Философия в Средние века

Содержание

Слайд 2

Предпосылки Средневековой философии (с IV по XIV века) :
1. Древнегреческая философия
2. Священное

Предпосылки Средневековой философии (с IV по XIV века) : 1. Древнегреческая философия
писание с его доктринами единобожия, Боговоплощения, искупления и воскресения.

Слайд 3

Христианство возникло в 1 в.н.э. и оформляется как единое вероучение в 4

Христианство возникло в 1 в.н.э. и оформляется как единое вероучение в 4
в.н.э. на вселенском Никейском соборе.
Бог – Иисус Христос совмещает в себе полноту божественной и человеческой природы.
Деятельность Иисуса Христа и его требования к людям, отражены в комплексе текстов – Евангелиях, иначе в Новом Завете.

Слайд 4

Основные идеи евангельской доктрины:

Идея Бога – как личности и творца мира, а,

Основные идеи евангельской доктрины: Идея Бога – как личности и творца мира,
следовательно, и нравственного законодателя.
Идея равенства людей перед Богом независимо от их национальности, социального статуса и др.

Слайд 5

Идеи любви и милосердия.
Идея страдания как блага. Оно необходимо для спасения

Идеи любви и милосердия. Идея страдания как блага. Оно необходимо для спасения
души.
Для раннего христианства характерно отрицательное отношение к собственности.

Слайд 6

Теоцентризм – основной принцип Средневековой философии.
В центре - понятие веры.
Главная

Теоцентризм – основной принцип Средневековой философии. В центре - понятие веры. Главная наука – теология
наука – теология

Слайд 7

Основные понятия средневековой философии:

Креационизм – это представление о том, что Бог создал

Основные понятия средневековой философии: Креационизм – это представление о том, что Бог
мир из ничего, благодаря своей воле.
Провиденциализм - представление о том, что Божья Воля предназначила миру определённую цель и ведёт к ней мир, действуя скрытым образом. Всеми мировыми событиями управляет Божественное провидение.

Слайд 8

Теоцентризм—это базовая установка не только средневековой философии, но и культуры в целом,

Теоцентризм—это базовая установка не только средневековой философии, но и культуры в целом,
согласно которой центром и началом всего существующего является Бог (theos—бог (греч.)).
Персонализм. Данный принцип связан с библейским учением о человеке как образе и подобии Божием, а также с учением о бессмертии души. Итогом явилось понимание конкретного человека как уникальной личности, обладающей бесконечным потенциалом уподобления и приближения к Богу.

Слайд 9

Эсхатология – учение о неизбежности конца мира.
В развитии этики средних веков можно

Эсхатология – учение о неизбежности конца мира. В развитии этики средних веков
выделить два этапа:
1. патристика (2-8 в.в.)
- апологеты – 1-е средневековые философы.
2. схоластика (11-14 в.в.).

Слайд 10

Патристика.

Направление богословско-теологической мысли, связанное с деятельностью раннехристианских авторов—Отцов церкви.
Выделяют 3 периода:
Представители

Патристика. Направление богословско-теологической мысли, связанное с деятельностью раннехристианских авторов—Отцов церкви. Выделяют 3
- апологеты: Иустин Философ (ум. ок. 165), Татиан (ок. 120–ок.175), Афинагор (ум. ок.177), Тертуллиан, Климент Александрийский (ум. ок. 215), Ориген (ок.185-ок.254).
С III-V вв - христианство обретает статус государственной религии: Василий Великий (ок. 330-379), Григорий Нисский (ок.335-ок.394), Григорий Богослов (ок.330-ок.390), Августин (354-430), Псевдо-Дионисий Ареопагит.

Слайд 11

3. (V-VIII вв.) - это период систематизации вероучения, которая связана с именами

3. (V-VIII вв.) - это период систематизации вероучения, которая связана с именами
Иоанна Дамаскина—на греческом Востоке и Боэция — на латинском Западе. Их деятельность уже во многом заложила основы схоластики.

Слайд 12

Аврелий Августин (354-430).

Второе имя – Августин Блаженный.
Основное понятие - теодицеи, (богооправдания).
Зло

Аврелий Августин (354-430). Второе имя – Августин Блаженный. Основное понятие - теодицеи,
не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества человека.
Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло - это отвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность.

Слайд 13


«Познай Бога и душу: Бога через душу, а душу через Бога»

«Познай Бога и душу: Бога через душу, а душу через Бога»

Слайд 14

Тертуллиан

Полагал несовместимость веры и знания:
«Верую ибо абсурдно»

Тертуллиан Полагал несовместимость веры и знания: «Верую ибо абсурдно»

Слайд 15

Схоластика

Представляет собой направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., характеризующееся стремлением к систематизации и

Схоластика Представляет собой направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., характеризующееся стремлением к систематизации
рационально-логическому обоснованию христианского вероучения, а так же научно-философскому анализу.
.

Слайд 16

Представители схоластики: Иоанн Скот Эриугена, (810-877), Петр Абеляр (1179-1142), Ансельм Кентерберийский (1033-1109),

Представители схоластики: Иоанн Скот Эриугена, (810-877), Петр Абеляр (1179-1142), Ансельм Кентерберийский (1033-1109),
Росцелин (1050-1120) Альберт Великий (ок. 1200-1280), Фома Аквинский (1225-1274) «Сумма теологии».
Христианство становится моральной философией. Нравственные добродетели античности (мудрость, мужество, умеренность, справедливость) дополняются религиозными: Верой, Надеждой, Любовью.

Слайд 18

Теория «двойственной истины» - вера и разум могут противоречить друг другу: истинное

Теория «двойственной истины» - вера и разум могут противоречить друг другу: истинное
с точки зрения разума может быть ложным с точки зрения веры и наоборот.
Распространение этой концепции привело к разделению двух областей знания, единых в рамках средневековой культуры: философии и теологии.

Слайд 19

Доказательства бытия Бога:апостериорные и априорное.

1. В мире все имеет свою причину, следовательно,

Доказательства бытия Бога:апостериорные и априорное. 1. В мире все имеет свою причину,
существует и первопричина—Бог.
Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель—Бог.
Все конечные вещи случайны (их могло и не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое, что приводит их к бытию—Бог.
Относительность совершенства всего существующего дает основание заключать о существовании абсолютно совершенного существа—Бога.
Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель - Бог.

Слайд 20

Априорное доказательство исходит из того, что в нашем уме есть идея всесовершенного

Априорное доказательство исходит из того, что в нашем уме есть идея всесовершенного
существа (Бога), однако свойство существования также является совершенством, поэтому существо, обладающее всеми совершенствами, не может не обладать существованием, следовательно, Бог существует.

Слайд 21

проблема универсалий

Универсалия (лат. universalia—общее понятие). Следует ли считать общие понятия реально

проблема универсалий Универсалия (лат. universalia—общее понятие). Следует ли считать общие понятия реально
существующими или же нет.
Другая сторона вопроса : что является первичным: общие понятия или же единичные вещи?
В связи с этой проблемой сложились две противоположные концепции: реализм и номинализм.

Слайд 22

Реалисты (Ансельм, Эриугена, Альберт Великий, Фома ) считали универсалии реально существующими, причем

Реалисты (Ансельм, Эриугена, Альберт Великий, Фома ) считали универсалии реально существующими, причем
существование универсалий, по их мнению, предшествует существованию отдельных вещей. Они существуют «до вещей» (в разуме Бога), «в вещах» и «после вещей» (в разуме человека).
Номиналисты (Абеляр, Оккам, Росцелин ) исходили из того, что действительно существуют только единичные вещи.

Слайд 23

Средневековая арабская философия.

Основные представители: Аль-Фараби (870-950), Ибн-Рушда, Ибн-Сину (Авиценну) (ок. 980-1037).

Средневековая арабская философия. Основные представители: Аль-Фараби (870-950), Ибн-Рушда, Ибн-Сину (Авиценну) (ок. 980-1037).
Это альтернативная линия интерпретации достижений античных мыслителей, что обусловлено с одной стороны их принадлежностью к исламской культуре, а с другой — влиянием позитивно-научного знания. Арабские философы были одновременно учеными-естествоиспытателями. Они достигли значительных успехов в математике, астрономии, медицине, истории, географии.

Слайд 24

Мистицизм

Главная идея мистицизма – пантеизм – возможность слияния человека с Богом.

Мистицизм Главная идея мистицизма – пантеизм – возможность слияния человека с Богом.
Они считали, что в каждом человеке находится божественная «искорка».
Главная задача верующего – освобождение от материи, социума, разума, Троицы, Бога-личности в пользу единого безличного божества.

Слайд 25

Мистическая этика направлена против излишней внешней религиозности (обрядов), а также против посредников

Мистическая этика направлена против излишней внешней религиозности (обрядов), а также против посредников
между душой и божеством, в том числе и церкви.
Представители: Эриугена и Экхарт.
Имя файла: Философия-в-Средние-века.pptx
Количество просмотров: 100
Количество скачиваний: 0