Эстетический анализ аналогов объекта проектирования

Содержание

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИЗАЙНА
Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.  Функция -

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИЗАЙНА Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная
работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.  Морфология - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.  Технологическая форма - морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художственного осмысления технологии.  Эстетическая ценность - особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоциального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта

Слайд 3

Общая оценка эстетического решения (сначала всего набора /если аналог это набор предметов/,

Общая оценка эстетического решения (сначала всего набора /если аналог это набор предметов/,
затем – каждого предмета в каждом наборе-аналоге).

Оценка происходит по следующим позициям:
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ образа;
СОПОДЧИНЁННОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ;
ОЦЕНКА ИЕРАРХИИ составных частей образа;
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ;
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ образа;
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ.
1.1. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ образа – вербальное выражение основной дизайнерской идеи образа набора (изделия). Например: «В основе общего эстетического решения рассматриваемого набора для ванной комнаты лежит морфологический «геометризм» правильных форм предметов, изготовленных из тонированного в синий цвет прозрачного пластика, который создаёт у потребителя впечатление основательности, прочности и некоторой «загадочности содержания».

Слайд 4

Анализ СОПОДЧИНЁННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ (ДОМИНАНТЫ И АКЦЕНТЫ) образа набора (предмета)

применяйте композиционный ЗАКОН

Анализ СОПОДЧИНЁННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ (ДОМИНАНТЫ И АКЦЕНТЫ) образа набора (предмета) применяйте композиционный ЗАКОН
АКСИОЛОГИЧНОСТИ (ЦЕННОСТИ):
любой образ состоит из деталей и/или элементов, будь это набор или отдельный предмет, и каждая деталь или элемент несут определённый процент ЗНАЧИМОСТИ для образа в целом.
Все детали и элементы образа должны быть между собой чем-либо связаны – переходными элементами, поверхностями, дополнительными декоративными или крепёжными деталями, цветом, фактурными или текстурными вставками и т. д.
Если таких элементов не наблюдается, а расположение важнейших деталей обусловлено ТОЛЬКО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ РЕШЕНИЕМ – скорее всего, вы имеете дело с чисто ИНЖЕНЕРНО-КОНСТРУКТОРСКИМ проектированием, рука дизайнера этого предмета не касалась. Покритикуйте это решение.

Слайд 5

Оценка ИЕРАРХИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ образа набора (изделия)

если в образе набора наблюдается два

Оценка ИЕРАРХИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ образа набора (изделия) если в образе набора наблюдается два
или более элемента (детали), это означает, что, скорее всего, в построении образа присутствует некая ценностная зависимость этих деталей между собой – некоторые части образа более важны для создания общего впечатления, некоторые – менее.
Попробуйте определить, какая из них САМАЯ ГЛАВНАЯ, какие – менее главные и насколько.
Исключения составляют только образы, составленные из РАВНОЗНАЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ – например, кубик Рубика.
Значимость детали или элемента, как правило, определяется его важностью для выполнения конкретных функций изделий (т. е., если определяем главные/второстепенные детали чайника, то его корпус – всегда главнее, чем, например, ручка – основная функция чайника – размещать внутри определённый объём воды).

Слайд 6

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ образа набора (предмета)

– определяется «на глаз» социальная группа, на которую

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ образа набора (предмета) – определяется «на глаз» социальная группа, на
рассчитан набор (изделие).
в понятие адресности входит множество визуальных характеристик («изысканность» форм, применяемые материалы, качество изготовления частей, качество сборки, светотональная проработка форм, количество видимых деталей в образе ).
необходимо просто ОЦЕНИТЬ, насколько образ соответствует социальному «назначению» объекта, на какую социальную группу потребителей он ПРЕТЕНДУЕТ; не имитирует ли он образ более дорогого объекта (часто встречающееся свойство китайских подделок известных брэндов).

Слайд 7

Оценка ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ образа набора (предмета).

Любой образ либо на что-то похож (щётка

Оценка ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ образа набора (предмета). Любой образ либо на что-то похож
– «ёжик», компьютерный манипулятор – «мышка»), либо просто вызывает какие-либо эмоции (удивление, веселье, скуку, опасения) – не вызывающий НИКАКИХ ассоциаций и эмоций объект, как правило, не требует дизайнерской проработки и не предназначен для рабочих контактов с человеком.
Эмоциональной выразительностью обладают только объекты, с которыми человек-потребитель «общается» непосредственно – духовно или физически.
необходимо в словесной или графической форме выразить ваши личные впечатления и ассоциации от восприятия образов набора (изделия) с учётом его прямого функционального назначения.

Слайд 8

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ образа предметов набора друг другу и социо-культурным представлениям группы

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ образа предметов набора друг другу и социо-культурным представлениям группы потребителей.
потребителей.

Поскольку в «академическом» виде стили как таковые в промышленном дизайне отсутствуют (за исключением хроно-морфологических периодов), в данном разделе анализа можно просто сравнить предметы набора между собой по морфологическим особенностям построения образа:
наличию и количеству прямых и изогнутых линий;
плоских и криволинейных поверхностей;
расположению фирменных знаков и декоративных элементов;
единству построения структур образов и применённых материалов. Здесь же можно рассмотреть влияние (или отсутствие влияния) ТЕХНИЧЕСКОГО «СТИЛЯ» - время от времени в технических образах появляются элементы (не всегда функционально обоснованные) от других технических объектов: например, влияние авиации и зарождающейся космонавтики на дизайн автомобилей конца 60 годов XX века (появление «хвостовых стабилизаторов»).

Слайд 9

Анализ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ набора и составляющих его предметов

поиск и классификация КОМПОЗИЦИОННЫХ

Анализ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ набора и составляющих его предметов поиск и классификация КОМПОЗИЦИОННЫХ
ЦЕНТРОВ;
оценка МАССИВНОСТИ, ТРАНСПАРАНТНОСТИ и АЖУРНОСТИ образов;
НЮАНСЫ И КОНТРАСТЫ В ДЕТАЛЯХ;
СТАТИЧНОСТЬ И ДИНАМИЧНОСТЬ образов;
композиционная МАСШТАБНОСТЬ и СОМАСШТАБНОСТЬ;
наличие и типы СИММЕТРИЙ в образах;
ТЕКТОНИЧНОСТЬ образов;
наличие или отсутствие ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ и РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ в размерах частей и в самих образах;
проверка МОДУЛЬНОСТИ строения образов;
изучение СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ;
ЦЕЛОСТНОСТЬ или ДРОБНОСТЬ образов;
ЗАВИСИМОСТИ ЧАСТЕЙ и ДЕТАЛЕЙ в общей композиции.

Слайд 10

Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) построения конструктивного целого. В применении

Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное
к искусству термин тектоника обозначает зрительное (зримое) воплощение внутренней конструкции (например, архитектурной, живописной или графической) — в том виде, как она проявляет себя через соотношение отдельных частей формы (пропорции) или членение на составляющие элементы.
понятие тектоничность — есть одно из важнейших свойств, определяющих степень (или зримость) отражения на поверхности формы её конструктивной основы (отчасти это понятие пересекается со структурой художественного целого.
Оценка ТЕКТОНИЧНОСТИ образа и его деталей – в композиционном анализе объектов промышленного дизайна под тектоничностью понимается ВИДИМОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ образа предмета (набора). Если, к примеру, кнопки на пульте управления располагаются рядами и колонками и одной-двух вдруг нет на их «законных» местах – это будет НАРУШЕНИЕМ ТЕКТОНИЧНОСТИ. Такие нарушения должны строго обосновываться ФУНКЦИОНАЛЬНО, иначе это будет отрицательным качеством композиции образа. Естественно, что анализ тектоничности также проводится в каждой из ортогональных проекций каждого предмета набора.
ЦЕЛОСТНОСТЬ или ДРОБНОСТЬ образа предмета набора: анализ КОЛИЧЕСТВА ДЕТАЛЕЙ в образе каждого предмета набора; анализ СИСТЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ деталей (группы, ряды, колонки).
Имя файла: Эстетический-анализ-аналогов-объекта-проектирования.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0