Медиаэкономика

Содержание

Слайд 2

План курса

Специфика экономики медиа, ее отличие от других видов благ.
Генезис ключевых бизнес-моделей

План курса Специфика экономики медиа, ее отличие от других видов благ. Генезис
медиа.
Основные виды бизнес-моделей медиа, подходы к их анализу.
Микроэкономика медиа: спрос и предложение, эластичность.
Конкуренция на медиарынках и ее лимиты.
Концентрация и крупные медиакорпорации
Инфраструктура медиа
Регулирование медиаотрасли и отрасли культуры

Слайд 3

Основные понятия и специфика экономики медиа

Основные понятия и специфика экономики медиа

Слайд 4

Конструкторское мышление

d1

a2

c3

b3

Театр

d1

а1

с3

а2

b3

Пространство манипуляций

Каталог узлов

Идеальные конструкты

D1

A1

C3

A2

B3

Пространство операций

Проекты

D1

B3

A1

материализация

идеализация

Конструкторское мышление d1 a2 c3 b3 Театр d1 а1 с3 а2 b3

Слайд 5

Экономика

От греческих слов όicos (дом, хозяйство) и nomos (правила, законы). Дословно –

Экономика От греческих слов όicos (дом, хозяйство) и nomos (правила, законы). Дословно
правила ведения хозяйства
1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007

Слайд 6

Суть экономики

Экономика представляет собой науку, изучающую, каким образом хозяйственная система распределяет ограниченные

Суть экономики Экономика представляет собой науку, изучающую, каким образом хозяйственная система распределяет
ресурсы между альтернативными неограниченными потребностями
Три вида экономики как науки:
Микроэкономика изучает поведение индивидуальных экономических актеров – фирм и домохозяйств и изменение этого поведения в зависимости от цен.
Макроэкономика изучает экономические показатели, такие как занятость и безработица, средний уровень цен, ВВП и т. д.
Менеджериальная экономика является прикладной наукой, изучающей внедрение экономических концепций и их роль в принятии управленческих решений.

Слайд 7

Медиаэкономика

Наука, изучающая особенности, закономерности и правила производства и обмена медиапродуктов.
Медиапродукт –

Медиаэкономика Наука, изучающая особенности, закономерности и правила производства и обмена медиапродуктов. Медиапродукт
результат деятельности средств массовой информации (газеты, радио, ТВ, интернет-СМИ), культурных индустрий (кино, музыкальная индустрия, сегмент сериалов), книжного бизнеса, а также информационного контента мобильных и телекоммуникационных сетей.

Слайд 8

Основные специфические особенности

С теоретической точки зрения — исходят из теории индустриализации культуры

Основные специфические особенности С теоретической точки зрения — исходят из теории индустриализации
и политико-экономической традиции изучения медиа.
Специфика связана преимущественно с проблемой «ценности» медиапродукта и, следовательно, его потребительной и меновой стоимостью.

Слайд 9

Две идентичности продукта

К. Маркс «Капитал»
Два вида стоимости продукта

Меновая стоимость
Через нее

Две идентичности продукта К. Маркс «Капитал» Два вида стоимости продукта Меновая стоимость
товары устанавливают эквиваленты с другими товарами

Потребительная стоимость
Определяет полезность товара и является индивидуальной неприравниваемой к другим

Проблема медиа в том, что их меновая стоимость не вытекает из количества затрачиваемого труда

Слайд 10

Цена и труд у Маркса

Цена = денежный эквивалент продукта, или его

Цена и труд у Маркса Цена = денежный эквивалент продукта, или его
меновая стоимость (в отличие от стоимости потребительной). Этот показатель, по Марксу, зависит от количества труда, примененного в продукте.
Труд из конкретного должен превратиться в абстрактный

Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они – продукты труда. Но теперь и самый продукт труда приобретает совершенно новый вид... Теперь это уже не стол, или дом, или пряжа, или какая-либо другая полезная вещь. Все чувственно воспринимаемые свойства погасли в нем. Равным образом теперь это уже не продукт труда столяра, или плотника, или вообще какого-либо определенного производительного труда. Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нем видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактному человеческому труду (К. Маркс, «Капитал»).

Слайд 11

Абстрактность затрат и спрос

Лишь стоимость затрат на тиражирование культурных продуктов подлежит количественному

Абстрактность затрат и спрос Лишь стоимость затрат на тиражирование культурных продуктов подлежит
оцениванию.
Затраты на производство непосредственно творческого продукта (включая его концепцию) абстрактны и не поддаются учету.
Потребность в медиапродуктах является абстрактной. Спрос на культурные продукты зависит от изначально не поддающей оценке изменчивости вкусов аудитории.

Слайд 12

Непредсказуемость спроса

После разговора с Брукхаймером Кук отправил ему новый сценарий из жизни

Непредсказуемость спроса После разговора с Брукхаймером Кук отправил ему новый сценарий из
пиратов, подготовленный Джеем Уолпертом. Как он и предполагал, реакция Брукхаймера была далеко не восторженной. «Это не тот фильм, на который мне хотелось бы сходить», - заметил он Куку и пустился в объяснения, что давно уже придержиается правила: работать только над теми картинами, которые ему самому хотелось бы увидеть на экране...
Ознакомившись со сценарием, писатели во время телефонного разговора с Брукхаймером предложили свежую идею: как будто над пиратами тяготеет страшное проклятие (именно с этим предложением они уже обращались к компании Дисней)... Теперь писателям удалось пробудить интерес у Брукхаймера. Он связался по телефону с Куком и выразил свою заинтересованность сделать нечто такое, где жанр мистики соединился бы с жанром пиратского фильма...
«Думаю, что жанр пиратского фильма уже исчерпал себя», - заметил Вербински, обращаясь в разговоре к Брукхаймеру. Но чем больше думал Гор об этом проекте, тем более интригующим он ему казался, особенно если Депп согласится принять в нем участие.
Джеймс Стюарт «Война за империю Дисней»

Слайд 13

Категории продуктов

1 — Воспроизводимые продукты, произведенные без участия творческих работников (устройства для

Категории продуктов 1 — Воспроизводимые продукты, произведенные без участия творческих работников (устройства
потребления, абонентские устройства, музыкальные инструменты).
2 — Воспроизводимые, произведенные с участием творческих работников, такие как диски, книги, аудиовизуальные произведения.
3 — Частично воспроизводимые, тираж которых ограничен или произведенные на заказ.
4 — Рыночные продукты, но не производимые индустриально: спектакли кабаре, танцы и т. д. Театральные спектакли лишь частично являются индустриальными.
5 — Социальные обмены: социальные сети, поисковые машины

Слайд 14

Модели извлечения дохода

Нерыночные продукты (общественные, коллективные) — не окупаются на основе стоимости

Модели извлечения дохода Нерыночные продукты (общественные, коллективные) — не окупаются на основе
производства.
Бесплатные услуги — телевидение, в некоторых случаях музеи, бесплатная пресса.
Дар и контрдар — свободный социальный обмен.
Рыночная продажа потребителю

Слайд 15

Квантификация потребностей

Усилить

Ослабить

Получить

Способ использования

Связь

Актор

Информация, знания, понимание

Удовлетворение, эмоциональный опыт

Доверие, стабильность, статус

Сам субъект

Семья

Друзья

Государство/общество

Традиции/культура

Окружающий мир

Квантификация потребностей Усилить Ослабить Получить Способ использования Связь Актор Информация, знания, понимание

Слайд 16

Случайная потребительная стоимость

Потребительная стоимость непредсказуема, в результате чего возникает сложность с трансформацией

Случайная потребительная стоимость Потребительная стоимость непредсказуема, в результате чего возникает сложность с
ее в меновую стоимость.
Культурные продукты лишь «инкорпорированы» в модель индустриального товарного обмена. В реальности их модель валоризации ей не соответствует.
Большая часть продуктов так и остается нереализованной на рынке (в отличие от большинства других благ).
Неэластичность спроса (цена не влияет на спрос).

Слайд 17

Проблема рисков

Расчет расходов не в расчете на каждый продукт, а на целую

Проблема рисков Расчет расходов не в расчете на каждый продукт, а на
серию продуктов (диалектика альбома и каталога).
Установление высокомаржинальных цен (предполагающих большую прибыль).
Отсутствие зарплатной системы для разработчиков концепции продуктов.
Прибегание к «специализированному субподряду» с целью разделения рисков.
Поиск тех или иных форм государственной поддержки, оправдываемой спецификой продуктов.
Система «звезд».
Пилотные проекты.
Воспроизводство успешных форм.

Pitches

Заказанные сценарии

Заказанные пилоты

Заказанные сериалы

Успешные
сериалы

250 – 400

40 – 75

10 – 15

6 – 7

approx.
2

Имя файла: Медиаэкономика.pptx
Количество просмотров: 58
Количество скачиваний: 0