Философия Нового времени

Содержание

Слайд 2

Природа научного познания Опыт как источник знания

... ибо тонкость природы во много

Природа научного познания Опыт как источник знания ... ибо тонкость природы во
раз превосходит тонкость рассуждений.

Теории, полученные путём «подгонки», не позволяют открывать новые факты и, следовательно, оказываются в научном плане бесполезными...

Слайд 3

Учение о «призраках» («идолах») разума

Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей

Идолы площади

Идолы рода

Идолы пещеры

Идолы

Учение о «призраках» («идолах») разума Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы
театра

Слайд 4

Природа научного познания Опыт как источник знания

Дедукция (лат., deductio, выведение) – процесс логического вывода, т.е.

Природа научного познания Опыт как источник знания Дедукция (лат., deductio, выведение) –
перехода по тем или иным правилам логики, от некоторых данных положений (посылок) к их следствиям (заключениям).

Переход (умозаключение) от общего к частному

Индукция (лат., inductio, наведение) – форма мышления, посредством которой мысль наводится на общее правило, общее положение, присущее всем предметам какого-либо класса.

Переход (умозаключение) от частного к общему

Слайд 5

Рене Декарт Обоснование рационализма

Гносеология Декарта
Методическое сомнение
«Я мыслю, следовательно, существую»
Идея Бога
Метод достижения

Рене Декарт Обоснование рационализма Гносеология Декарта Методическое сомнение «Я мыслю, следовательно, существую»
истины
Онтология Декарта
Дуализм духа и материи
Субстанции и их атрибуты
Проблема взаимодействия

(1596-1650)

Слайд 6

Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты

Субстанция (лат. substantia, под-лежащее, перевод греч. ύπόστασις) – то,

Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты Субстанция (лат. substantia, под-лежащее, перевод
что существует самостоятельно (само по себе), нечто устойчивое и постоянное (в отличие от изменчивого и преходящего).

Дух

Материя

Атрибут (лат. attributum, приданное, приписанное) – определяющий признак (качество, предикат) субстанции, достаточный для её идентификации и необходимый для её существования.

Мышление

Протяжённость

Слайд 7

Спиноза Монистический рационализм

Онтология Спинозы
Критика дуализма
Единственность субстанции
Множественность атрибутов субстанции
Пантеизм
Природа творящая
Природа сотворённая
Детерминизм
Отрицание случайности (необусловленности)
Свобода

Спиноза Монистический рационализм Онтология Спинозы Критика дуализма Единственность субстанции Множественность атрибутов субстанции
как обусловленность собственной природой
Несвобода как внешняя обусловленность (принуждение)
Гносеология Спинозы
Отождествление физической и логической необходимости
«Геометрический» метод
Три рода познания
Этика Спинозы

(1632-1677)

Слайд 8

Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)

Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в

Принцип рационализма (основной вывод Лейбница) Нет ничего в разуме, чего бы не
ощущении.

Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении, кроме самого разума.