Отечественная религиозная философия

Содержание

Слайд 2

Культурно-исторические предпосылки формирования отечественной философии
1) влияние православия на формирование философской традиции;
2)

Культурно-исторические предпосылки формирования отечественной философии 1) влияние православия на формирование философской традиции;
предпосылки к ярко выраженному антропологизму;
3) идея антроподицеи;
4) диалектика религиозного и секулярного.

Слайд 3

Отличительные особенности отечественной философии:
1)литературоцентризм;
2) историчность;
3) диалектика религиозного и секулярного.

Отличительные особенности отечественной философии: 1)литературоцентризм; 2) историчность; 3) диалектика религиозного и секулярного.

Слайд 4

Теории, объясняющие развитие отечественной философии:

1) теория отсутствия: на протяжении нескольких веков

Теории, объясняющие развитие отечественной философии: 1) теория отсутствия: на протяжении нескольких веков
в Средневековой Руси не было философии (Г.Г. Шпет);
2) теория замены: место философии занимала традиция иконописи как активной, творческой формы познания мира (Е.Н. Трубецкой, С.С. Аверинцев);
3) литературная теория: рассматривала историческую и художественную литературу как формы философствования (В.С. Горский).

Слайд 5

Ключевые проблемы исследования:

1) феномен свободы;
2) феномен творчества;
3) историческая судьба России;
4) взаимоотношения

Ключевые проблемы исследования: 1) феномен свободы; 2) феномен творчества; 3) историческая судьба
общества и государства.

Слайд 6

Основные этапы развития:

XI-XVII

XVII-XIX

Формирование философских исканий в рамках религиозной и культурной

Основные этапы развития: XI-XVII XVII-XIX Формирование философских исканий в рамках религиозной и
среды

Секуляризация философской мысли, её общественно-политическая актуализация

Слайд 7

М.В. Ломоносов (1711-1765гг.)

Представитель механистического материализма;
Использовал диалектику;
Развивал идеи деизма, но в материалистическом ключе.
Одно

М.В. Ломоносов (1711-1765гг.) Представитель механистического материализма; Использовал диалектику; Развивал идеи деизма, но
из произведений – «Записки по русской истории»

Слайд 8

А.Н. Радищев (1749-1802гг.)

Выступал с критикой самодержавия («Путешествие из Петербурга в Москву»);
Анализировал проблему

А.Н. Радищев (1749-1802гг.) Выступал с критикой самодержавия («Путешествие из Петербурга в Москву»);
смети и бессмертия («О человеке, его смерти и бессмертности»).

Слайд 9

Полемика западников и славянофилов

- возникла как реакция на реформы императора Александра

Полемика западников и славянофилов - возникла как реакция на реформы императора Александра
Второго;
- затрагивала аспекты настоящего и будущего развития России;
- сформировала две различные культурно-политические и философско-исторические школы.
-

Слайд 10

Славянофильство

Западничество

Направление философско-исторической мысли, представители которого выступали за идею «особого пути» культурного

Славянофильство Западничество Направление философско-исторической мысли, представители которого выступали за идею «особого пути»
и политического развития России, её независимости от Европы.

Направление философско-исторической мысли, основанное на признании культурного, политического и социально-экономического отставания России и необходимости подражания Европе.

Слайд 11

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856)гг.-философ и общественный деятель

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856)гг.-философ и общественный деятель

Слайд 12

Философские взгляды П.Я. Чаадаева

- критиковал политическое устройство России;
- выступал за идею

Философские взгляды П.Я. Чаадаева - критиковал политическое устройство России; - выступал за
объединения религии и философии в рамках цельного научного метода;
- понимал религию как источник моральных норм;
- главные произведения: «Философские письма» (всего восемь) и «Апология сумасшедшего».

Слайд 13

Алексей Степанович Хомяков(1804-1860) – поэт и философ

Алексей Степанович Хомяков(1804-1860) – поэт и философ

Слайд 14

Славянофильство Хомякова

- критиковал рационализм;
- выдвигал идею историографии (история + география);
- считал

Славянофильство Хомякова - критиковал рационализм; - выдвигал идею историографии (история + география);
религию главным фактором развития истории;
- понимал историю как сферу борьбы свободы и необходимости.
Одно из произведений – «Призвание России»

Слайд 15

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)гг. - философ и историк

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)гг. - философ и историк

Слайд 16

Философские взгляды Данилевского

умеренные

консервативные

- создал понятие культурно-исторический тип;
Видел перспективу сосуществования России и

Философские взгляды Данилевского умеренные консервативные - создал понятие культурно-исторический тип; Видел перспективу
Европы;
Выступал за идею терпимости как базиса культурных, политических и религиозных отношений.

Считал, что исторически Европа использовала Россию в своих целях;
Критиковал реформы Петра Первого как слишком прозападные;
Отрицал идею линейного исторического развития;

Слайд 17

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)гг. - философ и публицист

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)гг. - философ и публицист

Слайд 18

Персонализм в философии Бердяева

Персонализм – философская концепция, изучающая человека и мир

Персонализм в философии Бердяева Персонализм – философская концепция, изучающая человека и мир
как результат его сознательной творческой активности.
Для персонализма Бердяева характерен дуализм, поскольку основания бытия человека раскрываются в двух сферах – земной и божественной.

Слайд 19

«Философия свободы» Бердяева

- критиковал современную философию за излишний рационализм;
- определял

«Философия свободы» Бердяева - критиковал современную философию за излишний рационализм; - определял
диалектику в отношениях свободы и творчества;
- утверждал необходимость взаимосвязи философии и религии;
- выделял три варианта отношения знания и веры.

Слайд 20

«Смысл творчества» Бердяева

свобода и творчество – два аспекта бытия человека;
определял

«Смысл творчества» Бердяева свобода и творчество – два аспекта бытия человека; определял
творчество как акт самопознания человека;
отстаивал ценность семьи как системообразующего элемента развития общества;
Имя файла: Отечественная-религиозная-философия.pptx
Количество просмотров: 53
Количество скачиваний: 0