Знакомство с языком Паскаль

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА:

выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo Pascal.

ЦЕЛЬ УРОКА: выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo Pascal.

Слайд 3

В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения студентов,

В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения студентов,
который был назван в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Система программирования TURBO PASCAL.

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Слайд 4

1)язык программирования Тurbo Pascal; 2)интегрированная среда программирования(компилятор: переводит программу в машинный код и

1)язык программирования Тurbo Pascal; 2)интегрированная среда программирования(компилятор: переводит программу в машинный код
интерпретатор: исполняет команды)

СОСТАВ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТР:

Слайд 5

1)ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ – БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ; 2)БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА - БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ; 3)ЦИФРЫ

1)ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ – БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ; 2)БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА - БОЛЬШИЕ И
– ОТ 0 ДО 9; 4)ЗНАКИ ОПЕРАЦИЙ - +, -, /, *,=,<, >, <>, <=, >=; 5)РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # И Т. Д.

Алфавит языка программирования TURBO PASCAL

Слайд 6

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: тип;
BEGIN

Структура программы на Паскале PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ; VAR список однотипных переменных: тип;
операторы
END.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;
BEGIN
READ(список ввода);
READLN(список ввода);
переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);
END.

Слайд 7

PROGRAM PRIMER ;
VAR x, y, z, F : INTEGER

PROGRAM PRIMER ; VAR x, y, z, F : INTEGER ; BEGIN
;
BEGIN
READ ( x, y, z ) ;
F := (x + y + z)*2 ;
WRITELN ( F )
END.

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: тип;
BEGIN
операторы
END.

Заголовок программы

Раздел описания переменных

Раздел операторов (основная часть)

Слайд 8

Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет список

Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет список
имен однотипных переменных через запятую. В языке Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный (Real) и целый (Integer). Имена переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом - буква.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
BEGIN
READ(список ввода);
READLN(список ввода);
переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);
END.

VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;

Структура программы на Паскале

Слайд 9

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются служебными

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются служебными
словами BEGIN и END , которые являются операторными скобками. Между этими сло-вами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов являет-ся точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;

Структура программы на Паскале

BEGIN
READ(список ввода);
READLN(список ввода);
переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);
END.

Слайд 10

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN (

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN (
читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;
BEGIN

Структура программы на Паскале

переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);
END.

READ(список ввода);
READLN(список ввода);

Слайд 11

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;
BEGIN
READ(список

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ; VAR список однотипных переменных: INTEGER; список однотипных переменных:REAL; BEGIN
ввода);
READLN(список ввода);
WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);
END.

Оператор присваивания

переменная:=арифметическое выражение ;

Арифметический оператор присваивания: слева- переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной.Пример: a := sqr (x) + sin (y) / (12*z + 5)

Слайд 12

mod

div

/

*

-

+

SIN (x)

COS (x)

SQR (x)

SQRT (x)

ABS (x)

Sin x

Cos x

x 2

|x|

√ x

сложение

вычитание

умножение

деление

деление
нацело

Остаток
от

mod div / * - + SIN (x) COS (x) SQR (x)
деления

Арифметические операции

Функции

F (x)

Слайд 13

Правила записи арифметических выражений

Правила записи арифметических выражений
Арифметическое выражение записывается в строку
Нельзя

Правила записи арифметических выражений Правила записи арифметических выражений Арифметическое выражение записывается в
ставить подряд два знака арифметических операций
Нельзя опускать знак умножения между сомножителями
Используются только круглые скобки
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам

Приоритеты
выполнения операций

( )

F(x)

*

/

+

-

div

mod

Слайд 14

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN
(писать). Результаты выводятся в порядке их

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN (писать). Результаты выводятся в порядке
перечисле-ния в списке. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN курсор перемещается в начало новой строки.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;
BEGIN
READ(список ввода);
READLN(список ввода);
переменная:=арифметическое выражение ;
END.

Структура программы на Паскале

WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);

Слайд 15

КАКИЕ ИДЕНТИФИКАТОРЫ ЗАПИСАНЫ ПРАВИЛЬНО?

Задание 1:

AXby
6) TU154

2) R&B 3) 4Wheel 4) Вася 5) “PesBarbos”

7)

КАКИЕ ИДЕНТИФИКАТОРЫ ЗАПИСАНЫ ПРАВИЛЬНО? Задание 1: AXby 6) TU154 2) R&B 3)
[QuQu] 8) _ABBA 9) A+B

Слайд 16

program zadacha1;
var a, b: integer;
x, y: real;
begin
a := 5;

program zadacha1; var a, b: integer; x, y: real; begin a :=

10 := x;
y := 7,8;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
a := b + x;
end.

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов

Несоответствие типов

ЗАДАНИЕ 2:

Найдите ошибки в записи программы.

Слайд 17

x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

ЗАПИШИТЕ ВЫРАЖЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ВИДЕ:

Задание 3:

x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a)); ЗАПИШИТЕ ВЫРАЖЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ВИДЕ: Задание 3:

Слайд 18


Задание 4:

Напишите программу вычисления y по формуле:
y = ( 1-

Задание 4: Напишите программу вычисления y по формуле: y = ( 1-
x2 + 5x4 )2, где x - данное целое число.

Program zadacha2;
Var х, у: integer;
Вegin
Write(‘Введите целое число ’);
Read(x);
y:=sqr(1-sqr(x)+5*sqr(sqr(x)));
Write(‘Значение у равно ’,y);
Read(y);
End.

Слайд 19

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§ 35 (учебник Семакин 9 кл)
Задание 9, 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 35 (учебник Семакин 9 кл) Задание 9, 10
Имя файла: Знакомство-с-языком-Паскаль.pptx
Количество просмотров: 204
Количество скачиваний: 0