Живопись России первой половины XIX века. Карл Брюллов

Содержание

Слайд 2

КАРЛ БРЮЛЛОВ (1799-1852)

Карл Павлович Брюллов ещё студентом имел репутацию молодого гения.

КАРЛ БРЮЛЛОВ (1799-1852) Карл Павлович Брюллов ещё студентом имел репутацию молодого гения.
Позже, когда художник стал знаменитым, современники называли его Великим Карлом. Мастер сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями.
Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Живописи учился с раннего детства: сначала дома – его отец, Павел Брюлло (так звучала эта французская фамилия, позднее переделанная на русский лад) резчик по дереву, был первым учителем рисования у своего сына. 1809 –1821 годы учёбы в Академии художеств Петербурга.

Слайд 3

В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств с Большой золотой медалью.

В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств с Большой золотой медалью. В
В 1822 году он был направлен, только что созданным Обществом поощрения художников, в Италию.
В Риме он изучает античное искусство, знакомится с произведениями Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса. Начинает понимать, что каноны академической живописи расходятся с художественной практикой и что Рафаэль, как оказалось, намеренно «позволял себе делать упущения насчёт перспективы». Стремясь постичь искусство Рафаэля, Брюллов с 1824 по 1828 год копировал самое большое его полотно «Афинскую школу».

Слайд 4

Афинская школа Рафаэля. Копия. 1824-1828 г.г.
Рафаэлевский зал Музея Академии художеств,

Афинская школа Рафаэля. Копия. 1824-1828 г.г. Рафаэлевский зал Музея Академии художеств, Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург.

Слайд 5

Копия поразила современников. Стендаль восторженно написал о ней в «Прогулках по

Копия поразила современников. Стендаль восторженно написал о ней в «Прогулках по Риму».
Риму». Русское посольство приобрело её у художника за огромную по тем временам сумму – десять тысяч рублей. Без опыта, приобретённого в процессе этой работы, Брюллов едва ли смог бы создать «Последний день Помпеи».

Слайд 6

Последний лень Помпеи. 1830-1833 г.г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

Последний лень Помпеи. 1830-1833 г.г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Слайд 7

Ещё в 1827 году Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который

Ещё в 1827 году Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был
был погребён под толстым слоем лавы и пепла во время извержения Везувия в 79 году н. э.
«Последний день Помпеи» стало самым известным произведением мастера. Мотив катастрофы, неистовства сил природы, эффектное грозовое освещение – всё это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком.

Слайд 8

В картине нет главного героя, обязательного в исторической живописи классицизма. Но

В картине нет главного героя, обязательного в исторической живописи классицизма. Но все
все персонажи написаны в академическом духе: они красивы и величественны, похожи на античные статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах.

Слайд 9

Именно в Италии Брюллов создал свои первые портреты-картины. На знаменитом полотне

Именно в Италии Брюллов создал свои первые портреты-картины. На знаменитом полотне «Всадница»
«Всадница» изображены воспитанницы графини Ю.П.Самойловой Джованнина и Амацилия Паччини: старшая сестра на вороном коне подъезжает к дому, а младшая, выбежав на крыльцо, с восторгом смотрит на неё.

Слайд 10

Всадница. 1832г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Всадница. 1832г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 11

В отличие от традиционных портретов здесь герои показаны в движении. Именно

В отличие от традиционных портретов здесь герои показаны в движении. Именно движение
движение подчиняет главному персонажу других действующих лиц и предметы, объединяя их в гармоничную композицию. Темой портрета-картины становится, по словам самого художника, «человек в связи с целым миром».

Слайд 12

И в Италии, и в России, где полотно «Последний день Помпеи»

И в Италии, и в России, где полотно «Последний день Помпеи» было
было выставлено в Академии художеств, Брюллова ждал триумф. Поэтому когда в 1835 году он вернулся на Родину, император Николай Первый заказал ему картину на тему, взятую из отечественной истории, - «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году». Сам художник называл эту менее удачную работу «досада от Пскова» и не закончил её. Больше к исторической живописи он не возвращался.

Слайд 13

Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году.
1839-1843

Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843 г.г. (неокончена). Государственная Третьяковская галерея, Москва.
г.г. (неокончена).
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 14

Брюллов много работал в жанре портрета. Поэта и драматурга Нестора Васильевича

Брюллов много работал в жанре портрета. Поэта и драматурга Нестора Васильевича Кукольника
Кукольника живописец запечатлел в образе романтического героя.

Портрет Н.В.Кукольника. 1836 г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Слайд 15

Портреты поэта В.А.Жуковского и баснописца И.А.Крылова представлены в спокойном эмоциональном состоянии

Портреты поэта В.А.Жуковского и баснописца И.А.Крылова представлены в спокойном эмоциональном состоянии и
и на нейтральном фоне.

Портрет В.А.Жуковского. 1837-1838 г.г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Слайд 16

Современники отмечали необычайное сходство портретов с моделями.

Портрет И.А.Крылова. 1839 г.

Современники отмечали необычайное сходство портретов с моделями. Портрет И.А.Крылова. 1839 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Слайд 17

Последняя значительная работа художника на Родине связана с росписями Исаакиевского собор

Последняя значительная работа художника на Родине связана с росписями Исаакиевского собор в Санкт-Петербурге.
в Санкт-Петербурге.

Слайд 18

В 1843 году он получил заказ на наиболее ответственные из них

В 1843 году он получил заказ на наиболее ответственные из них – в куполе, парусах, барабане.
– в куполе, парусах, барабане.

Слайд 19

А также на четыре большие композиции: «Целование Иуды», «Несение креста», «Христос

А также на четыре большие композиции: «Целование Иуды», «Несение креста», «Христос перед Пилатом», «Бичевание Христа».
перед Пилатом», «Бичевание Христа».

Слайд 20

С 1845 года Брюллов начал выполнять росписи непосредственно на стенах собора.

С 1845 года Брюллов начал выполнять росписи непосредственно на стенах собора. Условия
Условия были очень тяжёлыми и самым пагубным образом сказались на здоровье художника. В октябре 1847 года он заболел и слёг. Болезнь была настолько серьёзной, что Брюллов подал прошение в Комиссию по построению Исаакиевского собора, мотивируя невозможность завершить начатое: «Работать в куполе, где свет получался сквозь леса, снизу, было темно… Простуда, ревматизм, переходивший с места на место и павший на сердце, произвели воспаление, и следствием этого была моя опасная болезнь, продолжительная и ужасная, уничтожившая моё здоровье, восстановление которого и при благоприятных обстоятельствах врачи мне не скоро обещают».

Слайд 21

Начатые Брюлловым росписи в Исаакиевском соборе завершили другие художники. А сам

Начатые Брюлловым росписи в Исаакиевском соборе завершили другие художники. А сам он
он 27 апреля 1849 года покинул Россию навсегда – уехал в Италию на лечение.
Но прежде, за год до отъезда, художник написал автопортрет – может быть, самое трагическое своё произведение. С автопортрета Брюллова на нас смотрит больной, измученный человек. На его прекрасном бледном лице выделяются глаза, пристальный взгляд которых выдаёт в нём художника. На подлокотнике кресла покоится удивительная по тонкости и красоте рука мастера, рука, которая писала «Помпею» и блистательные портреты. В общей ткани произведения она не менее важна, чем лицо.

Слайд 22

К.П.Брюллов. Автопортрет. 1848 г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

К.П.Брюллов. Автопортрет. 1848 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 23

Карл Павлович Брюллов умер 23 июня 1852 года в доме своих

Карл Павлович Брюллов умер 23 июня 1852 года в доме своих друзей,
друзей, в Манциане под Римом. Похоронен он на римском кладбище Монте Тестаччо, куда почитатели великого художника отнесли его гроб на руках.
Рассказ о Брюллове будет не полным, если не коснуться его педагогической деятельности. Он преподавал в Академии художеств Петербурга с 1836 по 1849 годы. Среди его учеников были Тарас Григорьевич Шевченко и Павел Андреевич Федотов.