Художественная культура Европы эпохи Просвещения

Содержание

Слайд 2

План урока:

Социально-экономические процессы. Успехи науки и техники. Сущность эпохи Просвещения, ее особенности

План урока: Социально-экономические процессы. Успехи науки и техники. Сущность эпохи Просвещения, ее
в различных странах.
Основные идеологи Просвещения: Д. Локк, Вольтер, Руссо. Великая энциклопедия.

Слайд 3

Просвещение – широкое духовное движение периода становления капитализма (XVII – XVIII вв.).

Просвещение – широкое духовное движение периода становления капитализма (XVII – XVIII вв.).
Оно охватило практически все европейские страны. Очагами европейского Просвещения были Англия, Франция и Германия.

«Разум и Природа» – основной лозунг эпохи, провозгласивший культ Разума и Природы. Философы Просвещения были убеждены, что развитие Разума, прежде всего прогресс науки и просвещение народа, может оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и будет способствовать его устройству на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы.

Слайд 4

Англия стала родиной европейского Просвещения, и после революции и гражданских войн, развитие

Англия стала родиной европейского Просвещения, и после революции и гражданских войн, развитие
парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Англиканская церковь не противопоставляла себя Просвещению, и это позволило сохранить общественное равновесие, отвечать идеалу веротерпимости и быть образцом общественного прогресса. Все основные тенденции английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

У.Хогарт. Предвыборный банкет

У.Хогарт. Вербовка избирателей

У.Хогарт.

Слайд 5

Эпоха Просвещения
ключевой период в развитии европейской культуры, связанный с развитием научной, философской

Эпоха Просвещения ключевой период в развитии европейской культуры, связанный с развитием научной,
и общественной мысли.
Временные рамки
- чётко не определены: одни относят её начало к концу 17 века, другие к середине 18. Конец эпохи связывают с Великой французской революцией (1789 г).

Слайд 6

Охватывает столетний период с 1688 по 1789 годы
Родина – Англия
Просветительство выражает идеи

Охватывает столетний период с 1688 по 1789 годы Родина – Англия Просветительство
нового сословия – буржуазии, в его основе лежит рационализм
В любом литературном произведении должны соблюдаться три условия:
занимательность сюжета;
поучительность;
иносказательный характер повествования.

18 столетие – одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры

Слайд 7

Основные идеи Просвещения
1. Разум – главное в жизни человека: «учение свет». Искать

Основные идеи Просвещения 1. Разум – главное в жизни человека: «учение свет».
истину, какой бы она ни была.
2. Ироничное отношение к религии («деизм»- Бог создал землю и больше не вмешивается в её развитие).

Слайд 8

Ценности:
1. Равноправие и свобода каждого от рождения.
2. Моральная свобода

Ценности: 1. Равноправие и свобода каждого от рождения. 2. Моральная свобода личности.
личности.
3. Свобода слова.
4. Свобода убеждений.
5. Право на сопротивление угнетению.

Слайд 9

Недостатки
Невнимание к традиции.
Недостаточный психологизм: внутренние чувства человека были не самыми главными. Предпочтение

Недостатки Невнимание к традиции. Недостаточный психологизм: внутренние чувства человека были не самыми
отдавалось социальным проблемам: высмеивание ханжества, глупости, лицемерия, угодничества.

Слайд 10

Д. Локк

Д. Локк (1632 – 1704) – родоначальник буржуазного либерализма – в

Д. Локк Д. Локк (1632 – 1704) – родоначальник буржуазного либерализма –
своем основном сочинении «Опыт о человеческом разумении» сформулировал позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. Он провозгласил «правовое равенство индивида», обосновав наличие неотчуждаемых прав человека: право на жизнь, на свободу и собственность.

Лучше всего права личности обеспечивает принцип разделения властей: законодательная (парламент), федеральная (король, министры), исполнительная (суд, армия).

Английские просветители

Слайд 11

Гоббс

Т. Гоббс (1588 – 1679) считал, что все равны от природы (естественное

Гоббс Т. Гоббс (1588 – 1679) считал, что все равны от природы
право – право силы, и естественные законы – они разумные и моральные: закон самосохранения и закон удовлетворения потребностей), но поскольку в процессе реализации прав возникло неравенство, а за тем недоверие и война, то этому должно противостоять гражданское состояние. При его отсутствии положение дел есть «война всех против всех».

Тогда с помощью общественного договора люди объединяются в государство, чтобы путем ограничения некоторых прав обеспечить защиту и возможность гуманной жизни.

Слайд 12

Гоббс использовал для описания могущества государства образ библейского Левиафана (изогнутая, скрученная змея,

Гоббс использовал для описания могущества государства образ библейского Левиафана (изогнутая, скрученная змея,
изображающая силу природы, принижающую человека). Оно должно оградить общество от эгоистических страстей отдельных его членов. Б. Мандевиль (1670 – 1733) разработал теорию разумного эгоизма. Эгоизм представляется движущей силой культурного развития. Но с помощью морали и законодательства можно регулировать поступки людей, чтобы они приносили как можно больше счастья.

Левиафан Б.Валеджио

Слайд 13

Шотландец А. Смит (1723 – 1790): теоретик товарно-денежных отношений. Придает рынку значение

Шотландец А. Смит (1723 – 1790): теоретик товарно-денежных отношений. Придает рынку значение
освобождения человека от феодальной зависимости и функцию социализации людей. Моральная свобода «экономического человека» обусловлена его ролью в экономической жизни: «дай мне, что мне нужно, и ты получишь, что необходимо тебе».

А. Смит

Сатирическую и морализаторскую традиции английской литературы обусловило критическое отношение протестантизма к сложившимся социальным устоям (нравоучительные очерки Д. Аддисона, Р. Стила, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, сатирические элементы в романах Г. Филдинга). Художник У. Хогарт своими сатирическими полотнами предвосхитил критический реализм последующего века.

Д. Свифт

Слайд 14

Французские просветители

Монтескье (1689 – 1755), Дидро (1713 – 1784), Гольбах (1723 –

Французские просветители Монтескье (1689 – 1755), Дидро (1713 – 1784), Гольбах (1723
1789), Гельвеций (1715 – 1771), Руссо (1712 – 1778) вышли из различных социальных слоев, но их объединила ненависть к абсолютизму, требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Причина общественного неблагополучия коренится в первую очередь в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Отсюда, своей главной задачей они считали пропаганду знаний, направленную на воспитание смелости мысли, независимости суждений.

Ш. Монтескье

Д. Дидро

П. Гольбах

Ж.Ж. Руссо

К. Гельвеций

Слайд 15

Монтескье в своих философско-политических произведениях выступил с резкой критикой абсолютизма и деспотизма,

Монтескье в своих философско-политических произведениях выступил с резкой критикой абсолютизма и деспотизма,
он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере.
В канун революции философов и политиков волновал вопрос устройства демократической власти. На вооружение был взят либеральный принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Идеал, который провозгласил Монтескье – «слабое государство», позволяющее гражданам делать все, что дозволено законом и решающее лишь принципиальные, а не частные вопросы.
Эти идеи внедрялись в сознание народов, чтобы быть воплощенными в политических устройствах государств.

Слайд 16

Согласно Вольтеру (1694 – 1778) Просвещение – это «великая революция в умах».

Согласно Вольтеру (1694 – 1778) Просвещение – это «великая революция в умах».
Он выступал непримиримым противником церкви, высмеивал феодальные догмы и беззаконие абсолютистского режима.

Его роль в Просвещении определялась
духом сомнения, скептицизма, вольнодумства, подталкивая молодое поколение к политической борьбе. Не случайно появился мировоззренческий концепт – вольтерианство. Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Правильное воспитание, материальное и политическое равенство, прямая зависимость морали и политики и требование подчинения личности благу общества – вот ценностные основания руссоизма. Руссо считал естественным состояние полной изолированности индивида (человек ни добр, ни зол).

Вольтер

Слайд 17

Просветители, как будто заклиная, не только ожидали прихода мессии-просветителя, но и всячески

Просветители, как будто заклиная, не только ожидали прихода мессии-просветителя, но и всячески
внушали государям их историческую судьбу.
Вольтер писал прусскому королю Фридриху II: «Поверьте, что истинно хорошими государями были только те, кто начал, подобно вам, с усовершенствования себя, чтобы узнать людей, с любви к истине, с отвращения к преследованию и суеверию. Не может быть государя, который, мысля таким образом, не вернул бы в свои владения золотой век».
Лучшее правительство – то, при котором подчиняются только законам, – писал Вольтер в «Философском словаре». Лозунг «Свобода, Равенство, Братство» концентрическими кругами расходился вокруг своего смыслового центра – закона: свобода понималась как добровольное подчинение закону, а равенство – равенство всех, от пастуха до короля, пред законом.

Слайд 18

Общество превращается в арену борьбы лишь с появлением собственности, а отсюда –

Общество превращается в арену борьбы лишь с появлением собственности, а отсюда –
неравенства. Для прекращения такой борьбы необходимо государство. Поскольку государство возникает на основе общественного договора, граждане вправе расторгнуть его в случае злоупотребления властей.

Учение Руссо послужило политической основой для якобинцев в годы Французской революции 1789.
Начиная с «Эдипа» Вольтера и «Персидских писем» Монтескье, литература включается в распространение идей Просвещения: оспаривает богоданность и священность монархической власти и духовенства, обосновывает право на восстание.

Слайд 19

Энциклопедисты

Дидро, французский писатель, философ, драматург

Д. Дидро – идейный вдохновитель и организатор

Энциклопедисты Дидро, французский писатель, философ, драматург Д. Дидро – идейный вдохновитель и
французской 35-томной энциклопедии (1751 – 77), привлекший к сотрудничеству выдающихся ученых и философов: Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Р.Ж. Тюрго, Ж.Л. Бюффона, Ж.Л. Д’ Аламбера, П. Гольбаха, Ж.Ф. Мармонтеля и др.

Слайд 20

Главной задачей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» было

Главной задачей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» было пропаганда
пропаганда знаний, направленных на воспитание свободы мысли, независимости суждений. Энциклопедия создана на основе систематизации знаний, предложенных Бэконом, и отличается историко-аналитическим подходом к явлениям. Этой работе предшествовала английская энциклопедия Э. Чемберса, 1728 г.

Ж.Ф. Мармонтель, французский экономист и государственный деятель

Слайд 21

А.Р.Ж. Тюрго, французский экономист и государственный деятель

Д’ Аламбер, французский философ, механик и

А.Р.Ж. Тюрго, французский экономист и государственный деятель Д’ Аламбер, французский философ, механик и математик
математик

Слайд 22

Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел

Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел

Слайд 23

Крупнейший представитель эволюционизма XVIII в. Ж.Л. Бюффон - создатель «Естественной истории».

Дени Дидро.

Крупнейший представитель эволюционизма XVIII в. Ж.Л. Бюффон - создатель «Естественной истории». Дени
Портрет работы Ж.О.Фрагонара

Ж.Л. Бюффон

Слайд 24

С развитием науки связано открытие множества научных и учебных заведений – Академия

С развитием науки связано открытие множества научных и учебных заведений – Академия
наук, Парижская обсерватория, более 20 университетов, Королевский колледж, Школа военных инженеров и т.д.

Парижская обсерватория

В 1661 г. Людовик XIV основал Королевскую академию танца. В XVIII в. Ж.Ж. Новер (основатель классического балета) создает балет с сюжетом (балет действия), введя простые, свободные движения.

Ж.Ж. Новер

Слайд 25

Иммануил Кант

«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором

Иммануил Кант «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в
он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим разумом без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им… Sapere aude – имей мужество пользоваться собственным умом – таков, следовательно, девиз Просвещения»

(И. Кант: «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», 1784).

Немецкое просвещение