Язык персонажей комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» как одно из средств характеристики их личности

Содержание

Слайд 3

Проблема исследования

Предметом исследования в работе является язык персонажей комедии «Недоросль». Проблема

Проблема исследования Предметом исследования в работе является язык персонажей комедии «Недоросль». Проблема
состоит в том, чтобы проанализировать лексический и синтаксический строй речи персонажей, рассмотреть язык героев с точки зрения экспрессивно - стилистической окраски и тем самым доказать, что речь героев – один из
основных способов яркой характеристики их личности.

Слайд 4

Задачи

1.Исследовать речь нескольких персонажей комедии с точки зрения лексического и морфологического

Задачи 1.Исследовать речь нескольких персонажей комедии с точки зрения лексического и морфологического
состава, синтаксического строя и стилистики.
2. Сделать вывод об особенностях личности каждого персонажа, о том, какую роль в их характеристике играет язык.

Слайд 5

Языковые особенности речи госпожи Простаковой

Госпожа Простакова –
самый яркий персонаж
комедии.
Рассмотрим особенности её

Языковые особенности речи госпожи Простаковой Госпожа Простакова – самый яркий персонаж комедии.
речи
1)с точки зрения морфологии,
2) с точки зрения синтаксиса,
3) лексику с точки зрения стилистической окраски

Слайд 6

С точки зрения морфологии

Существительные ( скот, бестия, дрянь, рожа, ведьма, харя, болван,

С точки зрения морфологии Существительные ( скот, бестия, дрянь, рожа, ведьма, харя,
холопья, сударь, друг, душенька, отец, сынок, девка, братец, воры, плуты, власть..)
Прилагательные (воровская, собачья, скверная, дурацкая, бесчестная..)
Глаголы (лаяться, поди, позови, говори, убирайся, ругаться, воспитывать..)

Слайд 7

С точки зрения синтаксиса

Вопросительные предложения(Как тебе не жаль, бестия?)
Восклицательные предложения (Всех велю

С точки зрения синтаксиса Вопросительные предложения(Как тебе не жаль, бестия?) Восклицательные предложения
прибить до смерти! Куда я гожусь, когда в моём доме моим же рукам воли нет!)
Побудительные предложения( Дай мне до рожи, до рожи! Говори, скот!)

Слайд 8

С точки зрения стилистической окраски

Харя (грубое, просторечное, бранное)
Рыло ( грубое, просторечное,

С точки зрения стилистической окраски Харя (грубое, просторечное, бранное) Рыло ( грубое,
бранное)
Скот ( грубое просторечное)
Бестия (просторечное)
Маяться( разговорное)
Достаточек (разговорное, ласкательное)
Затевать (разговорное)

Слайд 9

Просторечно –простонародные нейтральные слова

Он, де, ба, к счастью, куды, никуды, я

Просторечно –простонародные нейтральные слова Он, де, ба, к счастью, куды, никуды, я
чаю, потакать, авось, нынче, кабы, смотри-тка…
Такая лексика создаёт простонародный фон речи персонажа.

Слайд 10

Особенности речи Стародума

Стародум, несомненно, противопоставлен в комедии госпоже Простаковой.

Особенности речи Стародума Стародум, несомненно, противопоставлен в комедии госпоже Простаковой.

Слайд 11

С точки зрения морфологии

Существительные (чины, воспитание, душа, ум, совесть, служба, мысли, честь,

С точки зрения морфологии Существительные (чины, воспитание, душа, ум, совесть, служба, мысли,
достоинство, знатность, добродетель, истина, счастье..)
Прилагательные (достойный, сердечный, душевный, воспитанный, дружелюбный, справедливый..)
Глаголы ( знаю, думаю, изменить, искоренить, желать, презирать, помочь, простить, поверить..)

Слайд 12

С точки зрения синтаксиса

Речь изобилует сложными синтаксическими конструкциями. Она достаточно однообразна.
В речи

С точки зрения синтаксиса Речь изобилует сложными синтаксическими конструкциями. Она достаточно однообразна.
много вопросительных, восклицательных предложений.
Речь персонажа афористична.(Невежда без души – зверь. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..)

Слайд 13

С точки зрения стилистической окраски

Не используются разговорные и просторечные слова, вся

С точки зрения стилистической окраски Не используются разговорные и просторечные слова, вся
лексика носит книжный характер, неэмоциональная, но правильная и чёткая.

Слайд 14

Особенности речи Митрофана

Митрофан (подобный матери)

Особенности речи Митрофана Митрофан (подобный матери)

Слайд 15

С точки зрения морфологии

Существительные ( матушка, квас, голубятня, подовые, солонина..)
Глаголы (заслони, убирайся,

С точки зрения морфологии Существительные ( матушка, квас, голубятня, подовые, солонина..) Глаголы
проваливай, слушай, побегу, отвяжись, не хочу)
Прилагательные (старая, гарнизонная..)

Слайд 16

С точки зрения синтаксиса

Речь предельно проста. Преобладают простые предложения, с обилием обращений.(Мамушка,

С точки зрения синтаксиса Речь предельно проста. Преобладают простые предложения, с обилием
заслони меня! Убирайся, дядюшка, проваливай!)

Слайд 17

С точки зрения экспрессивно - стилистической

Речь изобилует ругательствами, грубыми выражениями. Лексика носит

С точки зрения экспрессивно - стилистической Речь изобилует ругательствами, грубыми выражениями. Лексика носит сниженный, просторечный характер.
сниженный, просторечный характер.
Имя файла: Язык-персонажей-комедии-Д.И.Фонвизина-«Недоросль»-как-одно-из-средств-характеристики-их-личности.pptx
Количество просмотров: 288
Количество скачиваний: 2