. Ирония

Это – ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое

6.3. Ирония Это – ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое
и клеймящий это в меткой сатире.
Ирония Северянина направлена не против лиц, а против явлений.
Против фальши, бездушия, озлобления и невежества.
Бесчисленные ландо, экипажи. Кабриолеты, встречающиеся в его произведениях, - признаки “весеннего удушья”.

Слайд 20

7. “Жизнь человека одного – дороже и прекрасней мира”.

Он упрямо и

7. “Жизнь человека одного – дороже и прекрасней мира”. Он упрямо и
настойчиво повторяет мысль о превосходстве человека над миром. Это звучит как продолжение слов Ф. Достоевского о том, что счастье невозможно построить на слёзах и на крови.
Сравнение Ф. Достоевского и Северянина кажется невероятным.

Слайд 21

8. “Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!”

В феврале

8. “Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!” В феврале
1918 года в Москве на поэтическом вечере он был избран “королём поэтов”, опередив Маяковского и Бальмонта.
Я так велик и так уверен
В себе, настолько убеждён,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
(“Рескрипт короля”)

Слайд 22

9. Отзывы критиков

А. Блок В. Брюсов А. Блок В. Брюсов В.

9. Отзывы критиков А. Блок В. Брюсов А. Блок В. Брюсов В. Адамс
Адамс

Слайд 23

9.1. Отзыв А. Блока

“Я преуменьшал его, хотя он и нравился мне

9.1. Отзыв А. Блока “Я преуменьшал его, хотя он и нравился мне
временами очень. Это – настоящий, свежий, детский талант. Храни его бог”.
“Я теперь понял Северянина. Это – капитан Лебядкин.” И прибавил: “Ведь стихи капитана Лебядкина очень хорошие”.

Слайд 24

9.2. Отклик В. Брюсова

“Это – художник, которому открылись тайны стиха

9.2. Отклик В. Брюсова “Это – художник, которому открылись тайны стиха и
и который сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент, «свою лиру», говоря по-старинному”.
“…Не всегда легко различить, где у И. Северянина лирика, где ирония. Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, или увы! сам впадает в мучительную пошлость”.

Слайд 25

9.3. Воспоминания друга


“Мы знаем его как самовлюблённого лирика, не разбирающегося в

9.3. Воспоминания друга “Мы знаем его как самовлюблённого лирика, не разбирающегося в
общественных проблемах, сумевшего вложить в свои субъективные “поэзы”большую напевность и лёгкость”.
(Один из друзей поэта, в его последние годы жизни, эстонский исследователь В Адамс).

Слайд 26

10.1. Ответ критикам

На упрёки в пошлости сам Игорь- Северянин ответил в

10.1. Ответ критикам На упрёки в пошлости сам Игорь- Северянин ответил в
1918 году в стихотворении “Двусмысленная слава”:
Неразрешимые дилеммы
Я разрешал, презрев молву.
Мои двусмысленные темы –
Двусмысленны по существу.

Слайд 27

10.2. «Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы

10.2. «Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы
торжество!».

Весь поэтический мир И. Северянина изначально двойствен. Поэт как бы взвешивает на весах добро и зло:
“И в зле – добро, и в добром – злоба”.

Слайд 28

11.1. Расставание с Родиной

Каждое лето он проводил в Эстонии, в

11.1. Расставание с Родиной Каждое лето он проводил в Эстонии, в Эст-Тойлу.
Эст-Тойлу. Но в 1920 году образование Эстонии, как самостоятельной республики, отрезало поэта от Родины.
Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой Фелиссой Круут.
Моё одиночество полно безнадёжности,
Не может быть выхода душе из него…
(“Утомлённый душой”)

Слайд 29

11.2. Две дороги. Две страны. Две Родины.

“Эстония-сказка”, ”голубая голубка”, “оазис в

11.2. Две дороги. Две страны. Две Родины. “Эстония-сказка”, ”голубая голубка”, “оазис в
житейской тщете”.

Россия же – страна одновременно “священная” и “безбожная”.
Как прежде:“Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова…”

Души поэта хватало и на восхищение фениксом Эстонии, и на ностальгию о России – “крылатой стране”.

Слайд 30

Но писал Северянин не об Эстонии и не о России, а

Но писал Северянин не об Эстонии и не о России, а о
о человеке, о его чувствах. “Владычица Эстии”, Фея Eiole – это освобождение, преодоление привычного: В запрете есть боль. Только в воле нет боли. Поэтому боль в ней всегда. Та боль упоительна. Фея Eiole Контраст утверждению: да. Лёгкое покрывало тайны наброшено на все слова автора. Никогда не узнать чему противоречит фея и что она отрицает.

Слайд 31

12. «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в

12. «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в
гроб!»

Король литературы Игоря-Северянин, не покорял огнём и мечом европейские города, не созерцал пожара мировых войн. Его фронт – там, где прощение противопоставлено мести, а любовь заменяет вражду.
Нам не дано бросить розы в гроб поэта, но нам суждено, заново осмысляя путь нашей страны, соразмерить с общим движением жизни движение мысли человека, который слишком долго ждал нашего понимания.

Имя файла: Я-трагедию-жизни-претворю-в-грезофарс…Жизнь-и-творчество-И.-Северянина.pptx
Количество просмотров: 112
Количество скачиваний: 0