Николай Семёнович Лесков

Содержание

Слайд 2

 ДАТЫ ЖИЗНИ: 16 ФЕВРАЛЯ 1831, СЕЛО ГОРОХОВО, ОРЛОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ —  5 МАРТА 1895, СПБ. 

русский писатель, публицист, литературный критик. Долгое время публиковался под

ДАТЫ ЖИЗНИ: 16 ФЕВРАЛЯ 1831, СЕЛО ГОРОХОВО, ОРЛОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ — 5 МАРТА
псевдонимом Стебни́цкий. В отличие от других крупных русских писателей своего времени, не принадлежал к столбовому дворянству; в сфере его интересов находились иные сословия.

Слайд 3

В  прозе Лескова отразились традиции как духовенства, так и мещанства  Часто работая в технике сказа,

В прозе Лескова отразились традиции как духовенства, так и мещанства Часто работая
придавал большое значение нюансам интонации, установке на непродуманность рассказанного, избегал простановки однозначных оценок. В своих произведениях создал обширную галерею праведников из народа. Склонность Лескова к неожиданным развязкам ярко проявилась в святочных рассказах и новеллах-анекдотах.

Слайд 4

ОТЕЦ ПИСАТЕЛЯ

Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая

ОТЕЦ ПИСАТЕЛЯ Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам
Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела.

Слайд 5

МАТЬ

Мария Петровна Лескова (урождённая Алферьева, 1813—1886), была дочерью обедневшего московского дворянина.   

МАТЬ Мария Петровна Лескова (урождённая Алферьева, 1813—1886), была дочерью обедневшего московского дворянина.

Слайд 6

ДЕТСТВО

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу

ДЕТСТВО Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года,
(из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья: супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа. Рассказ «Юдоль» основан на собственных его воспоминаниях о голоде в России в 1840 году.
В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н. А. Некрасовым, литературовед Б. Я. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».

Слайд 7

РАБОТА

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, где

РАБОТА В июне 1847 года Лесков поступил на службу в Орловскую палату
до 1839 года работал его отец, на должность канцелярского служителя (2-го разряда — с 30 июня 1847 года, 1-го разряда — с 28 июля 1848 года). В июле 1848 года в селе Панине от холеры умер отец Лескова. В конце сентября 1848 года Н. С. Лесков получил должность помощника столоначальника Орловской палаты уголовного суда. Прослужив там год, 7 сентября 1849 года получает двухмесячный отпуск и уезжает в Киев, где уже 28 сентября подаёт прошение о переводе на службу в штат Киевской казённой палаты. «Перемещен в штат Киевской казенной палаты» 31 декабря 1849 года. В Киеве жил у своего дяди С. П. Алферьева. Служил в Киевской казённой палате помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения с 24 февраля 1850 года. Произведён в коллежские регистраторы 11 июня 1853 года, а 9 октября 1853 года определён столоначальником Киевской казённой палаты, прослужив на этой должности до сентября 1857 года. В июле 1856 года произведён в губернские секретари.

Слайд 8

В Киеве (в 1850—1857 годах) Лесков посещал вольнослушателем лекциив университете, изучал польский язык, увлёкся иконописью, принимал

В Киеве (в 1850—1857 годах) Лесков посещал вольнослушателем лекциив университете, изучал польский
участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительное влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.

Слайд 9

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании
А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое, по его словам, пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.

Слайд 10

В этот период (до 1860 года) жил с семьёй в селе Николо-Райском Городищенского уезда Пензенской губернии

В этот период (до 1860 года) жил с семьёй в селе Николо-Райском
и в Пензе. Здесь он впервые взялся за перо. В 1859 году, когда по Пензенской губернии, как и по всей России, прокатилась волна «питейных бунтов», Лесков написал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», которые были опубликованы в «Отечественных записках» (1861, № 4). 

Слайд 11

Эта работа — не только о винокуренном производстве, но и о земледелии, которое, по словам

Эта работа — не только о винокуренном производстве, но и о земледелии,
Лескова, в губернии «далеко не в цветущем состоянии», а крестьянское скотоводство — «в совершенном упадке». Он полагал, что винокурение мешает развитию сельского хозяйства губернии, «состояние которого безотрадно в настоящем и не может обещать ничего хорошего в будущем…».
Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование, и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистикой и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у И. В. Вернадского.

Слайд 12

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРЬЕРА

Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРЬЕРА Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году
несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1867), несколько статей — в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

Слайд 13

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими
всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». В 1861 г. в «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», которые сам Лесков называл своей первой работой, первой крупной публикацией. Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.

Текст слайда

Слайд 14

«НЕКУДА»

С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать

«НЕКУДА» С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты
как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность получила на страницах тогдашнего «Современника».
Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, когда вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863—1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864). «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», — позже признавал сам писатель.

Слайд 15

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и
семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображённых Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов)..
Именно этот первый роман — в политическом отношении радикальный дебют — на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Ходили слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Это и предопределило его сближение с М. Н. Катковым, издателем «Русского вестника».

Слайд 16

ПЕРВЫЕ ПОВЕСТИ

В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной

ПЕРВЫЕ ПОВЕСТИ В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана
бабы» (1863). При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в изменённом виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П. В. Быкова). Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения — в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений. Относительно этой версии существовали сомнения: известно, что Н. С. Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа» — «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало.
В те же годы вышли «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) и «Воительница» (1866) — повести трагического колорита, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться. Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» (1867).

Слайд 17

Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и как драматург. В 1867 году Александринский

Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и как драматург. В
театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинён критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях». Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойденные» (1865), полемизировавшую с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?», и «Островитяне» (1866) — нравоописательную повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове.

Слайд 18

«НА НОЖАХ»

В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил

«НА НОЖАХ» В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах»,
зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Н. Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой», — писал Н. С. Лесков.
Некоторые современники (в частности, Достоевский) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался.

Слайд 20

СОБОРЯНЕ

Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал Максим Горький,

СОБОРЯНЕ Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал
«…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех».

Слайд 21

Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному

Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному
произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Д. П.», 1873). Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой (согласно В. Коровину) «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощённость в русской жизни христианства», вызвала недовольство М. Каткова. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, «не стал дописывать роман». «Катков… во время печатания „Захудалого рода“ сказал (сотруднику „Русского вестника“) Воскобойникову: Мы ошибаемся: этот человек не наш!» — позже утверждал писатель.

Слайд 22

"ЛЕВША"

Одним из самых ярких образов в галерее "лесковских" «праведников» стал Левша («Сказ

"ЛЕВША" Одним из самых ярких образов в галерее "лесковских" «праведников» стал Левша
о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения сказа лескова, насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным»

Слайд 23

Как отмечал критик Б. Я. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова,

Как отмечал критик Б. Я. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в
с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. «Левша» подвергся сокрушительной критике с обеих сторон. Согласно Б. Я. Бухштабу либералы и демократы («левые») обвинили Лескова в национализме, реакционеры («правые») сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Н. С. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения.

Слайд 24

1872—1874 ГОДЫ

В 1872 году была написана, а год спустя опубликована повесть Н. С. Лескова

1872—1874 ГОДЫ В 1872 году была написана, а год спустя опубликована повесть
«Запечатленный ангел», повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, "Лесковский" «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях». В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе.

Слайд 25

Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто,

Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто,
и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н. К. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку».

Слайд 26

После разрыва с Катковым материальное положение писателя (к этому времени женившегося вторично) ухудшилось. В

После разрыва с Катковым материальное положение писателя (к этому времени женившегося вторично)
январе 1874 года Н. С. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу.

Слайд 27

«ПРАВЕДНИКИ»

Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем

«ПРАВЕДНИКИ» Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов,
под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др., 1876—1889). Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом». Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний (в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. д.), старался придать повествованию фон исторической достоверности, вводя в сюжет описания реально существовавших людей.
Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. К примеру, в рассказе «Несмертельный Голован» использован «Прохладный вертоград» — лечебник XVII века.

Слайд 28

Согласно воспоминаниям его сына А. Н. Лескова, Лесков считал, что, создавая циклы о «русских

Согласно воспоминаниям его сына А. Н. Лескова, Лесков считал, что, создавая циклы
антиках», он исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». В предисловии к первому из этих рассказов («Однодум», 1879) писатель так объяснил их появление: «Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошёл я искать праведных, <…> но куда я ни обращался, <…> все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать».
В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Скоморох Памфалон» и «Аза» были переведены на немецкий, причём издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя».

Слайд 29

В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он

В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он
публикует в журналах «Задушевное слово» и «Игрушечка»: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально — «Коза», «Дурачок» и другие. В последнем журнале его охотно публиковала А. Н. Пешкова-Толиверова, ставшая в 1880—1890 гг. близкой приятельницей прозаика. Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

Слайд 30

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё
резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чёртовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года.

Слайд 31

Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая произведения о «человеке без направления»,

Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая произведения о «человеке без направления»,
такие как роман «Соколий перелёт»[46]) не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку[47]. Рассказ «Юдоль» о голоде в России в 1840 году был впервые опубликован в журнале Книжки «Недели» 1892 году.
Умер Николай Семёнович Лесков 21 февраля [5 марта] 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Слайд 32

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Романы
Некуда (1864)
Обойдённые (1865)
Островитяне (1866)
Старые годы в селе Плодомасове (1869)
На ножах (1870)
Соборяне (1872)
Захудалый род (1874)
Чёртовы куклы (1890)
Повести[править | править код]
Житие одной бабы (1863)
Леди Макбет

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Романы Некуда (1864) Обойдённые (1865) Островитяне (1866) Старые годы в селе
Мценского уезда (1864)
Воительница (1866)
Смех и горе (1871)
Загадочный человек (1872)
Запечатленный ангел (1872)
Очарованный странник (1873)
Некрещёный поп (1877)
Левша (1881)
Печерские антики (1882)
Гора (1888)
Оскорблённая Нетэта (1890)
Полунощники (1891)
Пьесы[править | править код]
Расточитель (1867)

Слайд 33

Рассказы
Овцебык (1862)
Павлин (1874)
Владычный суд (1876)
Железная воля (1876)
Праведники (1876)
Бесстыдник (1877)
Однодум (1879)
Шерамур (1879)
Чертогон (1879)
Белый орёл (1880)
Епархиальный суд (1880)
Кадетский

Рассказы Овцебык (1862) Павлин (1874) Владычный суд (1876) Железная воля (1876) Праведники
монастырь (1880)
Несмертельный Голован (1880)
Русский демократ в Польше (1880)
Привидение в инженерном замке (1882) 
На краю света (1875), основана на подлинном случае миссионерской деятельности архиепископа Нила.

Слайд 34

Тупейный художник (1883)
Заметки неизвестного (цикл рассказов, 1884)
Святочные рассказы (цикл рассказов)
Рассказы кстати (цикл рассказов, 1884–1888)
Пугало (1885)
Человек на часах (1887)
Грабёж (1887)
Скоморох Памфалон (1887)

Тупейный художник (1883) Заметки неизвестного (цикл рассказов, 1884) Святочные рассказы (цикл рассказов)
(первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой)
Лев старца Герасима (1888)
Легенды о совестном Даниле (1888)
Час воли Божией (Сказка) (1890)
Пустоплясы (1892)
Юдоль (1892)
Административная грация (1893)
Заячий ремиз (1894)