Философия нового времени

Содержание

Слайд 2

Эпоха Нового времени – XVII-XVIII вв.

Наукоцентризм – основная черта философии Нового времени,

Эпоха Нового времени – XVII-XVIII вв. Наукоцентризм – основная черта философии Нового
характеризующаяся ориентированием на естественные науки, в частности математику и механику
Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, ко- торые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения

Слайд 3

Основные проблемы философии Нового времени

Условия и границы обыденного, научного и философского знания.
Проблема

Основные проблемы философии Нового времени Условия и границы обыденного, научного и философского
истины в познании.
Чувственное и рациональное познание, их соотношение.
Природа методов научного познания.
Классификация наук.
Природа государства и права.

Слайд 4

Соотношение чувственного и рационального познания

Соотношение чувственного и рационального познания

Слайд 5

Эмпиризм

направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Для

Эмпиризм направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания.
Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д.Беркли, Д. Юм.

Слайд 6

Рационализм

направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником истинного

Рационализм направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником
знания.
Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Слайд 7

Рене Декарт

Книга «Рассуждение о методе»;
Главное – разум и самосознание;
«во всем должно сомневаться»;
«Cogito

Рене Декарт Книга «Рассуждение о методе»; Главное – разум и самосознание; «во
ergo sum»;
Учение «о врожденных идеях».
Дедуктивный и рациональный методы познания.

Слайд 8

Правила рационального метода познания

1. Принимать за истинное только ясное и очевидное;
2.

Правила рационального метода познания 1. Принимать за истинное только ясное и очевидное;
Делить каждое из исследуемых сложных явлений на более простые;
3. Полученные знания располагать в определенной последовательности, двигаясь от простого к сложному;
4. Составить полные перечни и общие обзоры для того, чтобы ничего не упустить

Слайд 9

Френсис Бэкон

Книга «Новый Органон»;
Эмпиризм – в основе познания наблюдение и опыт;
Истинное знание

Френсис Бэкон Книга «Новый Органон»; Эмпиризм – в основе познания наблюдение и
– не самоцель, важнее практическое применение, господство человека над природой;
Индуктивный и экспериментальный методы познания.

Слайд 10

«Идолы» - препятствия для познания

1. «Идолы рода и племени» – ошибки,

«Идолы» - препятствия для познания 1. «Идолы рода и племени» – ошибки,
обусловленные общей для всех людей природой. Чувства и разум обманывают человека, уподобляясь неровному зеркалу. Чувства должны проверяться в эксперименте, а на «крылья разума «нужно повесить «гири», чтобы они были ближе к фактам.
2. «Идолы пещеры» – ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Они обусловлены привычками, стереотипами, воспитанием, национальной принадлежностью и др.
3. «Идолы площади и рынка» – обусловлены несоответствием понятий объектам познания. Люди используют слова, обозначающие несуществующие вещи, абстракции, неясные термины, извращая логику рассуждения.
4. «Идолы театра» – склонность людей верить в авторитеты, догмы, религиозные доктрины.

Слайд 11

Три познавательных пути

1. «Путь муравья» – такой способ получения знаний, когда во

Три познавательных пути 1. «Путь муравья» – такой способ получения знаний, когда
внимание принимается исключительно опыт. Деятельность ученого заключается исключительно в сборе фактов.
2. «Путь паука» – получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль практического опыта.
3. «Путь пчелы» – идеальный способ познания. Истинный исследователь подобен пчеле – он «собирает и перерабатывает нектар фактов в мед науки». Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и, используя возможности разума, понять сущность проблемы.

Слайд 12

Джон Локк

Книга «Опыт о человеческом разумении»;
Идеи исходят из опыта;
Отрицание «врожденных идей»;
Сознание –

Джон Локк Книга «Опыт о человеческом разумении»; Идеи исходят из опыта; Отрицание
tabula rasa;

Слайд 13

Теория первичных и вторичных качеств

Теория первичных и вторичных качеств

Слайд 14

Бенедикт Спиноза

Книга – «Этика»;
Природа и Бог едины – субстанциональный монизм;
Пантеизм;
«Свобода есть познанная

Бенедикт Спиноза Книга – «Этика»; Природа и Бог едины – субстанциональный монизм;
необходимость»;
Атрибуты субстанции – протяжение и мышление.

Слайд 15

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Книга – «Монадология»;
Каждая вещь – субстанция (монада);
Бог –перво-монада;
Бог влияет на

Готфрид Вильгельм Лейбниц Книга – «Монадология»; Каждая вещь – субстанция (монада); Бог
течение мировых процессов, но не может влиять на изменения в сотворенных монадах.

Слайд 16

Джордж Беркли

Книга – «Опыт новой теории зрения»;
«Существовать – значит быть воспринимаемым»;
Вещь –

Джордж Беркли Книга – «Опыт новой теории зрения»; «Существовать – значит быть
совокупность ощущений человека;
Солипсизм;

Слайд 17

Томас Гоббс

Книга – «Левиафан»;
Все люди злы и эгоистичны;
«Война всех против всех»;
Теория общественного

Томас Гоббс Книга – «Левиафан»; Все люди злы и эгоистичны; «Война всех
договора;
Идеал – политической абсолютизм.