Платон о праве

Содержание

Слайд 2

.
По мнению Платона, право имеет две ипостаси – метафизическую и эмпирическую. Метафизическая

. По мнению Платона, право имеет две ипостаси – метафизическую и эмпирическую.
ипостась – это идеальное «метаправо» как возможность существования совершенного законодательства и оптимального правопорядка, эмпирическая – это живое право, которое существует в социальной реальности. Между ними устанавливается причинная связь, которая не должна прерываться, дабы не нанести вред государствам и народам. Идеального права в реальной жизни нет.
В свою очередь позитивное право представляет собой лишь бледную тень идеального права. Но это не значит, что идеального права нет вообще. Оно существует как совокупность исходных императивов, которые соответствуют высшему предназначению человеческого существования и тех институтов, в формы которых облачено их бытие.

Слайд 3

Платон утверждал, что люди должны, оказывая сопротивление всем остальным влечениям, следовать лишь

Платон утверждал, что люди должны, оказывая сопротивление всем остальным влечениям, следовать лишь
одному — требованиям закона. "Согласно нашему рассуждению, — писал он (Законы, 644е — 645а), — каждый должен постоянно следовать только одному из влечений, ни в чём от него не отклоняясь и оказывая противодействие остальным нитям, а это и есть златое и священное руководство разума, называемое общим законом государства... Следует постоянно помогать прекраснейшему руководству разума".

Слайд 4

Весьма высоко ставил Платон знание о законах, считая не случайным созвучие божественного

Весьма высоко ставил Платон знание о законах, считая не случайным созвучие божественного
и чудесного закона (nomos) и ума (noys). "Ведь из всех наук, — отмечал Платон, — более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах" (Законы, 957 с). В этой связи он настойчиво рекомендует изучать сочинения о праве.

Слайд 5

Анализируя правовую сферу государства, Платон выделяет требования к законам:
1. Законы имеют божественное

Анализируя правовую сферу государства, Платон выделяет требования к законам: 1. Законы имеют
происхождение.
2. Законы должны быть вечными и неизменными.
3. Законы должны быть справедливыми.
4. Законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни).
5. Не допускаются пробелы в законодательстве.
6. О чём закон молчит, то он запрещает.

Слайд 6


Взаимосвязь и единство полиса и законов является существенным принципом всей политической

Взаимосвязь и единство полиса и законов является существенным принципом всей политической философии
философии Платона, опирающейся на стойкие традиции предшествовавшей древнегреческой политико-правовой мысли. "Я вижу, — писал Платон, — близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги" (Законы, 715 d)[618].

Слайд 7

Платон отождествляет закон и право. Он придавал особое значение нормам писаного

Платон отождествляет закон и право. Он придавал особое значение нормам писаного права,
права, позитивного закона в регламентации всех сторон жизни полиса и настаивал на том, что государство должно опираться на детальные и суровые законы. При их создании законодатель должен стремиться к достижению справедливости и умеренности, которые выражаются, с одной стороны, в ограничении власти правящих, а с другой – в установлении пределов свободы управляемых.

Слайд 8


Гарантии законности он видел в судебной системе. Правда, суд у Платона не отделён

Гарантии законности он видел в судебной системе. Правда, суд у Платона не
от администрации. Однако он предусматривал принципы открытого рассмотрения дел в судах, состязательности и равноправия сторон, использования обвиняемым защиты.

Слайд 9

Справедливость, согласно Платону, предполагает "надлежащую меру", определённое равенство. При этом он (со

Справедливость, согласно Платону, предполагает "надлежащую меру", определённое равенство. При этом он (со
ссылкой на Сократа) различает два вида равенства: "геометрическое равенство" (равенство по достоинству и добродетелям) и "арифметическое равенство" ("равенство меры, веса и числа"). Поясняя смысл такого различения, Платон замечает, что "для неравных равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера" (Законы, 757а). "Геометрическое равенство" — это "самое истинное и наилучшее равенство": "большему оно уделяет больше, меньшему — меньше, каждому даря то, что соразмерно его природе" (Законы, 757,с).

Слайд 10


Как творчество
Платона в целом, так и
многие положения его
правопонимания

Как творчество Платона в целом, так и многие положения его правопонимания оказали
оказали
большое влияние на
последующее развитие
философско-правовой
мысли
Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные
диалоги Платона - "Государство" и
"Законы"

Диалог "Законы" является последним сочинением Платона