Задачи уроков в форме лингвистической лаборатории

Содержание

Слайд 2

Задачи уроков в форме лингвистической лаборатории:

Воспитательные:
задействовать на уроке весь ученический

Задачи уроков в форме лингвистической лаборатории: Воспитательные: задействовать на уроке весь ученический
коллектив, отдавая дань лидерам и в то же время ставя вполне посильные задачи перед остальными;
воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку;
Развивающие:
дать ученикам прикоснуться к настоящей науке;
учить их свободно мыслить, выходя за рамки школьного шаблона или надоевшего параграфа;
поднять престиж предмета

Слайд 3

Урок-лаборатория "Язык как исторически развивающееся явление"

М.В.Ломоносов о русском языке
Карл

Урок-лаборатория "Язык как исторически развивающееся явление" М.В.Ломоносов о русском языке Карл Пятый,
Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка.

Слайд 4

Первый лаборант: Цель опыта - объяснить явление начального звука [ н ]

Первый лаборант: Цель опыта - объяснить явление начального звука [ н ]
в формах косвенных падежей местоимений 3-го лица
Поставьте личные местоимения в нужную форму, обозначьте падежи и сравните падежные формы слева и справа:
нет её (Р) - получил от неё (Р)
дал ему (Д) - пошёл к нему (Д)
доволен ими (Т) - встретился с ними (Т)

Слайд 5

вън его, кън ему, сън имь,

- Почему [ н ] появляется

вън его, кън ему, сън имь, - Почему [ н ] появляется
именно после предлога?
вън его - въ него
кън ему - къ нему
сън имъ - съ нимъ
При сочетании форм указательного местоимения с теми предлогами, которые исконно имели в своем составе согласный н. вън, кън и сън.
вън его, кън ему, сън имь,
В результате этого возникли новые отношения: его, но въ него; ему, но къ нему; имь, но съ нимь.

вън его, кън ему, сън имь,

Слайд 6

Контрольный вопрос (загадка)
Аналогичный процесс - переразложение состава слова - происходил не только

Контрольный вопрос (загадка) Аналогичный процесс - переразложение состава слова - происходил не
с местоимениями. Найдите следы этого процесса (а также древние предлоги) в следующих словах:
Внушить, снедь, внутрь.
Внушить - вънушити - вън + уши (ти)
Снедь - сънъдъ - сън + ъдъ (“еда”)
Внутрь - вънутрь - вън + утрь (“утроба, нутро”)

Слайд 7

mother
mummy
mam

стилистические возможности суффиксов

mother mummy mam стилистические возможности суффиксов

Слайд 8

Учитель нам сказал,
что скоро мы будем писать диктант.
что мы скоро

Учитель нам сказал, что скоро мы будем писать диктант. что мы скоро
будем писать диктант.
что диктант мы скоро будем писать.
что скоро мы диктант писать будем.

Стилистические возможности синтаксиса

Слайд 9

Лингвистическая лаборатория «Роль употребления деепричастий в речи»

Чтение и работа с текстом

Лингвистическая лаборатория «Роль употребления деепричастий в речи» Чтение и работа с текстом
И.Соколова-Микитова «Лебеди».
Определив в предложении основное и добавочное значения, мы видим, что деепричастия наполняют текст дополнительной информацией, они словно дорисовывают картину, именно эта способность деепричастия – «дорисовывать движение, действие»- является выразительным средством в художественном тексте.
Наблюдаем за последним предложением в тексте «Лебеди».Основные действия в этом предложении выражены глаголами, а выразительность этому предложению придают деепричастия.


.

Слайд 10

"Глагол как часть речи". 6-й класс. Лингвистическая лаборатория

Первый эксперимент. Цель – узнать

"Глагол как часть речи". 6-й класс. Лингвистическая лаборатория Первый эксперимент. Цель –
новую информацию и видах глагола
Лингвистический парадокс!
Мы дики, нет у нас законов. Мы не терзаем, не казним. Не нужно крови нам и стонов. Но жить с убийцей не хотим. (А. С. Пушкин)
И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною, И головушка бесталанная Во крови на плаху покатилася. (М.Ю. Лермонтов).


Слайд 11

Второй эксперимент. Цель – доказать, что глаголы могут иметь краткую форму

Вдруг

Второй эксперимент. Цель – доказать, что глаголы могут иметь краткую форму Вдруг
слышу крик и конский топ,
Подъехали к крылечку,
Я поскорее дверью хлоп
И спряталась за печку. (А.С. Пушкин)
- На какую часть речи похоже слово хлоп? (На наречие)
- Но наречие не управляет существительным. А какая часть речи управляет существительным? (Глагол)
Хлоп (чем?) дверью. Значит, хлоп особая форма глагола хлопнуть.
- Что сохраняет эта форма? (Значение времени – прошедшее, значение вида – совершенный вид)
- Но чем отличается от глагола прошедшего времени? (Она, форма, не изменяется ни по родам, ни по числам. Это краткая форма.)
- Как вы думаете, от всех ли глаголов можно образовать краткую форму

Слайд 12

Нетрадиционные лингвистические задания

Исследование лингвистического текста
Задания на основе исследования материалов газет, радио, телевидения
Решение

Нетрадиционные лингвистические задания Исследование лингвистического текста Задания на основе исследования материалов газет,
лингвистических задач, придумывание лингвистических задач
Многоаспектный анализ слова

Слайд 13

Лингвистические задачи

Задачи можно использовать в любой момент учебного процесса, для их решения

Лингвистические задачи Задачи можно использовать в любой момент учебного процесса, для их
не требуется никаких специальных знаний - вообще ничего, кроме головы и мозгов в ней. Зато, если решать их систематически, "на выходе" может получиться ученик, который имеет представление о принципах строения языка как такового и умеет с ним обращаться почти как профессиональный лингвист

Слайд 14

Филологические задачи

Прочитайте вслух двустишие из стихотворениЛ. Татьяничевой "Царевна":
Она пекла большие караваи

Филологические задачи Прочитайте вслух двустишие из стихотворениЛ. Татьяничевой "Царевна": Она пекла большие

И
щи варила в звонком чугуне...
Как вы думаете, почему во второй строке оставлен только союз и, а весь остальной стих отделен от него?

Слайд 15

Прочитаем две пушкинские строчки:
...ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев

Прочитаем две пушкинские строчки: ...ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, Голодный лев
следит оленя бег пахучий.
А теперь - задание. Попробуйте "включить воображение" и увидеть картинку во всех подробностях. Для этого нужно определить "точку зрения" в самом прямом смысле слова, то есть занять ту или иную позицию наблюдателя.
Откуда смотрит наблюдатель? Издалека? Находится рядом со львом? Можно ли доказать, кто прав, если вдруг мнения разойдутся? А может быть, "наблюдателем" здесь является сам лев, и вся ситуация дана "его глазами", через его восприятие? Как это доказать?

Слайд 16

лингвистическая лаборатория на уроках литературы.

"Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского"
Тип урока:урок - лаборатория с

лингвистическая лаборатория на уроках литературы. "Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского" Тип урока:урок -
элементами творчества.
Наша задача: увидеть, определить те стилистические фигуры речи, которые характеризуют синтаксис “Ильинского омута”. Какова цель нашей работы?
Ученик: Доказать, что, благодаря стилистическим фигурам, язык произведения достигает столь образной выразительности

Слайд 17

Точность и краткость пушкинской прозы (на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Цель:

Точность и краткость пушкинской прозы (на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка") Цель:
выяснить, благодаря каким языковым средствам выразительности Пушкин добивается точности и краткости в описании природы, в обрисовке душевного состояния героев, в передаче стремительности развития событий.
Прием: Сравнительный анализ описания бурана в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина и в очерке "Буран" С.Т. Аксакова.

Слайд 18

Лингвистический эксперимент.

А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову

Лингвистический эксперимент. А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову
А.С. Пушкина. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому. (Учащимся предлагается деформированный текст с пропуском глаголов).
Я (бросился) вон из комнаты, мигом (очутился) на улице и опрометью (побежал)в дом священника, ничего не видя и не чувствуя. Там (раздавались) крики, хохот и песни. Пугачев (пировал) со своими товарищами. Палаша (прибежала) туда же за мною. Я (подослал) ее вызвать тихонько Акулину Памфиловну. Через минуту попадья (вышла) ко мне в сени с пустым штофом в руках. (Глава "Незваный гость", 9 глава).
Вывод учащихся о роли глаголов в тексте: глаголы передают чувства героя, а также последовательность действий, рассказывают о развитии событий, описывают действия, характеризующие поведение героев.

Слайд 19

В творческой лаборатории писателя. Работа в группах

Вам сейчас предстоит небольшая исследовательская

В творческой лаборатории писателя. Работа в группах Вам сейчас предстоит небольшая исследовательская
работа: сравнить первоначальный и окончательный варианты фрагментов из повести "Капитанская дочка". При выполнении задания помните о главных достоинствах пушкинской прозы.
Задание: сравните варианты текста. Чем объясняется разница в первоначальном и окончательном вариантах? Отвечая на вопрос, обратитесь к соответствующему фрагменту в повести "Капитанская дочка".

Слайд 20

«Тайны писательских черновиков»

Раскрытие значимости предварительных «заготовок» материала для будущих творческих работ

«Тайны писательских черновиков» Раскрытие значимости предварительных «заготовок» материала для будущих творческих работ
через знакомство с «формами литературных заготовок
Наблюдение и сопоставительный анализ рукописей, записных книжек с литературным произведением
Если всмотреться в рукописи выдающихся мастеров художественной литературы, вдуматься в то, что они говорят о своей неустанной, поистине титанической работе по совершенствованию, улучшению произведений, когда , по словам В.В. Маяковского, « изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», то станет ясно, что успеха в работе над сочинением можно добиться только в том случае, если следовать великим образцам.