FORMATsIONNYJ_I_TsIVILIZATsIONNYJ_PODKhODY (1)

Содержание

Слайд 2

«Историческое развитие
человечества:
поиски социальной
макротеории»

Уроки 1-2.

«Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории» Уроки 1-2.

Слайд 3

Формационный и цивилизационный
подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической

философской науке подходами к анализу общественного развития
являются формационный и цивилизационный

Первый из них принадлежит
марксистской школе
обществознания,
основоположниками которой
являлись немецкие экономисты,
социологи и философы
К. Маркс (1818-1883) и
Ф. Энгельс (1820-1895)

Ключевым понятием этой школы
обществознания выступает
категория «общественно-
экономическая формация»

Слайд 5

Формационный и цивилизационный
подходы к изучению общества

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Несмотря на относительную самостоятельность, тип

определяется характером базиса

Он же представляет собой основу формации, обусловливая
принадлежность того или иного общества

Производительные силы
являются динамичным,
постоянно развивающимся
элементом способа
производства, тогда как
производственные
отношения статичны и
косны, не меняются веками

На определенном этапе
возникает конфликт между
производительными силами и
производственными
отношениями, разрешающийся
в ходе социальной революции,
слома старого базиса и
перехода на новую ступень
общественного развития, к
новой общественно-
экономической формации

Слайд 6

Формационный и цивилизационный
подходы к изучению общества

Старые производственные отношения заменяются новыми,
которые

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Старые производственные отношения заменяются новыми,
открывают простор для развития производительных сил

Марксизм понимает общественное развитие как закономерную,
объективно обусловленную, естественно-историческую смену
общественно-экономических формаций:

Слайд 7

Формационный и цивилизационный
подходы к изучению общества

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Ключевым понятием цивилизационного подхода к

общественного развития является понятие «цивилизация», которое
имеет множество трактовок

Термин «цивилизация» (от лат. civis - гражданин) в
мировой исторической и философской литературе употребляется:

- как определенная стадия в развитии локальных культур
(например, О. Шпенглер);

- как ступень исторического развития
(например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

- как синоним культуры (например, А. Тойнби);

- как уровень (ступень) развития того или иного региона либо
отдельного этноса

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным
базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой
ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром

Слайд 9

Формационный и цивилизационный
подходы к изучению общества

Различными исследователями выделяется множество
локальных цивилизаций

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Различными исследователями выделяется множество локальных
(например, английский историк,
социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби
(1889-1975) насчитывал в истории человечества 21
цивилизацию), которые могут совпадать с границами
государств (китайская цивилизация) или охватывать
несколько стран (античная, западная)

Обычно все многообразие локальных цивилизаций
делят на две большие группы - западную и восточную

Слайд 10

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби

12 томов «Постижение истории» 1956 г.
(Концепция «Вызов-Ответ»)

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби 12 томов «Постижение истории» 1956 г. (Концепция «Вызов-Ответ»)

Слайд 11

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби

Список цивилизаций по Тойнби:
Шумеро-аккадская
Вавилонская
Древнеегипетская
Хеттская
Сирийская
Персидская (иранская)
Арабоисламская цивилизация
Минойская цивилизация
Эллинская (греко-римская)

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Список цивилизаций по Тойнби: Шумеро-аккадская Вавилонская Древнеегипетская Хеттская

Слайд 12

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби

Западная цивилизация
Православная (основной массив) — Византия, южные славяне
Православная русская
Древнекитайская
Дальневосточная

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Западная цивилизация Православная (основной массив) — Византия, южные
китайская
Дальневосточная японско-корейская
Индская
Индуистская
Майянская
Мексиканская
Юкатанская
Андская

Слайд 13

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби

Концепция «Вызов-Ответ»
При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Концепция «Вызов-Ответ» При резком изменении условий жизни, которые
«вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни.
общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ.

Слайд 14

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби

Эта горстка энтузиастов (творческое меньшинство) — пророков, жрецов, философов,

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Эта горстка энтузиастов (творческое меньшинство) — пророков, жрецов,
ученых, политиков — примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы.
Начинается формирование дочерней цивилизации

Слайд 15

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби

культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова»
стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации (застоя).
Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.

Слайд 16

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби

Согласно закону «золотой середины» Тойнби, вызов не должен быть

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Согласно закону «золотой середины» Тойнби, вызов не должен
ни слишком слабым, ни слишком суровым.
В первом случае не последует активного ответа, а во втором — непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации.
примеры «вызовов»: иссушение или заболачивание почв, наступление враждебных племен, вынужденное изменение места жительства.
«ответы»: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники

Слайд 17

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби

Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций:

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития
рождение, рост, расцвет, надлом и разложение.
Развивается культура до тех пор, пока не прервется цепочка «вызов — ответ».

Слайд 18

Отличительные черты цивилизационного подхода

Внимание к культуре как уникальному, неповторимому явлению
Признание многообразия культур

Отличительные черты цивилизационного подхода Внимание к культуре как уникальному, неповторимому явлению Признание многообразия культур

Слайд 19

Ограниченность подхода

Абсолютизация уникального, неповторимого
Признание независимого развития цивилизаций
Отсутствие разработанного понятийного аппарата

Ограниченность подхода Абсолютизация уникального, неповторимого Признание независимого развития цивилизаций Отсутствие разработанного понятийного аппарата

Слайд 22

Таким образом, формация концентрирует внимание на
универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация
- на

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном
локально-региональном, уникальном, своеобразном