Язык Паскаль

Содержание

Слайд 2

Программирование на языке Паскаль

Алгоритм и его свойства

Программирование на языке Паскаль Алгоритм и его свойства

Слайд 3

Что такое алгоритм?

Алгоритм — это точное описание порядка действий, которые должен выполнить

Что такое алгоритм? Алгоритм — это точное описание порядка действий, которые должен
исполнитель для решения задачи за конечное время.

Исполнитель – это устройство или одушёвленное существо (человек), способное понять и выполнить команды, составляющие алгоритм.

Формальные исполнители: не понимают (и не могут понять) смысл команд (одну и ту же команду всегда выполняют одинаково).

Слайд 4

Свойства алгоритма

Дискретность — алгоритм состоит из отдельных команд, каждая из которых выполняется

Свойства алгоритма Дискретность — алгоритм состоит из отдельных команд, каждая из которых
за конечное время.
Детерминированность (определённость) — при каждом запуске алгоритма с одними и теми же исходными данными получается один и тот же результат.
Понятность — алгоритм содержит только команды, входящие в систему команд исполнителя.
Конечность (результативность) — для корректного набора данных алгоритм должен завершаться через конечное время.
Корректность — для допустимых исходных данных алгоритм должен приводить к правильному результату.

Слайд 5

Как работает алгоритм?

дискретный
объект
1 2 3 4

алгоритм

шаг 1

шаг 2

шаг 3

2 3 4

Как работает алгоритм? дискретный объект 1 2 3 4 алгоритм шаг 1
5

5 4 3 2

дискретный
объект
25 16 9 4

получает на вход дискретный объект
в результате строит другой дискретный объект (или выдаёт сообщение об ошибке)
обрабатывает объект по шагам
на каждом шаге получается новый дискретный объект

Слайд 6

Способы записи алгоритмов

естественный язык
псевдокод

установить соединение
пока не принята команда «стоп»
принять команду
выполнить

Способы записи алгоритмов естественный язык псевдокод установить соединение пока не принята команда
команду
завершить сеанс связи

установить соединение
нц
принять команду
выполнить команду
кц_при команда = 'stop'
завершить сеанс связи

Слайд 7

Способы записи алгоритмов

блок-схема

setConnection;
repeat
cmd:= getCommand;
executeCommand(cmd);
until cmd = "stop";
closeConnection;

программа

Способы записи алгоритмов блок-схема setConnection; repeat cmd:= getCommand; executeCommand(cmd); until cmd = "stop"; closeConnection; программа

Слайд 8

Программирование на языке Паскаль

Тема 1. Введение

Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение

Слайд 9

Программа

Программа – это
алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования
набор команд для компьютера

Команда

Программа Программа – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования набор команд
– это описание действий, которые должен выполнить компьютер.
откуда взять исходные данные?
что нужно с ними сделать?

1970 – язык Паскаль (Н. Вирт)

Оператор – это команда языка программирования высокого уровня.

Слайд 10

Простейшая программа

Program { название программы };
begin { начало программы }
{ тело

Простейшая программа Program { название программы }; begin { начало программы }
программы }
end. { конец программы }

комментарии в скобках {} не обрабатываются

название алгоритма

Слайд 11

Вывод на экран

program z1;
begin
write('2+'); { без перехода }
writeln('2=?'); { на

Вывод на экран program z1; begin write('2+'); { без перехода } writeln('2=?');
новую строку}
writeln('Ответ: 4');
end.

Протокол:
2+2=?
Ответ: 4

Слайд 12

Вывод на экран

write({ список вывода}); { без перехода }
writeln({ список вывода});{ на

Вывод на экран write({ список вывода}); { без перехода } writeln({ список
новую строку}

Список вывода:
Значение арифметического выражения.
Список переменных через запятую.
Текст в апострофах.

Примеры:
write(SQRT(58)/0.5);
writeln(a, b, c);
writeln('Чётное');

Слайд 13

Вывод данных

{ вывод значения переменной a}

{ вывод значения переменной a и переход

Вывод данных { вывод значения переменной a} { вывод значения переменной a
на новую строку}

{ вывод текста }

{вывод текста и значения переменной c}

write( a );

writeln( a );

writeln( 'Привет!' );

writeln( 'Ответ: ', c );

writeln ( a, '+', b, '=', c );

Слайд 14

Арифметические выражения

a:= (c + b*5*3 - 1) / 2 * d;

Приоритет (старшинство):
функция
скобки
умножение

Арифметические выражения a:= (c + b*5*3 - 1) / 2 * d;
и деление
сложение и вычитание

2

1

3

4

5

6

Слайд 15

Стандартные функции

abs(x) — модуль
sqrt(x) — квадратный корень
sqr(x) — квадрат
sin(x) — синус угла,

Стандартные функции abs(x) — модуль sqrt(x) — квадратный корень sqr(x) — квадрат
заданного в радианах
cos(x) — косинус угла, заданного в радианах
exp(x) — экспонента ех
ln(x) — натуральный логарифм
trunc(x)— отсечение дробной части
round(x)— округление до ближайшего целого

writeln('x^8 ',exp(ln(x)*8):0:3);

Слайд 16

Задания

«A»: Вывести на экран значение переменной V (объёма шара), если R=5 (R-радиус).

Задания «A»: Вывести на экран значение переменной V (объёма шара), если R=5
По виду : V = {значение}
«B»: Вывести на экран рисунок из букв
Ж
ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖ
HH HH
ZZZZZ
«C»: Вывести на экран значение переменной V (объёма куба), если H = 7 (H – длина ребра куба) .
По виду : V = {значение}

Слайд 17

Сложение чисел

Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.

Протокол:
Введите

Сложение чисел Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.
два целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь

компьютер считает сам!

Слайд 18

Сумма: псевдокод

program qq;
begin
{ ввести два числа }
{ вычислить их сумму

Сумма: псевдокод program qq; begin { ввести два числа } { вычислить
}
{ вывести сумму на экран }
end.

Псевдокод: алгоритм на русском языке с элементами Паскаля.

Слайд 19

Переменные

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно

Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной
изменять во время работы программы.

a

Значение

Имя

Другой тип данных

Слайд 20

Имена переменных

МОЖНО использовать
латинские буквы (A-Z)
цифры
знак подчеркивания _

заглавные и строчные буквы НЕ различаются

НЕЛЬЗЯ

Имена переменных МОЖНО использовать латинские буквы (A-Z) цифры знак подчеркивания _ заглавные
использовать
русские буквы
пробелы
скобки, знаки +, =, !, ? и др.

имя не может начинаться с цифры

Какие имена правильные?
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B

Слайд 21

Объявление переменных

Типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
и другие…

Объявление переменных:

var a, b, c:

Объявление переменных Типы переменных: integer { целая } real { вещественная }
integer;

выделение места в памяти

variable – переменная

тип – целые

список имен переменных

Слайд 22

Тип переменной

область допустимых значений
допустимые операции
объём памяти
формат хранения данных
для предотвращения случайных ошибок

Тип переменной область допустимых значений допустимые операции объём памяти формат хранения данных для предотвращения случайных ошибок

Слайд 23

Ввод значения в переменную

read ( a );

оператор ввода

5

a

Ввод значения в переменную read ( a ); оператор ввода 5 a

Слайд 24

Ввод значений переменной

через пробел:
25 30
через Enter:
25
30

read ( a, b );

Ввод значений

Ввод значений переменной через пробел: 25 30 через Enter: 25 30 read
двух переменных (через пробел или Enter).

Слайд 25

Изменение значений переменной

var a, b: integer;
...
a := 5;
b := a + 2;
a

Изменение значений переменной var a, b: integer; ... a := 5; b
:= (a + 2)*(b – 3);
b := b + 1;

a

?

5

5

b

?

5+2

7

a

5

7*4

28

b

7

7+1

8

Слайд 26

Вывод данных

{ вывод значения переменной a}

{ вывод значения переменной a и переход

Вывод данных { вывод значения переменной a} { вывод значения переменной a
на новую строку}

{ вывод текста }

{вывод текста и значения переменной c}

write( a );

writeln( a );

writeln( 'Привет!' );

writeln( 'Ответ: ', c );

writeln ( a, '+', b, '=', c );

Слайд 27

Сложение чисел: простое решение

program Sum;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a,

Сложение чисел: простое решение program Sum; var a, b, c: integer; begin
b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.

Слайд 28

Сложение чисел: полное решение

program Sum;
var a, b, c: integer;
begin
writeln('Введите два целых

Сложение чисел: полное решение program Sum; var a, b, c: integer; begin
числа');
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.

Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь

Слайд 29

Снова про оператор вывода

a:= 123;
write( a:5 );

Форматный вывод:

Вычисление выражений:

writeln ( a, '+',

Снова про оператор вывода a:= 123; write( a:5 ); Форматный вывод: Вычисление
b, '=', a+b );

a+b

Слайд 30

Арифметические выражения

a:= (c + b*5*3 - 1) / 2 * d;

Приоритет (старшинство):
скобки
умножение

Арифметические выражения a:= (c + b*5*3 - 1) / 2 * d;
и деление
сложение и вычитание

2

1

3

4

5

6

Имя файла: Язык-Паскаль-.pptx
Количество просмотров: 298
Количество скачиваний: 0