Слайд 3 Классика VV—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается
с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.
Слайд 4Сократ (469-399г. до н.э.)
Один из самых известных философов античности, на практике воплотивший
идеалы своей философии. Он жил, как учил.
С его именем связывают «антропологический» переворот в древнегреческой философии: он впервые ставит в центр проблему человека и нравственного выбора.
Слайд 5Сократ никогда ничего не писал и его воззрения дошли до нас из
сочинений Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля.
Слайд 6Высказывания Сократа:
«Познай самого себя»
«Я знаю, что я ничего не знаю (но некоторые
не знают и этого)»
«Всё в этом мире - прах»
«Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество».
Слайд 7Сократ большую часть времени проводил на площадях, рынках, просвещая народ, особенно молодёжь.
Главным
предметом речей и бесед Сократа были вопросы этики - о том, как следует жить. Он искал ответы на извечные вопросы о добре и зле, любви, чести, долге. Философия том, чтобы знать как жить, — говорил Сократ.
Слайд 8Нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру.
Главная
цель человека – забота о душе. Богатство, власть, слава, красота – не являются ценностями сами по себе.
Главная способность души – разум; ему противостоят страсти, идущие от тела. Свободен только тот, кто научился управлять своими страстями.
Слайд 9Т.к. сущность души состоит в познании, человек должен к нему стремиться. От
этого зависит, насколько человек добродетелен: невежественная, необразованная душа склонна ко злу, а обладающая истиной – к добру. Всякое зло – от незнания, и всякое благо – от знания (истины).
Чтобы быть счастливым, надо быть добродетельным. Неправедный и злонамеренный человек всегда несчастлив.
Слайд 10Методы философии Сократа:
МАЙЕВТИКА
ИРОНИЯ
ИНДУКЦИЯ
Слайд 11Основной метод, выработанный и применяемый Сократом – МАЙЕВТИКА (букв. «повивальное искусство, родовспоможение»)
– метод нахождения истины в диалоге: путем наводящих вопросов подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Путь к истине лежал через ИРОНИЮ – сомнение в общепризнанных истинах.
ИНДУКЦИЯ – восхождение от частного к общему.
Слайд 12Подобно софистам, основной метод Сократа состоял в том, чтобы заронить в душах
своих собеседников сомнение по поводу того, во что они слепо верили. Однако целью Сократа было не разрушение истины, а её поиск.
Цель этого поиска, истина –достижение точного знания сущности предмета, воплощенного в строгом определении. (если нет точно определённого понятия, то нет и знания о предмете).
Слайд 13Сократ был идеалистом и диалектиком.
Он считал, что боги не могут настолько
сильно походить на людей. Бог – один, единый для всего мира.
Термин «диалектика» был введен в философию именно Сократом. Он учил во всём видеть противоречие, две стороны.
Сократ воспитал много учеников, многие из которых стали основателями собственных философских школ (Платон, Антисфен, Аристипп и др.).
Слайд 14Платон (427-327 г. до н.э.)
Платон – «широкоплечий». Настоящее имя – Аристокл.
Ученик
Сократа, считается основателем объективного идеализма.
Основал собственную философскую школу – «Академию», просуществовавшую почти 1000 лет.
Слайд 15 Произведения Платона:
«Пир», «Тимей», «Государство», диалог «Гиппий Больший», монолог «Апология Сократа» и
т.д.
Главные части философии Платона:
Учение о мире идей (онтология Платона);
Учение о душе;
Учение о государстве.
Слайд 16Учение Платона о мире идей
Бытие состоит из двух миров: Мира Идей и
мира вещей.
Мир вещей – привычный нам материальный мир. Он временен и изменчив. Однако у любой вещи есть её сущность или прообраз. Он называет это идеей или эйдосом (формой).
Эти идеи – не мысли! Это идеальные (бестелесные) предметы, модели, суть которых воплощают вещи. Они объективно существуют в особом, вечном мире – Мире (царстве) Идей.
Слайд 18В этом царстве идеи образуют строгую иерархию, в которой частные идеи (идеи
вещей) подчинены более общим (например, идея яблони – подчинена идее дерева, растения…). Существуют также идеи свойств, отношений, математических объектов.
Выше всего находятся эталоны этических принципов – например, «прекрасное», «добро», «справедливость» и т.д.. А во главе всего мира идей находится идея Блага.
Слайд 20Мир Идей – вечный, бессмертный, постигаемый только умом (а не органами чувств),
противоположен смертному, временному миру вещей. Они соотносятся как истинное и неистинное, первичное и вторичное бытие.
Идея вещи всегда предшествует появлению её в материальном мире, и не страдает при её разрушении.
Слайд 21Таким образом, подлинный, истинно реальный мир – находится в Царстве Идей. Наш
мир – лишь тень его великолепия. В мире вещей мы видим лишь бледные копии идеальных образцов.
Для иллюстрации своих идей Платон приводит Миф о пещере
Слайд 22Миф о пещере
Узникам пещеры, сидящим спиной к выходу и никогда не видевшим
белый свет, кажется, будто тени на стене – это подлинные вещи, в то время как это лишь отсветы реальных предметов (Идей), которые проносят мимо входа в пещеру.
Слайд 23Учение Платона о душе.
Чтобы познать суть этого мира, суть вещей этого мира
– необходимо познать царство идей.
Это возможно путем припоминания того, что душа до рождения видела в мире идей. Мы способны познать лишь то, что там видели.
Слайд 24Миф о колеснице.
Душа человека представляется Платону в образе колесницы с всадником и двумя
лошадьми, белой и черной. Всадник символизирует разумное начало в человеке, белый конь — волевую часть души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало.
Слайд 25Платон уподобляет разумную часть души пастырю стада, волевую или яростную часть души —
собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам.
Когда душа человека пребывает в ином мире, она получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины (как бы «заглянуть» в Мир Идей), и чем лучше она управляет колесницей, тем больше божественных истин она сможет созерцать. И тем больше сможет «вспомнить», когда вернется в наш мир.
Слайд 26Таким образом, Платон выделяет три начала души:
Структура души по Платону:
Разумная часть
(её добродетель - мудрость);
Яростная (пылкая), её добродетель – мужество;
Вожделеющая – её добродетель – сдержанность.
Слайд 27Платон утверждал, что существует переселение душ. После смерти душа пребывает на небесах,
откуда может лицезреть царство идей, а затем снова появляется на земле в другом теле и месте, в соответствии с теми делами (добрыми или злыми), которые творила.
Слайд 28Учение Платона о государстве
В соответствии с наклонностями своей души, люди еще в
детском возрасте должны делиться на три сословия:
Философы (правители);
Воины и стражи;
Рабы, земледельцы и ремесленники.
Таким образом, каждый должен получить соответствующее его способностям воспитание, чтобы служить на благо обществу.
Слайд 29Первые два сословия (правители и воины) не должны иметь никакой частной собственности,
чтобы у них небыло соблазна злоупотребить своим положением.
Семейные пары, согласно Платону, должны подбираться на рациональной основе, а дети – воспитываться совместно, в учреждениях, подобных интернатам Спарты. Причем воспитатели не должны знать, какие из детей являются их собственными.
Концепция государственного устройства Платона – одна из первых известных утопий.
Слайд 30Миф об Андрогине
Когда-то человек был единым существом. С шаровидным телом, четырьмя руками,
ногами и одной головой с двумя лицами. Андрогины были очень сильны, мудры и совершенны, и даже посягали на власть богов. Тогда Зевс, разгневавшись, разделил их на две половины. С тех пор люди бродят по свету и ищут каждый свою половину. Однако найти именно свою половину нелегко, поэтому люди находят утешение хотя бы во временном соединении не со своей половиной подходящего пола.
Слайд 31Согласно Платону, философствование есть «упражнение в смерти». Именно философия рассказывает людям о
Мире Идей, тем самым готовя душу к тому, что ей предстоит. Очищенные философией души после смерти попадают в мир богов.
Слайд 32Аристотель (384-322 г. до н.э.)
Выдающийся философ античности, ученик Платона и воспитатель Александра
Македонского.
Основатель собственной философской школы – Ликея (Лицея).
Крупнейший систематизатор всего научного знания своего времени, основоположник формальной логики, физики, психологии, эстетики и т.д..
Слайд 33Аристотель обладал энциклопедическими познаниями. Все произведения А. делятся на 8 групп (по
логике, физике, философии («Метафизика»), биологии, психологии, этике, политике и экономике и работы, посвященные языку). Автор первой классификации наук.
Разработал геоцентрическую картину мира (продержалась до Коперника)
Аристотель не был согласен с концепцией своего учителя Платона о существовании мира идей:
«Платон мне друг, но истина дороже».
Слайд 34Метафизика
«Метафизика» - главный труд Аристотеля по философии. Это труд о «первой философии»
- науке о сущем, или науке о первых началах и причинах.
(«вторая философия» - естественные науки).
Слайд 35Учение Аристотеля о 4-х причинах любой вещи:
Материя (пр.: глина);
Форма - структура, идея
(пр.: идея кувшина);
Действующая причина (активное деятельное начало) – пр.: гончар;
Цель (для чего нужна вещь).
Слайд 36В отличие от Платона, у Аристотеля идея (форма) вещи существует не в
каком-то мире идей, а представлена в самой вещи как её сущность.
Слайд 39Аристотель был дуалистом (он признавал существование двух равноправных первоначал – материи и
формы).
Согласно ему, в начале каждой вещи и всего мироздания лежат два первоначала – Перво-Форма (идея) и Перво-Материя.
Перво-форма, или высшая идея – это безличностный божественный Ум, «неподвижный перводвигатель», конечный источник и цель всякого движения (Бог).
Слайд 40Законы логики, открытые Аристотелем:
Закон тождества (понятия должны употребляться в одном и том
же значении);
Закон противоречия (не противоречь сам себе);
Закон исключенного третьего (А или Не-А истинно, третьего не дано).
Слайд 41Учение Аристотеля о душе
Согласно Аристотелю, существует три уровня души:
Растительная душа (ей свойственны
рост и размножение);
Животная душа (ей присущи также ощущения и желания);
Разумная душа (она способна к рассуждениям и мышлению). Этот уровень души свойственен только человеку.
Таким образом, душой обладает ВСЁ ЖИВОЕ.
Слайд 43Учение Аристотеля о государстве
Согласно Аристотелю, человек это «политическое животное».
Он выделил 6 форм
государственного устройства: 3 правильных и з неправильных.
Правильные
(власть стремится к благу граждан):
Монархия
Аристократия (власть «лучших»)
Полития – власть среднего сословия.
Слайд 44Неправильные
(власть стремится к собственной выгоде):
Демократия – власть бедного большинства, использующего власть для
обогащения;
Олигархия;
Тирания – власть одного, правящего не по законам, а по своей воле.
Наилучшая форма правления – полития, наихудшая – тирания.