Якутские охотничьи традиции и обряды

Содержание

Слайд 2

Актуальность Отношение человека к правилам поведения в природе, в основе которых

Актуальность Отношение человека к правилам поведения в природе, в основе которых лежит
лежит почитание духов, уважение к окружающей среде. В сохранении первозданности природы и обитателей животного мира.

Слайд 3

Проблема Какие обряды проводили якутские охотники в древности, и что сохранилось в

Проблема Какие обряды проводили якутские охотники в древности, и что сохранилось в наше время.
наше время.

Слайд 4

Гипотеза: Если я подробнее узнаю об обрядах сохранения стерха, орла, медведя, кабарги,

Гипотеза: Если я подробнее узнаю об обрядах сохранения стерха, орла, медведя, кабарги,
которые проводили якутские охотники в древности, то принесет ли мне это больше удачи в моем любимом занятии.

Слайд 5

Цель исследования:. Исследовать проблему отношения человека к матушке – природе в прошлом,

Цель исследования:. Исследовать проблему отношения человека к матушке – природе в прошлом,
сравнить отношение людей Севера к соблюдению законов природы в наше время.

Слайд 6

Обряд посвящения в охотники В старину при его проведении в гости приходили соседи,

Обряд посвящения в охотники В старину при его проведении в гости приходили
принося с собой мелкие охотничьи трофеи. Смешивали девять видов крови разных животных и окунали в нее лучшую стрелу – сандалы. Пока гости угощались внутри дома. Три старухи во дворе садились друг против друга на шкуру сохатого, и по объему девяти стрел вырезали из кожи основу колчана. После чего каждая, делая три стежка, передавала колчан по кругу. Так продолжалось до полной его готовности. Затем, также передавая друг другу, укладывали в колчан стрелы. Последнюю девятую клала самая старая и выговаривала благопожелание – алгыс. Когда все было готово, будущий охотник выходил во двор, и старухи одевали на него колчан и костяной щиток на запястье, предохраняющий руку при стрельбе из лука, также произнося алгыс.

Слайд 7

Обряд угощения духа-хозяина охоты

Изготовлялись атрибуты даров: салама, двух-трехметровая волосяная веревка, в

Обряд угощения духа-хозяина охоты Изготовлялись атрибуты даров: салама, двух-трехметровая волосяная веревка, в
7-9 местах украшенная перьями совы или лоскутками материи, в 7-9 –кусками зайца или хвостами белки и деревянными макетами охотничьих снастей. Если обряд проводился в доме, мастерился деревянный идол высотой 30-40 см., которого одевали в заячью шкуру. В качестве угощенья выступала молочная пища, каша, куски внутреннего жира коровы, топленое масло и т.д.
Обряд угощения выполнялся как в лесу, так и в доме. Мог посвящаться отдельному духу, одному из братьев Байеная. Салама вешали на двух деревьях чуть выше уровня плеч человека на видном месте, опушке леса. Затем угощали жиром, изображение духа-хозяина охоты, произносили алгыс. –благопожелание с восхвалением и обещанием дара. Угощение, своеобразный аванс за будущий отдарок – удачу в охоте, проносилось через огонь или просто разбрасывалось на четыре стороны.

Слайд 8

Алгыс «Заклинание охотника»

Хранитель отчего очага-
Белобородый Бырджа Бытык
С ресницами в долото,
С щедростью

Алгыс «Заклинание охотника» Хранитель отчего очага- Белобородый Бырджа Бытык С ресницами в
меховой,
Дедушка-властилин,
угощенье мое
прими!
К тебе,
Сестра-госпожа,
С просьбой большой иду:
Из своего табуна
Дикого отбери
Сохатого пожирней –
Мне пригони – подари!
Могучему ревуну,
Свирепому топтуну –
Медведю
Встречу устрой
С пальмой моей стальной!

Снующую тут и там –
Лисицу мне пригони,
Бегущего по лугам –
Зайца мне пригони,
Белку –
Вертунью тайги –
Выследить помоги.
Снежный отменный мех,
Светлый мне подари,
Снежный ,
Добычливый след
С щедростью протори!
Достатком обогати,
Прелестью осчастливь,
Сладостью успокой
Удачею укрепи;
С тобой не поговорив,
С почтением не одарив,
С добычею не приду!
Будь же всегда щедра,
Эдьилээн-сестра!

Слайд 9

Баай Байанай - дух хозяин тайги На ранних стадиях развития цивилизации человеческая

Баай Байанай - дух хозяин тайги На ранних стадиях развития цивилизации человеческая
деятельность была тесно увязана с природными процессами и ритмами, что было обусловлено самим уровнем развития средств производства, обеспечивающих воспроизводство человеческого коллектива. Поэтому человек всегда ощущал себя частью самой природы, не отрывая себя от мира природы. Дальнейшее развитие цивилизации вызвало изменение отношения человека к природе как к пассивному объекту одностороннего воздействия. На нынешнем этапе нового уровня развития, поднимая экологические проблемы, по - новому осмысливаешь взаимосвязь природы и человека.

Слайд 10

В этой связи, как нам представляется, интересно отношение наших предков к природе,

В этой связи, как нам представляется, интересно отношение наших предков к природе,
которое ярко выразилось в обрядах и поверьях, связанных с охотой. Центральной фигурой охотничьих обрядов и поверий якутов является Баай Байанай. Его в мифопоэтике изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, носящим доху из оленьих шкур, бегающим по лесу или ездящим верхом на олене. Он очень богат мехами, почему носит эпитет "баай". Байаная иначе называют Баай Барыылаах.

Слайд 11

Орел

До птиц, давнего времени были широко распространены такие поверья, как

Орел До птиц, давнего времени были широко распространены такие поверья, как нельзя
нельзя убивать орлов, также представителей соколиных и орлиных птиц, так как они заносятся в ранг священных. Орел это царь птиц. Он часто фигурирует в олонхо и всегда с положительной стороны. Отстрел орлов считался большим грехом, оскорблением и мог послать на охотника и его близких болезни, смерть.
Существовало поверье, что орел прилетал к жилищу якута умирать. Поэтому орла следует кормить до смерти и хоронить с почестями. Если якут находил мертвого орла, он также хоронил его с почестями и со словами: «Поднимись вверх, в то место откуда ты пришел, в этот мир больше не возвращайся. Твои медные кости я положил на аранасе, твои серебряные кости я поднял».
В 50-60 годы перестали действовать поверья, согласно «Правилам охоты ЯАССР» хищных птиц стали истреблять. Это привело к резкому сокращению численности хищных птиц. В настоящее время они занесены в «Красную книгу Якутии».

Слайд 12

Стерх – священная птица. Она олицетворение доброты и красоты, где бы

Стерх – священная птица. Она олицетворение доброты и красоты, где бы она
она не появилась творит доброе дело, помогает людям.
В старинных приданиях описываются события устройства первого ысыаха (якутского Нового года). Элляй благодарил добрых духов – айыы – каждый раз трижды выливал (кормил) на огонь немного кумыса с маслом. В это время над урасой летели три огромные белые птицы. Это были высшие духи – покровители. С тех пор он стал быстро богатеть. По преданию это были стерхи, которые являются предвестниками благополучия и счастья. Превращаясь в духов, они помогают попавшим в беду.
Якуты считали, что стерх показывается людям только к счастью. Места где видели танец и пение стерхов, относили к священным.
Эти птицы занесены в «Красную книгу мира».

Слайд 13

Из диких млекопитающих наиболее почитаемым считается медведь, но он не относится к

Из диких млекопитающих наиболее почитаемым считается медведь, но он не относится к
священным. Существовало поверье, что о медведе нельзя говорить худые слова, ругать, громко говорить вслух слово «медведь». Перед охотой просили у духов охоты и леса, совершали ритуальный обряд. считают, что тело медведя похоже человека.

Это связано с поверьем, что медведь очень умный, как человек, он все слышит и понимает, знает про людей очень много. Охотники считают, что тело медведя похоже человека.

Слайд 15

кабарга

 
Был поучителен обычай с кабаргой (буучээн). Это маленькое, величиной с

кабарга Был поучителен обычай с кабаргой (буучээн). Это маленькое, величиной с зайчика,
зайчика, красивое животное чуть ли не полностью истреблено из-за целебной «кабарговой струи». В смысле мясности, одной тушкой кабарги не накормить многих голодных. Когда такая малютка попадала в самолов, предназначенный для лося, устраивали совершенно всерьез уморительную сценку. Привезя ее к урасе, жильцам урасы подавали условные сигналы, применяемые в случаях добычи самого крупного жирного лося локой, т. е. подойдя к двери, не входили, а стучали. На вопрос: «Кто там?» отвечали: «Пришел Байанай, только двери малы - не влезает». Хозяйка и малыши с радостным смехом кидались кормить огонь со словами: «Спасибо Байанаю!». Подросший сын принимался демонстрировать имитацию стесывания части дверного косяка и вынужденной разборки части входа для втаскивания в жилище слишком крупногабаритной добычи. Затем все присутствующие инсценировали якобы непосильность поднять тяжеловесную и «невлезающую» в дверь тушку, «кое-как» втащив «великую» добычу, приплясывая «хук-хук» скандировали: «Добро пожаловать к нам, щедрый Байанай». Обряд заканчивался кормлением личного промыслового божка охоты. Данный обычай приучал одинаково радоваться великим и малым дарам. Считалось, что бог охоты благоволит радушным и благодарным, гневясь на недовольных: и равнодушных.

Слайд 16

Современная охота

Современная охота

Слайд 17

охота на зайца

охота на зайца

Слайд 18

Охота на глухаря

Охота на глухаря

Слайд 19

Охота на лося

Охота на лося

Слайд 20

Численность основных видов охотничьих животных, включая птиц

Численность основных видов охотничьих животных, включая птиц
Имя файла: Якутские-охотничьи-традиции-и-обряды.pptx
Количество просмотров: 265
Количество скачиваний: 3