Томас Гоббс

Содержание

Слайд 2

Томас Гоббс (1588-1679)

Английский философ-материалист, который известен своими работами по политической философии, в

Томас Гоббс (1588-1679) Английский философ-материалист, который известен своими работами по политической философии,
частности, один из авторов теории общественного договора.
Основные работы: трилогия «основы философии» («О теле» , «О человеке», «О гражданине») и «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного или гражданского».

Слайд 3

Английский философ XVI-XVII веков по имени Томас Гоббс родился в 1588 году

Английский философ XVI-XVII веков по имени Томас Гоббс родился в 1588 году
в семье священника.
Уже в 14 лет Гоббс свободно владел латынью и греческим языком. Тогда же ему удалось поступить в один из колледжей Оксфорда и закончить его через 5 лет со степенью бакалавра.
После этого будущий философ нашел работу гувернером и воспитателем одного из английских графов. Такая деятельность позволяла ему путешествовать со своим подопечным по Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.
Склонность к философии у Гоббса появилась лишь в среднем возрасте. Он сам считал своим основным вкладом разработку учения об оптике и теорию политического и общественного устройства государства. Первым его трактатом считается тот, где была доказана важность наличия одного сильного лидера, в руках которого сконцентрируется вся полнота власти. В труде «О гражданстве» Гоббс говорил о том, каковы границы полномочий главы государства, а также о характере взаимоотношений между церковью и властью.
Английский философ умер в 1679 году, а на его надгробии высекли слова, говорящие, что он был справедливым и очень ученым человеком, известным не только у себя на родине, но и в других странах.

Биография

Слайд 4

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии), онтологическая теория Т. Гоббса

В области онтологии Гоббс занимает

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии), онтологическая теория Т. Гоббса В области онтологии Гоббс
последовательную материалистическую позицию.
Он утверждает, что нет никаких нетелесных, то есть нематериальных духов, нет духовных субстанций.
Мыслят тела, и поэтому "субъекты всякого рода деятельности могут быть поняты только как нечто телесное, или материальное". Вся Вселенная материальна, и в любой ее части нельзя отыскать "нетелесную душу", "нетелесного бога". То есть мир является единой материальной субстанцией. Материя – вечна, она состоит из отдельных тел, возникающих и исчезающих. Любому телу характерна определенная протяженность и форма, длина, высота и ширина. Весь мир построен из материальных фигур.

Не бывает также и врожденных идей, а есть возникающие в сознании образы вещей.
Тела существуют объективно. Они состоят из корпускул, делимых до бесконечности. Они обладают рядом неотделимых от них свойств (акциденций), важнейшие из которых – протяженность и движение.
Движение отождествляется Гоббсом с механическим перемещением, которое, в свою очередь, имеет свойства линии, величины и траектории перемещения. Тем самым Гоббс превратил физические движения в математические. Поэтому он неоднократно подчеркивал, что философию природы следует изучать, начиная с геометрии.
Протяженность есть тоже математическая величина, и измерение протяженности приводит к мысли, что в мире отсутствует пустота. Она есть лишь воображаемое человеком пространство, в котором нет никаких тел.

Слайд 5

ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании)

Гносеология была основным предметом интересов Т.Гоббса в области философии

ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) Гносеология была основным предметом интересов Т.Гоббса в области
наряду с проблемой государства. Гоббс считал, что человек осуществляет познание преимущественно благодаря чувственному восприятию. Именно поэтому Т.Гоббс выделял так называемые «Сигналы».
Такие сигналы Гоббс назвал знаками и составил следующую их классификацию: Сигналы-звуки – издают животные, чтобы выразить свои действия или намерения – рычание зверей, щебет птиц и пр.;
Метки – разнообразные знаки, которые придумал человек для обобщения; Естественные знаки – природные сигналы – тучи, молния и пр.;
Произвольные коммуникативные знаки – слова разных языков;
Знаки в роли «меток» - специализированная закодированная речь, которую понимают немногие, например, жаргонизмы и научная терминология;
Знаки знаков или имена имен – универсалии, то есть общие понятия.

Слайд 6

Т. Гоббс в качестве метода познания хотел видеть одновременное использование дедукции (от

Т. Гоббс в качестве метода познания хотел видеть одновременное использование дедукции (от
общего к частному) и индукции.(от частного к общему)
Он признавал возможность познаваемости мира и считал, что источник человеческих знаний – это объективная действительность.
Основой познания являются идеи – отдельные конкретные представления, формирующиеся на основании чувственного опыта.
Познание начинается ощущением, а завершается разумом.
Первоначально возникшие идеи, позже могут быть переработаны сравнением, сочетанием и разделением идей.
Философия – это рациональное познание связей между вещами.
Вся деятельность познания была сведена Гоббсом к простейшим математическим операциям – сложению и вычитанию.
Гоббс своей теорией познания стремился обосновать материалистическое понимание истины. В истине он видел правильное суждение, в котором верно отражается причина связи. Но при толковании истины он иногда допускал долю субъективизма.
Истина и заблуждение у Гоббса зависели от правильного или неправильного расположения слов в суждении.

Слайд 7

АНТРОПОЛОГИЯ (Учение о человеке и гражданине )

Гоббс рассматривает человека, главным образом, через

АНТРОПОЛОГИЯ (Учение о человеке и гражданине ) Гоббс рассматривает человека, главным образом,
призму общественных отношений. Наиболее существенные и занимающие важные места области антропологии у Гоббса касаются положения человека в системе естественных или гражданских отношений.
Основную долю внимания Т. Гоббс уделял государству. Государство – это некое искусственное тело, которое возникло на базе общественного договора, чтобы прекратить начавшуюся войну всех против всех.

Слайд 8

Т. Гоббс - один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство-результат договора

Т. Гоббс - один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство-результат договора
между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех».
Т. Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию.
Т. Гоббс- убежденный сторонник абсолютной монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государство, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Основой нравственности он считал «естественный закон»- стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Человеческие добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует достижению блага
Люди соединяются с другими не ради самого общения, а ради выгод, какие могут извлечь для себя из этого.
Благо народа- высший закон государства, т.к государство создается не ради себя, а ради граждан. 

Слайд 9

АКСИОЛОГИЯ (всеобщая теория ценностей)

В своей политической теории он исходил из представлений о

АКСИОЛОГИЯ (всеобщая теория ценностей) В своей политической теории он исходил из представлений
безопасности государства как главной политической ценности, причем для ее достижения он нашел такое средство как абсолютизм верховной государственной власти, основанной на непоколебимых основаниях естественного закона.

Также, по мнению Т. Гоббса «речь» имеет огромную ценность, выступает как орудие мышления и как средство общения. В то же время он подчеркивал огромное значение речи в познавательном плане, в духовной и практической деятельности людей.
Раскрывая эти функции речи, Гоббс ставит на первое место способность человека считать, вычислять. Он имеет в виду не только простой подсчет, но и измерение размеров тел, определение их веса, расчет времени, расчет движения планет.  Он также отмечает роль речи в процессе обучения и воспитания, в передаче знаний и социального опыта из поколения в поколение.

Слайд 10

Библиография

1640г – «Элементы права, естественные и политические»;
1650г – «Трактат о человеческой природе»;
1651г

Библиография 1640г – «Элементы права, естественные и политические»; 1650г – «Трактат о
– «Философские рудименты, касающиеся правительства и общества»;
1642-1655г – трилогия «Основы философии»;
1651г – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»;
1654г – «Письма о свободе и необходимости»;
1656г – «Вопросы о свободе, необходимости и шансе»

Слайд 11

Вывод

На основе сказанного можно сделать вывод, что Томас Гоббс оставил потомкам большое

Вывод На основе сказанного можно сделать вывод, что Томас Гоббс оставил потомкам
наследие в виде своих трудов, которые имеют большую ценность и внес большой вклад в развитие европейской науки Нового времени. В рамках своей деятельности он изучал актуальные проблемы того времени, занимался философией, анализировал общественные и политические проблемы. Гоббс был приверженцем материализма, что нашло отражение в его работах, особенно это актуально для обозначения сущности и содержания социальных явлений. Работы философа стали фундаментальной основой для развития и становления правовой государственности, он сформулировал понятия верховенства права и обозначил значимость государственного суверенитета. Также он внес вклад в развитие смежных наук, его идеи не теряют своей актуальности.
Имя файла: Томас-Гоббс.pptx
Количество просмотров: 233
Количество скачиваний: 4