Жизнь в смехе. К 110-летию со дня рождения А.И. Райкина

Содержание

Слайд 2

24 октября мы вспоминаем Аркадия Райкина сатирика, исполнителя незабываемых юмористических номеров, руководителя

24 октября мы вспоминаем Аркадия Райкина сатирика, исполнителя незабываемых юмористических номеров, руководителя
популярного театра.
Его называли русским Чарли Чаплином и чародеем пантомимы. В памяти поклонников Аркадий Райкин остался неповторимым мастером сценического перевоплощения, а темы его сатирических моноспектаклей остаются актуальными и сегодня.

Слайд 3

Родился он в Риге. Отец Исаак Давидович работал в порту лесным бракером,

Родился он в Риге. Отец Исаак Давидович работал в порту лесным бракером,
а мать — акушеркой. Детство проходило в стесненных условиях: дни рождения детей не отмечались, игрушек у них не было. Отец постоянно работал, а, как только появлялся дома, отчитывал детей «для острастки».
В годы Первой Мировой войны, когда немцы подошли к Риге, семья перебралась в Рыбинск. Хоть городок был маленький, но в нем была своя культурная жизнь. Там маленький Аркадий с родителями был на концерте Федора Шаляпина, посетил первые спектакли и сам впервые поучаствовал в детской дворовой сценке.
В 1922 году по воле отца, рассчитывавшего заработать в большом городе, семья переехала в Петроград, где Райкину суждено было прожить 60 лет. Поступив в школу, он обнаружил, что является единственным гуманитарием среди одноклассников-технарей. И все же среда для развития художественного вкуса и гуманитарных способностей была благоприятная. Детей водили в музеи и на выставки, благодаря чему Райкин навсегда полюбил изобразительные искусства и потом даже собрал коллекцию картин. Увлеченно играл он в спектаклях школьного театра, выступал в Передвижном театре Щербакова и в театре «Станок». Часто и сам ходил на спектакли, особенно в Александринский театр.

Слайд 4

Так что, оканчивая школу, Райкин не сомневался в выборе профессии. Но, чтобы

Так что, оканчивая школу, Райкин не сомневался в выборе профессии. Но, чтобы
поступить в театральный институт, необходимо было иметь по крайней мере годовой стаж работы на производстве, поэтому год он проработал лаборантом на Охтинском химическом заводе. После этого поступил в Ленинградский техникум сценических искусств на режиссерско-актерский курс. Руководил им Владимир Николаевич Соловьев — выдающийся историк театра и театральный режиссер, который раньше работал с Всеволодом Мейерхольдом.
Уже на втором курсе Райкина заняли в его первом серьезном спектакле — «Служанка-госпожа» Спектакль был настолько хорош, что на нем побывала вся театральная и музыкальная общественность Ленинграда. 

Слайд 5

В 1935 г. после выпуска из техникума Райкина вместе с большей частью

В 1935 г. после выпуска из техникума Райкина вместе с большей частью
курса распределили в Ленинградский театр рабочей молодежи. Репертуар его был «актуальный, боевой, но не слишком глубокий», и, недолго в нем проработав, Райкин перешел в Новый театр (будущий Ленсовета), труппа и репертуар которого привлекали его сильнее.
Спустя несколько лет творческих поисков, в 1939 г. Райкин устроился или, скорее, стал сооснователем нового Ленинградского театра эстрады и миниатюр, который вскоре возглавил и в котором проработал много лет.
Инициатива молодых актеров поначалу не вызывала доверия в театральной среде. С одной стороны, театр, состоящий из эстрадных актеров, казался новаторским, но, с другой, актеры не пересоздавали театр, а развивали театральные традиции. Первые спектакли состояли из коротких пьес, шуточных сценок и номеров.

Слайд 6

С началом войны Райкин и его театр, как и многие другие артисты,

С началом войны Райкин и его театр, как и многие другие артисты,
были эвакуированы. В эти годы театрально-концертная бригада, в которой состоял Аркадий Исаакович, выступала с новыми политическими и боевыми сатирическими миниатюрами в тылу и перед солдатами: в Средней Азии, Сибири, на Дальнем Востоке, на Балтике и на Каспии, на Белом море, на Центральном и Северокавказском фронтах. Не раз попадая под бомбежки и обстрелы, артисты выступали и на кораблях, и на заводах, и в госпиталях. В Ленинград театр вернулся в конце 1944 года.
В годы войны Аркадий Исаакович снялся в фильмах «Валерий Чкалов» и «Концерт фронту». Позже, помимо театральной работы, он и дальше уделял внимание кинематографу. В его фильмографии более 20 работ.

Слайд 7

Популярность Театра миниатюр только росла. Более того, Райкин вспоминал, что за все

Популярность Театра миниатюр только росла. Более того, Райкин вспоминал, что за все
время его существования на его представлениях не было пустующих мест. В стенах театра выступали такие знаменитые артисты своего времени, как Леонид Утесов, Эдуард Хиль, Клавдия Шульженко, ставили свои спектакли другие театральные режиссеры. Важной частью послевоенной жизни театра и до начала 1960-х гг. было сотрудничество с Владимиром Поляковым, начавшееся еще до войны. Райкин и Поляков совместно сделали миниатюры «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря…», спектакли «Приходите, побеседуем», «Любовь и коварство» и другие работы.
Плодотворным было сотрудничество Аркадия Исааковича с Михаилом Жванецким (вместе с ним Райкин пригласил других актеров одесского театра «Парнас-2» — Романа Карцева, Виктора Ильиченко, Людмилу Гвоздикову). В начале 1960-х гг. Райкин и Жванецкий подготовили программу «Светофор», в которую вошли знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале».

Слайд 8

С 1957 г. театр выступал и за рубежом — в Польше, Болгарии,

С 1957 г. театр выступал и за рубежом — в Польше, Болгарии,
Венгрии, Чехословакии, Румынии, подготовил несколько программ для английского телевидения. Чаще всего актеры готовили номера на языках тех стран, в которые отправлялись выступать.
Райкин не только был постановщиком, но и сам играл в миниатюрах и спектаклях. О непростой профессии сатирика он говорил так:
«Сатирик — профессия, требующая особого мужества. Мы всегда на передовой, в войне с теми, кто становится объектом нашего внимания, кто узнает себя в том или ином персонаже, кто боится признать себя таковым, быть узнанным другими».

Слайд 9

 
И война эта не всегда обходилась без жертв. В 1982 г., после

И война эта не всегда обходилась без жертв. В 1982 г., после
сложного периода в творчестве, Райкин перевез театр в Москву, где получил помещение бывшего кинотеатра. Театральная работа шла вместе с его переоборудованием. К тому времени активно занимался в театре сын Аркадия Константин Райкин. В этот период были подготовлены новые спектакли «Лица» и «Мир дому твоему».
Последние гастроли Аркадия Исааковича прошли в США в 1987 г., в том же году он ушел из жизни. Театр получил новое название «Сатирикон» и продолжает работать под руководством Константина Райкина.
Имя файла: Жизнь-в-смехе.-К-110-летию-со-дня-рождения-А.И.-Райкина.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0