Слайд 2 К 1815 году, когда в Златоусте образована оружейная фабрика, которая по
замыслу создателей должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота..
Слайд 3В мире сложилась традиция украшать стальные клинки.
Мастерами-оружейниками
Западной Европы
орнаментами украшались плоскости клинков.
Слайд 4Игнорировать этот фактор уже было нельзя.
Для работы на Златоустовский оружейной
фабрике
правительство пригласило
немецких мастеров-оружейников,
которые привезли на Урал свои приёмы
художественного убранства холодного
оружия.
Слайд 5Уральцы оказались
талантливыми учениками.
Спустя недолгое время стало
возможно говорить о возникновении
«златоустовского»
стиля,
златоустовской школы
украшенного оружия, отличной от
школы, утвердившейся в Европе.
Слайд 6Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков
оружейной фабрики были
Вильгельм Николай
и Вильгельм Людвиг Шафы.
Они применяли для украшения клинков технологию,
позволявшую передавать только контуры изображаемого.
Русские «ученики» Шафов (И. Бушуев, П. Тележников, и др.) быстро
освоили эти технологические приёмы украшения оружия
и пошли дальше, после неоднократного травления
становилась возможной передача различных тонов, что придавало
изображению объём, создавало реалистичность. Не отказались
местные мастера и от стальной иглы, которая позволяла
наносить дополнительные штрихи и контуры для большей
выразительности.
Характерным для златоустовских художников стало уважительное
отношение к металлу,использование при украшении клинка
красоты металлической поверхности, или гладко отполированной,
«белой» плоскости, или же
выявляющей красоту узора Дамаска или литого булата.
Слайд 7Вершиной творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века
стало так называемое «Древнее вооружение»
комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника
российского престола цесаревича Александра.
Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет с 1830-го по 1834 год
по эскизам Бушуева
Слайд 8На работах мастеров златоустовской гравюры второй половины XIX века в значительной степени
сказался расцвет русского реалистического искусства, пришедшийся на это время.
В орнаментальное украшение клинков художники вводят реалистичные изображения отечественных цветов,
плодов и трав.
Возрождаются сюжетные изображения
на клинках.
Слайд 9Свой отпечаток на развитие златоустовской гравюры на стали наложили и
революционные события
1917 года,
гражданская война, годы первых пятилеток.
В 1919 году возрождается производство
холодного оружия теперь уже для
Красной Армии.
Многие клинки тех лет, украшенные
орнаментом, надписями и миниатюрами, преподносились солдатам
революции как именное оружие.
Слайд 10В 1970 1980-е годы развитие златоустовской гравюры шло в
четырёх направлениях:
-украшение
наградного и юбилейного оружия;
-украшение бытовых предметов;
-изготовление памятных призов, наград и сувениров в
честь значительных дат и событий в жизни государства;
-массовое производство настенных и настольных панно,
которые в эти годы занимали наибольшее
место в творчестве златоустовских художников-гравёров.