Философский анализ взаимосвязи общества и природы

Содержание

Слайд 2

Взаимосвязь общества и природы очевидна.
Общественная разумная жизнь появляется во Вселенной, на

Взаимосвязь общества и природы очевидна. Общественная разумная жизнь появляется во Вселенной, на планете Земля.
планете Земля.

Слайд 3

Общество живет в природе и за счет природы.
Общество и человек –

Общество живет в природе и за счет природы. Общество и человек –
феномены природного мира, только особым образом организованные.

Слайд 4

Во всех исторических процессах, начиная от первобытных людей и кончая жизнью современного

Во всех исторических процессах, начиная от первобытных людей и кончая жизнью современного
человечества,
природные и социальные факторы постоянно соприкасались и взаимодействовали.

Слайд 5

Отношение общества, человека к природе носит общественный характер,
т. е. это отношение

Отношение общества, человека к природе носит общественный характер, т. е. это отношение
дано в форме производства и воспроизводства общественной жизни, действительной жизни людей.

Слайд 6

Исходными пунктами анализа взаимодействия природы и общества являются
географическая среда,
труд как

Исходными пунктами анализа взаимодействия природы и общества являются географическая среда, труд как
процесс целесообразного взаимодействия человека на природу
и природопользование как целенаправленное использование сил и объектов природы для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.

Слайд 7

Географическая среда

Географическая среда –
земная природа, включенная в сферу человеческой деятельности и

Географическая среда Географическая среда – земная природа, включенная в сферу человеческой деятельности
составляющая необходимое условие жизнедеятельности общества.

Слайд 8

Географическая среда

влияет на общественное разделение труда (земледелие, скотоводство и др.),
на развитие

Географическая среда влияет на общественное разделение труда (земледелие, скотоводство и др.), на
различных отраслей производства (в зависимости от доступных источников энергии, полезных ископаемых и т. д.),

Слайд 9

Географическая среда

влияет на темпы развития общества
(например, использование Англией морских коммуникаций)

Географическая среда влияет на темпы развития общества (например, использование Англией морских коммуникаций)

Слайд 10

Географическая среда

влияет на
социально-психологические черты
и характер народа
(естественные просторы России –

Географическая среда влияет на социально-психологические черты и характер народа (естественные просторы России
на характер русских, а экстремальные природные условия Японии – на черты японской нации).

Слайд 11

Исторические типы взаимодействия общества и природы

Первый – это присваивающий тип, основанный на

Исторические типы взаимодействия общества и природы Первый – это присваивающий тип, основанный
присвоении даров природы, в рамках присваивающего хозяйства.
Второй – тип производственный, основанный на аграрной экономике, индустриальном производстве.
Третий – тип разумно-управленческий, экологический, он же – современный.

Слайд 12

Новый тип взаимодействия общества и природы возник в связи с угрозой экологических

Новый тип взаимодействия общества и природы возник в связи с угрозой экологических
катастроф.
Отсюда – размах природоохранительной, экологической деятельности и управления взаимоотношений с природой в разумных пределах.

Слайд 13

Социальная философия

Социальная философия призвана дать оценку мировоззренческих и научных концепций взаимосвязи природы

Социальная философия Социальная философия призвана дать оценку мировоззренческих и научных концепций взаимосвязи природы и общества.
и общества.

Слайд 14

Русский космизм

Русский космизм (Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, современные российские ученые

Русский космизм Русский космизм (Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, современные российские
– В.П. Казначеев. Е.А. Спирин и др.) можно определить как универсальное мировоззрение, выражающее единство Космоса, социальной жизни и человеческого разума.
Развитие русского космизма стимулировалось философией всеединства Вл. Соловьева. Человеческая жизнь и разум (в этом их смысл!) должны принимать положительное участие в становлении Универсума, социального и природного мира.

Слайд 15

Русский космизм

В своей философии «общего дела» Н.Ф. Федоров пытался сочетать естественнонаучный

Русский космизм В своей философии «общего дела» Н.Ф. Федоров пытался сочетать естественнонаучный
натурализм (веру в безграничную силу науки, способность человека регулировать силы природы) с христианским учением о Спасении и Воскресении мертвых.
Религиозно-мистические мотивы единства Бога и человека, общества и природы переплетались с превознесением науки и техники и их роли в спасении человечества.

Слайд 16

Русский космизм

П.А. Флоренский прямо подчеркивает, что единое смысловое целое воплощается и в природе, и

Русский космизм П.А. Флоренский прямо подчеркивает, что единое смысловое целое воплощается и
обществе. Космос, материя пронизаны духом и жизнью.
«Вся природа оживлена, вся жива в целом и частях. Все связано тайными узами между собой, все души вместе друг с другом».
П.А. Флоренский приходит к мысли об особой части вещества (на современном языке мы бы сказали «информация»), вовлеченном в круговорот культуры или, точнее, в круговорот духа.

Слайд 17

Ноосферная теория

Ноосферная теория В.И. Вернадского (1863–1945). Ученый обратил внимание на усиление антропогенного влияния

Ноосферная теория Ноосферная теория В.И. Вернадского (1863–1945). Ученый обратил внимание на усиление
на биосферу (оно связано с организованным трудом, познанием, техникой, разумом).
Человечество становится геологическим фактором Планеты. Над биосферой и социосферой надстраивается сфера разума («ноосфера»). «Ноосфера» – это высокоорганизованная, управляемая социальная жизнь в ее связях с природой, Космосом.

Слайд 18

Христокосмическая концепция

Христокосмическая концепция П. Тейяра де Шардена (1381–1955). Ноосферные идеи развивал ученый-антрополог и

Христокосмическая концепция Христокосмическая концепция П. Тейяра де Шардена (1381–1955). Ноосферные идеи развивал
теолог Тейяр де Шарден в своих книгах «Божественная среда» (1927) и «Феномен человека» (1948).

Слайд 19

Христокосмическая концепция

С возникновением человека, общества наряду с биосферой появляется ноосфера с ее

Христокосмическая концепция С возникновением человека, общества наряду с биосферой появляется ноосфера с
феноменами – мыслью, духом, личностью, единством индивидуальностей и т. д.
Развитие науки, техники, социальных систем ведет к высшей духовной точке: Сверхжизни и Сверхчеловечеству. Все Мировое Единое движется к Духу.
На пути этой духовной эволюции сглаживаются противоречил между природой и обществом.

Слайд 20

Космо-социальные идеи

Космо-социальные идеи К.Э. Циолковского и А.И. Чижевского (1897–1964). 
Современное человечество так или

Космо-социальные идеи Космо-социальные идеи К.Э. Циолковского и А.И. Чижевского (1897–1964). Современное человечество
иначе выйдет в Космос, социальная жизнь должна сообразоваться с законами Космоса, «космической этикой». С неиссякаемым энтузиазмом К.Э. Циолковский набрасывает общие принципы социальной и космической жизни.

Слайд 21

Космо-социальные идеи

Л.И. Чижевский также стремится раскрыть взаимосвязь космических и исторических процессов. В

Космо-социальные идеи Л.И. Чижевский также стремится раскрыть взаимосвязь космических и исторических процессов.
своих работах «Астрономия, физиология и история» (1921) . «Физические факторы исторического процесса» (1924), «Земное эхо солнечных бурь» он стремился доказать зависимость человеческой истории от астрофизических факторов.
Политическая власть должна знать состояние солнца в любой момент. Крупные общественные события и движения совпадают с происхождением больших солнечных пятен. Успокоилась природа Солнца и Земли – успокоились народы. Частота преступлений и эпидемий на земле зависит от циклов солнечной активности

Слайд 22

Концепция этногенеза

Концепция этногенеза Гумилева изложена в трудах «Этногенез и биосфера Земли» (1990),

Концепция этногенеза Концепция этногенеза Гумилева изложена в трудах «Этногенез и биосфера Земли»
«Этносфера», «История людей и история природы» (1993) и др.
Главная доминанта жизни движения этноса (народа) – биоэнергетическая. Она определяет совершаемую этносами работу – миграцию, природопользование, военную, экономическую и др. деятельность, словом, волны социальной жизни.

Слайд 23

Концепция этногенеза

Волны социальной активности, «разогрева» этноса обуславливаются пассионарными толчками, имеющими космическое происхождение

Концепция этногенеза Волны социальной активности, «разогрева» этноса обуславливаются пассионарными толчками, имеющими космическое
(жесткое излучение из Космоса).
Для понимания сущности и социодинамики этноса важно понятие пассионарности (активность, стремление к цели, сверхнапряжению, жертвенности).
Люди-пассионарии вроде А. Невского, Сергия Радонежского и др., увлекают остальную массу этноса. История любого этноса складывается по схеме: толчок – подъем – перегрев – упадок – затухание. Длительность жизни этноса – 1200 лет; этот срок является постоянным.

Слайд 24

Современная экологическая ситуация

Совокупность концепций единства природы и общества должна повлиять на осмысление

Современная экологическая ситуация Совокупность концепций единства природы и общества должна повлиять на
современной экологической ситуации, на поиск путей выхода из нее.
Взаимодействие общества и природы на современном этапе можно трактовать как экологический кризис – катастрофическое нарушение равновесия в системе «общество–природа», дальнейшее обострение противоречий между обществом и природой.

Слайд 25

Современная экологическая ситуация

ОСНОВНЫМИ ПРИЧИНАМИ экологического кризиса являются следующие процессы:
машинизация и химизация

Современная экологическая ситуация ОСНОВНЫМИ ПРИЧИНАМИ экологического кризиса являются следующие процессы: машинизация и
отраслей народного хозяйства,
безудержное потребление ресурсов природы,
глобальная автомобилизация,
преобладание в производстве экологически грязных технологий и т. д.

Слайд 26

Современная экологическая ситуация

Крупномасштабные загрязнения природной среды приводят
к «парниковому эффекту»,
«озоновым

Современная экологическая ситуация Крупномасштабные загрязнения природной среды приводят к «парниковому эффекту», «озоновым
дырам»
и другим опасным явлениям для жизни человечества.

Слайд 27

Концепция «пределов роста»

Определенный выход из экологического кризиса указали ученые Римского клуба (А. Печчеи,

Концепция «пределов роста» Определенный выход из экологического кризиса указали ученые Римского клуба
Д. Медоуз и др.) своей концепцией «пределов роста». 
Современная технико-экономическая экспансия общества на природу не может, по мнению ученых, быть беспредельной.
Природные ресурсы не успевают восстанавливаться.

Слайд 28

Концепция «пределов роста»

Нужно перейти от общества экспансии к экологическому обществу (сохраняющему

Концепция «пределов роста» Нужно перейти от общества экспансии к экологическому обществу (сохраняющему
природу).
В этой связи упор ставится на
возобновляющиеся источники энергии,
утилизацию отходов в экономической деятельности,
создание безотходного производства,
использование «чистых энергий природы» (Солнца, водной и ветряной энергии).

Слайд 29

Концепция «пределов роста»

По мнению этих ученых, научно-техническое взаимодействие общества и природы должно

Концепция «пределов роста» По мнению этих ученых, научно-техническое взаимодействие общества и природы
быть предельно окультивировано.
Проблема взаимосвязи природы и общества является чисто культурной проблемой.
Культура – это и современное философское мышление, мировоззрение, новое экологическое сознание, этические основы жизни народов и мирового сообщества

Слайд 30

Выход из экологического кризиса – возвращение «назад к природе», но на современном

Выход из экологического кризиса – возвращение «назад к природе», но на современном
уровне, т. е. на основе энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, демилитаризации общества и роста экологической культуры и культуры общества в целом.
Современный человек должен осознать, что его социальная, материальная и духовная жизнь всесторонне зависят от сохранности природы в самом широком смысле этого слова.
Имя файла: Философский-анализ-взаимосвязи-общества-и-природы.pptx
Количество просмотров: 132
Количество скачиваний: 2