Юрий Павлович Казаков

Содержание

Слайд 2

Юрий Павлович Казаков
1927 - 1982

Юрий Павлович Казаков 1927 - 1982

Слайд 3

Начало пути

Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца

Начало пути Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца
из крестьян Смоленской губернии, детство провел на Арбате. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».
     В 1933 отец был арестован за то, что слышал рассказ о зверствах во время коллективизации на Тамбовщине, о сопротивлении крестьян и не донес. Лишившись отца, семья бедствовала. Учился Казаков в строительном техникуме, затем в музыкальном училище им. Гнесиных (окончил в 1951), играл на контрабасе в оркестрах. Он играл в оркестре Вахтанговского театра и в оркестре Большого театра, но эпизодически.

Слайд 4

Из воспоминаний вдовы Ю.Казакова Тамары Михайловны Казаковой

« Музыка не стала

Из воспоминаний вдовы Ю.Казакова Тамары Михайловны Казаковой « Музыка не стала его
его профессией, но ведь он не перестал быть музыкантом. Он сумел слить воедино два дара - музыкальный дар и дар слова. Профессор Владимир Владимирович Хоменко, преподаватель Юрия Павловича в Гнесинском училище, поклонник его писательского таланта, как-то сказал: «Когда я читаю Казакова, я слышу музыку». Музыка в рассказах Казакова и музыка его рассказов - очень глубокая тема. Он постоянно слушал музыку. Иногда ему снилась незнакомая симфоническая музыка, и он жалел, что не смог записать ее. В дневнике студенческих лет он писал о любимом Рахманинове: «В его фортепианных произведениях нет аккордов, пассажей, отдельных нот, которые было бы неудобно, неловко сыграть, аппликатура его вещей проста, изящна, легка», и тут же о литературе: «В настоящей поэзии не должно быть неудобных, корявых слов, выпадающих из общей тональности». У него был абсолютный слух в том, что называют музыкой слова».

Слайд 5

Первые публикации

В 1953-м году подал документы в Литературный институт им. М.

Первые публикации В 1953-м году подал документы в Литературный институт им. М.
Горького, где был конкурс пятьдесят человек на одно место. Поступил! Сейчас трудно поверить, что Юрий Павлович с трудом защитил диплом в Литературном институте.
В 1958 году он представил к защите восемь рассказов, среди них: «На полустанке», «Арктур - гончий пес», «Никишкины тайны». Рецензенты,отметив мастерство и талант, в один голос сказали, что автор «еще не нашел себя в идейном отношении», что рассказы его «вне времени и пространства», упрекали в «достоевщине». Спас дело писатель Всеволод Иванов, председательствовавший на защите и предложивший зачесть диплом, чтобы не закрыть талантливому человеку дорогу в литературу.
Рассказы Юрия Павловича получили тогда широкое признание, и не только у нас: уже в 1960 году вышел сборник его рассказов в Италии.
Публиковаться начал в 1952. Первые книги («Тэдди», 1957; «Манька», 1958) вышли в Архангельске, сборник «На полустанке» (1959) в Москве. Огромное впечатление произвела на Казакова проза жившего в эмиграции И. Бунина. Строй фразы, ритм, пластика бунинского стиля настолько сильно повлияли на Казакова, что ему пришлось приложить немало усилий, чтобы освободиться от подражательности.

Слайд 6

Зрелость

В начале 1960-х гг. Ю.Казаков пишет рассказы, ставшие классикой русской лирической

Зрелость В начале 1960-х гг. Ю.Казаков пишет рассказы, ставшие классикой русской лирической
прозы: «Осень в дубовых лесах», «Двое в октябре», «Адам и Ева», «Плачу и рыдаю». За каждым из них просматриваются разные ветви тогдашней русской прозы - «деревенская», «городская», «лирико-психологическая» и т.д.

Казаков в своих рассказах открывал то, что, в сущности, давно уже было открыто, но заслонено, отодвинуто трудными, суровыми годами, - теплоту и красоту обычной жизни с ее малыми, но, по сути, великими радостями и утешениями. Он находил поэзию в вещах самых непритязательных и будничных, но необходимых, как вода, воздух, хлеб, поэтизировал человеческие чувства, возвращая им утраченное значение.
Жизнь, по мысли писателя, даже принося страдания, все равно - радость.

Слайд 7

Последние годы жизни

Со второй половины 1960-х гг. Казаков переживает творческий кризис.

Последние годы жизни Со второй половины 1960-х гг. Казаков переживает творческий кризис.
Для заработка он переводит трилогию казахского писателя А. Нурпеисова «Кровь и пот», посвященный событиям времен Первой мировой и гражданской войны на Арале. Лишь в 1970-е гг. он создает свои вершинные рассказы -- «Свечечка» (1974) и «Во сне ты горько плакал» (1978), где главной темой становится глубокое переживание драматизма жизни.
29 ноября 1982 в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана книга "Две ночи" ("Разлучение душ"), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.

Слайд 8

«Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского

«Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского
рассказа» (о творчестве Ю.П.Казакова)

Рассказ для Ю.П.Казакова – не «разведывательный» жанр, не заготовка для романа, а нечто вполне самодостаточное. В них видна школа, которую он проходил в общении с классикой, - от И. Тургенева до М. Пришвина. Эта школа чувствуется в благородной красоте и живописности русского языка, точности стилистического приема, развитом чувстве художественной меры.
Детально разработанный им жанр - рассказ лирический, с повышенной субъективностью и усиленной ролью рассказчика, автора или героя (”Голубое и зеленое”), с пристальным вниманием к детали, еле уловимому состоянию, ускользающему чувству (”Двое в декабре”), с ослабленной фабульностью, пронзительной откровенностью (”Свечечка”, “Во сне ты горько плакал”).
Уже во многих ранних рассказах – «Поморка», «Манька», «Арктур – гончий пес» - проявляется редкий дар Ю. Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер. Писатель вообще испытывал тяготение к натурам необычным, выпадающим из общей меры, живущим своей особой внутренней жизнью. Такова одинокая девяностолетняя старуха Марфа в рассказе «Поморка», необычный мальчик в рассказе «Никишкины тайны» и многие другие.

Слайд 9

Особенности «деревенской прозы» Ю.П. Казакова


Писатели старшего поколения В. Овечкин,

Особенности «деревенской прозы» Ю.П. Казакова Писатели старшего поколения В. Овечкин, Г. Троепольский,
Г. Троепольский, С. Залыгин исследовали социально-экономические отношения в деревне, рассказывали о ее нелегких судьбах после опустошительного гитлеровского нашествия.
Ю. Казаков подошел к изображению деревенской жизни с другой стороны: его больше занимали те нравственные психологические проблемы, с которыми он столкнулся в новой для себя среде. Дело в том, что писатель рассматривал деревню глазами городского человека, открывшего для себя неведомый мир. Полная перемена впечатлений создавала особую резкость видения. Разрыв с прежней жизнью, когда человек становится еще не городским, но уже и не деревенским, драматизм и последствия этого разрыва – стержень содержания рассказов «На полустанке», «Запах хлеба», «Трали-вали», «Некрасивая».

Слайд 10

Русский Север в творчестве Ю.П.Казакова

Теме Русского Севера Юрий Павлович посвятил многие

Русский Север в творчестве Ю.П.Казакова Теме Русского Севера Юрий Павлович посвятил многие
свои рассказы. В конце 1950-х гг. Казаков попадает на русский Север, очаровавший его и ставший источником многих его сюжетов. Здесь он пишет рассказы «Манька», «Некрасивая», «Никишкины тайны», «На острове» и др.
В 1960 он пишет очерки о русском Севере, составившие книгу «Северный дневник» (1961), который сначала назывался «Тихие герои».
Ведущая мысль очерков: исполнение своего долга, «тихое мужество» тружеников-поморов.
Особенности очерков:
репортерская информативность;
лаконичность;
лиризм и поэтичность.
Его «Северный дневник» 10 лет пополнялся новыми главами о Карелии, Мурманске, Архангельске, Соловках, Кольском полуострове.

Слайд 11

Из воспоминаний вдовы Ю.Казакова Тамары Михайловны Казаковой

« Любовь к Северу была

Из воспоминаний вдовы Ю.Казакова Тамары Михайловны Казаковой « Любовь к Северу была
у него ностальгической. С конца сороковых годов он ездил на Север к ссыльному отцу. Павел Гаврилович после срока лагерей жил в Лузе на севере Кировской области и работал на лесоперерабатывающем комбинате. Там Юрий Павлович полюбил бедную северную природу, поразившую его своей «жизненной цепкостью», там пристрастился к охоте - так они добывали себе пропитание. Светлым воспоминаниям об этих днях и охотах с отцом посвящен рассказ «Дым» («На охоте»). Позже, с 1956 года, он ездил на Беломорье во время студенческих каникул в Литинституте и окончательно «заболел Севером».
В 1966 году он специально поехал на Соловки, в паломничество к поруганной северной святыне, и написал одну из самых сильных своих вещей - статью «Соловецкие мечтания», смелый по тем временам призыв к спасению Соловецкого монастыря».

Слайд 12

“Кому как, а для меня нет на свете прекрасней, я бы

“Кому как, а для меня нет на свете прекрасней, я бы даже
даже сказал торжественней запаха, чем запах свежезасоленной рыбы. Для меня это даже как бы и не рыбой пахнет, а всем остальным, что связано с ней, - палубой сейнера, скажем, сетями, водорослями, морем, смелостью и силой рыбаков, уютом кубриков – мало ли чем! Впервые почувствовал я эту радость и напряженность в Пертоминске на Белом море...”,- писал Казаков в “Северном дневнике”.

Слайд 13

Книга густо населена героями - людьми, чья жизнь полна постоянного труда

Книга густо населена героями - людьми, чья жизнь полна постоянного труда и
и требует каждодневного мужества. С тщательностью летописца описывает Ю.Казаков ловлю рыбы, охоту, быт, обычаи - все то, что составляет жизнь моряков и поморов: “Они работают на крохотных суденышках - на шхунах, мотоботах, сейнерах, на малых рыболовных траулерах. Как же бьет море эти суденышки и какими мужественными должны быть все эти люди!”

Слайд 14

Казаков точен во всем: в описании дикой, экзотической для среднерусского жителя

Казаков точен во всем: в описании дикой, экзотической для среднерусского жителя природы,
природы, в цифрах, отражающих экономическую сторону жизни рыболовецких хозяйств; даже фамилии и имена своих героев он не изменил: так и пришли они на страницы очерков со своими звучными, древними, как море, именами - Нестор, Кир, Евлампий, Тыко Вылка. Писатель называет их “тихими героями, всю жизнь противостоящими жестокостям природы”.

Слайд 15

Рассказ Ю.П. Казакова “Арктур - гончий пес”.

Особое место в творчестве Юрия Казакова

Рассказ Ю.П. Казакова “Арктур - гончий пес”. Особое место в творчестве Юрия
занимает рассказ о слепой собаке, рассказ с удивительным, “звездным” названием “Арктур - гончий пес”. “Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на одну из них. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным… Но если не мог он ничего увидеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака… И еще была у него одна особенность: он никогда не визжал и не скулил, напрашиваясь на жалость, хотя жизнь была жестока к нему”.

Слайд 16

Кому посвящен рассказ? Почему?


Юрий Казаков был увлечён творчеством Пришвина, в

Кому посвящен рассказ? Почему? Юрий Казаков был увлечён творчеством Пришвина, в 1956
1956 году поехал в командировку на Север и прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе. Все эти причины и обусловили появление посвящения.

Слайд 17

Что обозначает имя пса?

Арктур — название самой яркой звезды Северного

Что обозначает имя пса? Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария.
полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае.

Слайд 18

Главная мысль рассказа Ю.Казакова:

“Никто на земле не рождается бесцельно... и... нет

Главная мысль рассказа Ю.Казакова: “Никто на земле не рождается бесцельно... и... нет
ничего лучшего, чем служить своему предназначению”

Слайд 19

Премия имени Юрия Казакова, учрежденная журналом "Новый мир" и Благотворительным Резервным фондом,

Премия имени Юрия Казакова, учрежденная журналом "Новый мир" и Благотворительным Резервным фондом,
присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке, впервые напечатанный в текущем году на территории России.

Слайд 20

Лауреат литературной премии имени Ю.П.Казакова за 2009 год


Олеге  Ермаков
«Легкий  поток»

Лауреат литературной премии имени Ю.П.Казакова за 2009 год Олеге Ермаков «Легкий поток»
Имя файла: Юрий-Павлович-Казаков.pptx
Количество просмотров: 558
Количество скачиваний: 6