Zadanie_26_Sredstva_yazykovoy_vyrazitelnosti

Содержание

Слайд 2

Классификация средств

Классификация средств

Слайд 3

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Слайд 4

Лексические средства

Синонимы

Это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению: смелый,

Лексические средства Синонимы Это слова одной части речи, близкие или тождественные по
отважный, неустрашимый.

Контекстные синонимы

Это слова, сближающиеся по значению только в определённом контексте: Всё уже отцвело, даже цветы луговые отошли.

Среди предложений 1 – 2 найдите синонимы
(1) Из ветхой пушки раздался огонь. (2) Бушующее пламя охватило старую деревянную постройку.

Найдите в предложении контекстные синонимы
Заставлять человека считать свою единственную, неповторимую жизнь бессмысленной невозможно, более того – нельзя.

Слайд 5

Лексические средства

Антонимы

Это слова одной части речи с противоположным значением: истина – ложь,

Лексические средства Антонимы Это слова одной части речи с противоположным значением: истина
близко - далеко.

Контекстные антонимы

Это слова, приобретающие противоположные значения только в определённом контексте: Для вас века, для нас единый час.

Найдите в предложении антонимы
Сначала Нехлюдов боролся, но бороться было слишком трудно, потому что все то, что он считал хорошим, считалось дурным другими, и, наоборот… (Л. Толстой)

Найдите в предложении контекстные антонимы
Вы свет, а я похож на тьму;
Вы веселы, а я печален;
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален!
А.К. Толстой

Слайд 6

Лексические средства

Антонимы

Это слова одной части речи с противоположным значением: истина – ложь,

Лексические средства Антонимы Это слова одной части речи с противоположным значением: истина
близко - далеко.

Контекстные антонимы

Это слова, приобретающие противоположные значения только в определённом контексте: Для вас века, для нас единый час.

Найдите в предложении антонимы
Сначала Нехлюдов боролся, но бороться было слишком трудно, потому что все то, что он считал хорошим, считалось дурным другими, и, наоборот… (Л. Толстой)

Найдите в предложении контекстные антонимы
Вы свет, а я похож на тьму;
Вы веселы, а я печален;
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален!
А.К. Толстой

Слайд 7

Лексические средства

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов (см. подробнее презентацию «Лексика и

Лексические средства Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов (см. подробнее презентацию «Лексика
фразеология»).
Не то слово, то и дело, мало ли, нет дела, по горло, в пику, в курсе, в бегах, второй дом, до посинения, из первых рук, лица нет, на «ты», на взводе и другие.

Из предложения 12 выпишите фразеологизм:
(12) Раз у тебя сейчас нет никакого дела и ты уже решил дедушкин кроссворд, подобрав не то слово, то не сиди на чемоданах, а застегни куртку по горло и вынеси мусор, ты ведь знаешь, эта работа не по мне.

Ответ: непомне

Слайд 8

Лексические средства

Историзмы

Это слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета: боярин,

Лексические средства Историзмы Это слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением
зипун, кокошник, бричка.

Архаизмы

Это слова, заменённые синонимами: перст, зеницы, ланиты, выя, вирши, рамена, очи, ветрило, отрок.

Найдите в предложении историзм:
Дилижанс проехал несколько метров и остановился у домика с мезонином, брадобрей медленно вышел.

Найдите в предложении архаизм:
Несколько вёрст осталось до Царского Села, ямщик ловкой десницей повернул упряжь.

Устаревшая лексика

Слайд 9

Лексические средства

Неологизмы (общеязыковые)

Это новые, неусвоенные слова: гаджет, мем, бонус, гуглить, клининг, дресс-код,

Лексические средства Неологизмы (общеязыковые) Это новые, неусвоенные слова: гаджет, мем, бонус, гуглить,
хедлайнер, фейк.

Индивидуально-авторские

Окказионализмы (от лат. occasionalis «случайный») - авторские неологизмы:
Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: - Лошадь упала! - Упала лошадь!
В. Маяковский

Устаревшие и новые слова воссоздают колорит определённой эпохи; придают речи различные оттенки (торжественный, иронический, патетический и т.д).

Слайд 10

Лексические средства

Заимствованная лексика – это слово, которое закрепилось в родном языке после

Лексические средства Заимствованная лексика – это слово, которое закрепилось в родном языке
перехода из другого (иностранного) языка (см. подробнее презентацию «Лексика и фразеология»).
Репетиция, пюре, башмак, карандаш, метро, спагетти, бюджет, бутерброд, тюль, лекция, институт, директор, менеджер, регистратура, поликлиника и другие.

Заимствованная лексика не всегда новая!
Например, слово «сундук» было заимствовано русским языком из тюркского не позднее XV века. Некоторые заимствованные слова переходят в разряд устаревшей лексики, например слово «баталия»

Слайд 11

Лексические средства

Разговорная лексика

Слова, имеющие сниженную окраску, характерные для непринуждённого неофициального общения: болтать,

Лексические средства Разговорная лексика Слова, имеющие сниженную окраску, характерные для непринуждённого неофициального
грязища, раздевалка и др.

Просторечная лексика

Слова, имеющие резко сниженную, или даже грубую стилистическую окраску: жрать, проныра, ихний, рожа, ржать, заместо, вообщем и др.

В отличие от разговорной лексики, просторечная находится за рамками литературной нормы либо по стилистическим, либо по грамматическим причинам

Слайд 12

Лексические средства

Книжная лексика - слова, характерные для научной, художественной литературы, публицистики, официально-

Лексические средства Книжная лексика - слова, характерные для научной, художественной литературы, публицистики,
деловых документов; как правило, используются преимущественно в письменной речи:
прерогатива, априори, констатировать, возмездие (высок.), постулировать, кардинальный, превалировать, идентичный и др.

Стилистически окрашенная лексика (разговорная, книжная и т.п.) часто используется как средство характеристики героев, выражения авторской оценки, придаёт речи экспрессивную окраску.

Слайд 13

Лексические средства

Диалектизмы

Слова, характерные для жителей определенной местности (ограничены в употреблении территорией распространения):
Стая

Лексические средства Диалектизмы Слова, характерные для жителей определенной местности (ограничены в употреблении
(хозяйственная постройка), вица (пруд) - Вологда
Казюк (человек на казенной службе), кобёл (ленивый человек) – Тула
Пышка (пончик), булка (батон), кура (курица) - Петербург
Для диалектов характерны и фонетические особенности («аканье» - для среднерусского, «оканье» - для северного, «г/хэканье» - для южного)

Диалектные слова передают колорит определённой местности, являются средством речевой характеристики героев.

Слайд 14

Лексические средства

Эмоционально-оценочная лексика

Слова с положительной окраской:
Забавно, молодчина, хороший, бесподобный, удивительный

Слова с

Лексические средства Эмоционально-оценочная лексика Слова с положительной окраской: Забавно, молодчина, хороший, бесподобный,
эмоциональной окраской как нельзя лучше помогают выразить отношение говорящего к предмету речи, а если говорящим является автор, то авторскую позицию!

Слова с отрицательной окраской:
Глупо, ворона (о человеке), опасно, схалтурить, разгильдяй

Слайд 15

Найдите соответствия между лексическими средствами и примерами

Лексические средства

А) Устаревшие слова
Б) Фразеологизмы
В) Синонимы
Г)

Найдите соответствия между лексическими средствами и примерами Лексические средства А) Устаревшие слова
Диалектизмы
Д) Заимствованные слова
Е) Термины
Ж) Антонимы
З) Профессионализмы
И) Разговорные слова

Примеры

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень
беречь – жалеть, хранить, защищать, ограждать
брадобрей, цирюльник
электричка, растрёпа, нудятина
флигель, мезонин, пюре
драники, шанежки, голбец
стилистика, меридиан
баранка (руль), шапка (заголовок)
не по себе, на «ты», ни то ни сё

3

9

2

6

5

7

1

8

4

Слайд 16

ТРОПЫ СЛОВА В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

ТРОПЫ СЛОВА В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

Слайд 17

Тропы

Эпитеты

Это образное определение, подчёркивающее наиболее существенный признак предмета или явления:
Только в спальне

Тропы Эпитеты Это образное определение, подчёркивающее наиболее существенный признак предмета или явления:
горели свечи равнодушно – жёлтым огнём
(А. Ахматова)

В задании 26 эпитеты обычно выделены курсивом: косматые тучи, серебряный иней

Слайд 18

Тропы

Сравнение

Это сопоставление двух предметов или явлений с целью более точной характеристики сравниваемого

Тропы Сравнение Это сопоставление двух предметов или явлений с целью более точной
предмета с другим:
Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша.
(А. Владимиров)

Способы выражения сравнения

Слайд 19

Тропы

Метафора

Это скрытое сравнение. Происходит переименование предмета, при котором сравниваемый образ, умалчивается:

Метафору нужно

Тропы Метафора Это скрытое сравнение. Происходит переименование предмета, при котором сравниваемый образ,
отличать от сравнения в творительном падеже!
Обернулась жизнь холодной осенью.

форма, цвет, функция сравниваемого предмета

форма, цвет, функция предмета с которым по этим признакам сравнивается первый

Осень жизни

Пожилой возраст

Слайд 20

Тропы

Развёрнутая метафора

Это распространение метафорического образа на несколько фраз или предложений:
Письма, пользуясь её

Тропы Развёрнутая метафора Это распространение метафорического образа на несколько фраз или предложений:
слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
Б.Л. Васильев

Слайд 21

Тропы

Олицетворение

Одушевление. Наделение неодушевленных предметов свойствами и качествами человека:
Зима недаром злится,
Прошла её

Тропы Олицетворение Одушевление. Наделение неодушевленных предметов свойствами и качествами человека: Зима недаром
пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И. Тютчев

Олицетворение обычно выражается глаголами. Однако нельзя путать образный смысл с прямым: идёт время – не олицетворение!

Слайд 22

Тропы

Метонимия

Переименование. Оборот речи или слово, которым заменяется другое, смежное понятие:

Гоголь

Когда мужик не

Тропы Метонимия Переименование. Оборот речи или слово, которым заменяется другое, смежное понятие:
Блюхера,
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Н.А. Некрасов

Слайд 23

Виды метонимии

Виды метонимии

Слайд 24

Тропы

Синекдоха

Разновидность метонимии или количественная метонимия:

Гоголь

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до

Тропы Синекдоха Разновидность метонимии или количественная метонимия: Гоголь Прилег вздремнуть я у
рассвета,
Как ликовал француз.
М.Ю. Лермонтов

Синекдоха часто используется в газетных заголовках. Что волнует современного зрителя? = зрителей.

Слайд 25

Тропы

Гипербола

Троп, основанный на преувеличении силы, размера и т.п.:

Гоголь

В сто сорок солнц закат

Тропы Гипербола Троп, основанный на преувеличении силы, размера и т.п.: Гоголь В
пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла — на даче было это.
В. Маяковский

Гипербола может быть доведена до гротеска – преувеличения, доходящего до абсурда (повесть «Нос» Гоголя)

Слайд 26

Тропы

Литота

Антоним гиперболы, троп, основанный на преуменьшении или нарочитом смягчении чего-либо:

Гоголь

Стало так тихо,

Тропы Литота Антоним гиперболы, троп, основанный на преуменьшении или нарочитом смягчении чего-либо:
что слышались её лёгкие шаги, звучавшие не громче падения лепестков.
Ю. Олеша

Использование гиперболы и литоты возможно в ироническом, юмористическом, сатирическом контекстах.

Слайд 27

Тропы

Ирония

Добрая насмешка-оценка, при которой произносимые слова приобретают скрытый противоположный смысл. Не ставит

Тропы Ирония Добрая насмешка-оценка, при которой произносимые слова приобретают скрытый противоположный смысл.
целью обличить:

Гоголь

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица.
Необходимые глупцы…
А.С. Пушкин

Высшей степенью иронии является сарказм – злая ирония, обличающая, бичующая насмешка:
Паситесь, мирные народы! / Вас не разбудит чести клич. (А.С. Пушкин)

Слайд 28

Тропы

Перифраз(а)

Замена названия предмета описательным оборотом с целью обогащения речи:

Гоголь

Красуйся, град Петров! (Пушкин

Тропы Перифраз(а) Замена названия предмета описательным оборотом с целью обогащения речи: Гоголь
о Петербурге)
Погиб поэт! - невольник чести… (Лермонтов о Пушкине)
И перед младшею столицей / Померкла старая Москва (Пушкин о Петербурге)

Перифраз очень распространен и в бытовой речи: страна восходящего солнца (Япония), царь зверей (лев), северная Венеция (Петербург) – он помогает избежать речевых повторов, сделать речь богаче, выразительней

Слайд 29

Тропы

Аллегория

Изображение абстрактного понятия в предметном образе:

Гоголь

Хитрость – в образе лисы
Упрямство – в

Тропы Аллегория Изображение абстрактного понятия в предметном образе: Гоголь Хитрость – в
образе осла
Глупость – в образе вороны
Трусость – в образе зайца

Аллегория широко распространена в фольклорной традиции, например в сказках, а также в баснях, которые тоже в иносказательной форме выражают оценку поступков и черт человека

Слайд 30

Термины

А) метонимия
Б) метафора
В) гипербола
Г) аллегория
Д) ирония
Е) перифраз
Ж) литота
З) сравнение

Определения

Сопоставление одного предмета или

Термины А) метонимия Б) метафора В) гипербола Г) аллегория Д) ирония Е)
явления с другим.
Скрытая насмешка.
Иносказательное изображение абстрактного явления в предметном образе.
Скрытое сравнение.
Описательный оборот.
Чрезмерное преуменьшение.
Замена одного слова другим на основании смежности.
Чрезмерное преувеличение.

Гоголь

Соотнесите термин и определение

7

4

8

3

2

5

6

1

Слайд 31

Синтаксические средства

Ряды однородных членов

Это однородные члены предложения, то есть слова, которые отвечают

Синтаксические средства Ряды однородных членов Это однородные члены предложения, то есть слова,
на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и выполняют одну синтаксическую роль

Гоголь

В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и лицо, и мысли, и душа.
А.П. Чехов

Ряды однородных членов позволяют дать ёмкую характеристику предмету, явлению

Слайд 32

Синтаксические средства

Сравнительный оборот

Сопоставление двух предметов или явлений с помощью синтаксической конструкции: обособленного

Синтаксические средства Сравнительный оборот Сопоставление двух предметов или явлений с помощью синтаксической
обстоятельства, выраженного сравнительным оборотом, или сравнительного придаточного.

Гоголь

И уже смешались облака и дымы, будто рядовые одного полка.
В.В. Маяковский
[Лиза начала медленно опускаться], (как будто ей нужно было что-то поднять с пола).
К. Федин

Сравнительные обороты и придаточные нужно отличать от сравнений (тропов), выраженных существительным в творительном падеже

Слайд 33

Синтаксические средства

Односоставные предложения

Предложения, грамматическая основа которых представлена или только подлежащим, или только

Синтаксические средства Односоставные предложения Предложения, грамматическая основа которых представлена или только подлежащим,
сказуемым.

Гоголь

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет.
А. Блок

Односоставные предложения позволяют представить мысль более ёмко, лаконично и точно.

Слайд 34

Гоголь

Гоголь

Слайд 35

Синтаксические средства

Неполные предложения

Это предложения, в которых по структуре опускаются главные или второстепенные

Синтаксические средства Неполные предложения Это предложения, в которых по структуре опускаются главные
члены предложения, восстанавливаемые из контекста (предыдущих предложений).

Гоголь

В каком городе ты учился?
В Москве. (я учился)
С одной стороны я вижу поле, с другой – лес (я вижу)

Неполные предложения наиболее характерны для разговорной речи. Они позволяют выразить мысль ёмко. Их нельзя путать с односоставными предложениями!

Слайд 36

Сопоставьте двусоставные и односоставные предложения по структуре

Сопоставьте двусоставные и односоставные предложения по структуре

Слайд 37

Синтаксические средства

Обращение

Слово или сочетание слов с главным словом в именительном падеже, с

Синтаксические средства Обращение Слово или сочетание слов с главным словом в именительном
помощью которых говорящий обращается к собеседнику. На письме выделяются запятыми.

Гоголь

Как я рад, мой любезный друг, что нечаянно увиделся с тобой!
Д.И. Фонвизин
Как не знать, ваше сиятельство; мы были с ним приятели.
А.С. Пушкин

Слайд 38

Синтаксические средства

Вводные слова и конструкции

Это слова или сочетания слов, грамматически не связанные

Синтаксические средства Вводные слова и конструкции Это слова или сочетания слов, грамматически
с другими членами предложения. Выражают уверенность, неуверенность, чувства говорящего или источник информации.
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была…
А.С. Пушкин
Да что? моей судьбой, 
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен. 
М.Ю. Лермонтов

Вставные конструкции

Это словосочетания или предложения, грамматически не связанные с членами предложения, содержащие добавочные, попутные замечания, уточнения, поправки. Записываются в скобках или обособляются тире с обеих сторон.
Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. 
А.С. Пушкин
Но — чудное дело! — превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом.
И.С. Тургенев

Слайд 39

Синтаксические средства

Уточняющие конструкции

Уточняющими называются члены предложения, которые уточняют, конкретизируют предшествующий член предложения

Синтаксические средства Уточняющие конструкции Уточняющими называются члены предложения, которые уточняют, конкретизируют предшествующий
и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию. В устной речи уточняющие слова выделяются интонацией, на письме — запятыми.

Гоголь

Чтобы идти в Дубечню, я встал рано утром, с восходом солнца.
А.П. Чехов
Кое-где выглянули женские, большей частью старушечьи, головы.
И.С. Тургенев

Слайд 40

Синтаксические средства

Вопросительные предложения (риторический вопрос)

Это вопросительное по цели высказывания предложение. Если вопрос

Синтаксические средства Вопросительные предложения (риторический вопрос) Это вопросительное по цели высказывания предложение.
задается не к кому-то конкретному, а словно самому себе, такое предложение называется риторическим вопросом.

Гоголь

Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
В.А. Жуковский

Слайд 41

Синтаксические средства

Восклицательные предложения (риторическое восклицание)

Это восклицательное по интонации предложение. Если эмоция, выраженная

Синтаксические средства Восклицательные предложения (риторическое восклицание) Это восклицательное по интонации предложение. Если
таким предложением, обращена не к кому-то конкретному, то такое предложение называется риторическим восклицанием.

Гоголь

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи!
А.П. Чехов

Слайд 42

Термины

А) неполные предложения
Б) односоставные предложения
В) вводные конструкции
Г) вставные конструкции
Д) уточняющие конструкции
Е) ряды

Термины А) неполные предложения Б) односоставные предложения В) вводные конструкции Г) вставные
однородных членов
Ж) обращение
З) сравнительный оборот

Примеры

Вода была тёплая, как парное молоко.
Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо.
Представьте себе, открывается дверь и вбегает Маша!
Люблю грозу в начале мая…
Тётю Надю — приятная неожиданность — приехали навестить племянники из города.
Кошка-проказница шмыг в беседку, собака – за ней.
Люблю тебя, булатный мой кинжал, / Товарищ светлый и холодный.
Он молодой, лет двадцати трёх или четырёх с небольшим, человек.

Соотнесите термин и определение

6

4

3

5

8

2

7

1

Слайд 43

Приёмы

Оксюморон

Сочетание несочетаемого. Приём, основанный на сочетании слов с противоположным значением:

Гоголь

Таинственно шумит

Приёмы Оксюморон Сочетание несочетаемого. Приём, основанный на сочетании слов с противоположным значением:
лесная тишина,
Незримо по лесам поёт и бродит Осень…
И.А. Бунин
Поэма «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

Оксюморон представляет собой сочетание контрастных слов разных частей речи: жаркий холод.

Слайд 44

Приёмы

Парцелляция

Намеренное разбиение целостного предложения на части с помощью завершающих знаков –

Приёмы Парцелляция Намеренное разбиение целостного предложения на части с помощью завершающих знаков
точек или восклицательных:

Гоголь

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
П. Антокольский

Парцелляция используется для усиления эмоционального воздействия текста

Слайд 45

Приёмы

Риторическое обращение

Обращение не к конкретному лицу, а словно «в никуда», выражающее

Приёмы Риторическое обращение Обращение не к конкретному лицу, а словно «в никуда»,
эмоцию говорящего:

Гоголь

О небо, небо, ты мне будешь сниться!
О. Мандельштам

Приём риторического обращения, а также такие синтаксические средства, как риторическое восклицание и вопрос, помогают выразить позицию говорящего

Слайд 46

Приёмы

Анафора

Единоначатие. Приём, при котором несколько предложений или стихотворных строк начинаются с

Приёмы Анафора Единоначатие. Приём, при котором несколько предложений или стихотворных строк начинаются
одного слова или группы слов:

Гоголь

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою – как никто другой.
М. Цветаева

Данный приём помогает расставить акценты на наиболее значимых словах, которые обычно помещаются в начале предложений или стихотворных строк. Анафору следует отличать от эпифоры и лексического повтора

Слайд 47

Приёмы

Эпифора

Единство концовок. Приём, при котором несколько предложений или стихотворных строк заканчиваются

Приёмы Эпифора Единство концовок. Приём, при котором несколько предложений или стихотворных строк
одним словом или группой слов:

Гоголь

Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?
Н.В. Гоголь
Покуда сердца стучатся, —помните! Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, — помните! О тех, кто уже никогда не споет, —помните!
Р. Рождественский

Эпифору следует отличать от анафоры и лексического повтора

Слайд 48

Приёмы

Лексический повтор

Приём намеренного повторения в обозримом участке текста слова или речевой

Приёмы Лексический повтор Приём намеренного повторения в обозримом участке текста слова или
конструкции, не имеющих закрепления за началом, серединой или концом предложения:

Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
А. Блок
В тот год осен­няя пого­да
Стояла дол­го на дво­ре,
Зимы жда­ла, жда­ла при­ро­да,
Снег выпал толь­ко в янва­ре.
А.С. Пушкин

Анафора и эпифора – виды лексического повтора

Слайд 49

Приёмы

Антитеза (противопоставление)

Приём контраста, намеренного противопоставления явлений, образов, понятий с целью прояснения

Приёмы Антитеза (противопоставление) Приём контраста, намеренного противопоставления явлений, образов, понятий с целью
одного через другой:

Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен.
А.С. Пушкин
Романы «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Война и мир» Л.Н. Толстого

Антитеза может выражаться с помощью языковых и контекстных антонимов, а также с помощью контраста образов, внешних и внутренних конфликтов

Слайд 50

Приёмы

Инверсия

Приём намеренного нарушения привычного порядка слов с целью усиления выразительности:

Вот наш

Приёмы Инверсия Приём намеренного нарушения привычного порядка слов с целью усиления выразительности:
герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой…
А.С. Пушкин

Инверсия обычно выполняет акцентную и смысловую функции

Слайд 51

Приёмы

Градация

Приём расположения однородных членов по возрастающей (восходящая градация) или убывающей (нисходящая

Приёмы Градация Приём расположения однородных членов по возрастающей (восходящая градация) или убывающей
градация) значимости:

Все грани чувств, все грани правды стерты;
В мирах, в годах, в часах…
А. Белый
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…
А.С. Грибоедов

Градацию следует отличать от такого синтаксического средства, как ряды однородных членов, расположение которых случайно

Слайд 52

Приёмы

Синтаксический параллелизм

Приём расположения в непосредственной близости друг от друга (необязательно подряд)

Приёмы Синтаксический параллелизм Приём расположения в непосредственной близости друг от друга (необязательно
одинаково построенных предложений:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
М.Ю. Лермонтов

Синтаксический параллелизм следует рассматривать как приём, а не как синтаксическое средство, потому что смысл данного приёма именно в расположении предложений, а не в способах их построения

Слайд 53

Приёмы

Эллипсис

Пропуск слова или сочетания слов, легко восстанавливаемых из контекста:

Вы — с

Приёмы Эллипсис Пропуск слова или сочетания слов, легко восстанавливаемых из контекста: Вы
отрыжками, я — с книжками,
Вы — с трюфелем, я — с грифелем,
Вы — с оливками, я  — с рифмами,
Вы — с пикулем, я — с дактилем.
М. Цветаева

Эллипсис помогает сделать речь динамичней, приближает поэтический язык к живой разговорной речи

Слайд 54

Приёмы

Вопросно-ответная форма изложения

Приём, при котором автор ставит вопрос и сам предпринимает

Приёмы Вопросно-ответная форма изложения Приём, при котором автор ставит вопрос и сам
попытку на него ответить, словно вовлекая читателя в диалог:

Что плохого в пронзительном взгляде? А всё плохо. Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
В. Харченко

Вопросно-ответная форма изложения чаще всего используется в публицистической речи или во время внутреннего монолога героя в художественном произведении

Имя файла: Zadanie_26_Sredstva_yazykovoy_vyrazitelnosti.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0