Немецкая классическая философия

Содержание

Слайд 2

План изучения нового материала

Характеристика немецкой философии XIX века
Иммануил Кант
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

План изучения нового материала Характеристика немецкой философии XIX века Иммануил Кант Георг

Марксистская философия

Слайд 3


Немецкая классическая философия
вторая половина XVIII – XIX вв.

Философы сделали

Немецкая классическая философия вторая половина XVIII – XIX вв. Философы сделали теоретические
теоретические открытия глобального масштаба. Современная наука открытия изучает и подтверждает эти открытия до сих пор.
Философы были преподавателями университетов.
Широкому кругу людей была доступна научная информация. XIX в. - период развития Европейской философии.
Немецкие философы превратили философию в профессиональный вид занятий.

Слайд 4

Представители немецкой
классической философии

Иммануил Кант

Людвиг Фейербах

Георг Гегель

Фридрих Шеллинг

Иоганн Готлиб Фихте

Карл

Представители немецкой классической философии Иммануил Кант Людвиг Фейербах Георг Гегель Фридрих Шеллинг
Маркс

Слайд 5

Крупнейший немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.
Основные произведения:
«Критика чистого разума»

Крупнейший немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Основные произведения: «Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения»

Иммануил Кант 1724-1804

Слайд 6

Периоды творчества Иммануила Канта

Периоды творчества Иммануила Канта

Слайд 7

Теория познания (гносеология)
Иммануила Канта

Действительный мир
Это мир «вещей в себе».
Он непознаваем для

Теория познания (гносеология) Иммануила Канта Действительный мир Это мир «вещей в себе».
человека, т. к. «вещь в себе» потусторонняя для нашего сознания

Мир видимости
Мы можем познать лишь то, что поддается описанию при помощи категорий (понятий)

Существуют два мира

Иммануил Кант – представитель идеализма

Слайд 8

Сформулировал высший нравственный закон, основанный на долге, названный «категорический императив»
Поступай с

Сформулировал высший нравственный закон, основанный на долге, названный «категорический императив» Поступай с
другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Религия Бог – понятие запредельное, поэтому его существование не может быть логически доказано.
Моральное поведение подразумевает вознаграждение. Поэтому справедливость требует того, чтобы бог существовал.

Этика И. Канта

Слайд 9

Немецкий классический философ. Основные произведения:
«Феноменология духа»
«Наука логики»
«Энциклопедия философских наук».

Георг Вильгельм

Немецкий классический философ. Основные произведения: «Феноменология духа» «Наука логики» «Энциклопедия философских наук».
Фридрих Гегель 1770-1831

Слайд 10

Понятие абсолютной идеи (мировой разум) схоже с понятием бога
Абсолютная идея не

Понятие абсолютной идеи (мировой разум) схоже с понятием бога Абсолютная идея не
обладает сознанием, личностью, обретает их только через человека
Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество
Через деятельность человека идея познаёт себя
Источник всякого развития
в саморазвитии

Основополагающее понятие философии Гегеля «Абсолютная идея»

III этапа развития «Абсолютной идеи»

Слайд 11

Абсолютная идея или мировой разум – это духовная энергия, которая присутствует в

Абсолютная идея или мировой разум – это духовная энергия, которая присутствует в
мире и придает ему целостность и динамику, логику развития.
Человек является орудием во власти мирового разума, его работником.

Слайд 12

Развитие духовной культуры
(по Гегелю)

Развитие духовной культуры (по Гегелю)

Слайд 13

Диалектический метод:
Мир рассматривается в целом, не по частям.
Мир рассматривается

Диалектический метод: Мир рассматривается в целом, не по частям. Мир рассматривается в
в движении, развитии.
Доказана связь низшего с высшим.
Мир развивается от низшего к высшему, изменения
происходят количественно, и переходит в новое качество.
Развитие имеет внутреннюю цель.

Сформулировал основные понятия и законы диалектики – учения о всеобщей связи, развитии и изменении явлений мира

Георг Вильгельм Фридрих Гегель –
основоположник диалектики

Слайд 14

Философская теория развития

На всем лежит печать развития, противоречие это то, что движет

Философская теория развития На всем лежит печать развития, противоречие это то, что
миром.
Развитие присуще и человеческому обществу, которое неуклонно переходит от состояния несвободы к свободе.
Процесс развития разумен, закономерен, развертывается от низшего к высшему.
Двигательной силой развития является противоречие, а самому развитию присуще отрицание ( смена старого новым) и скачки (переход в новое качество).

Слайд 15

Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Немецкий философ, один из известных мыслителей иррационализма, мизантроп.
Труды:
«Мир как

Артур Шопенгауэр (1788-1860) Немецкий философ, один из известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Труды:
воля и представление»
«О воле в природе»
«Об основах морали»
«Две основные проблемы этики»

Слайд 16

Иррационализм – отрицает роль разума в познании мира. Существуют области миропонимания, недоступные

Иррационализм – отрицает роль разума в познании мира. Существуют области миропонимания, недоступные
разуму и достижимые только через интуицию, веру, откровение.
Мизантроп (человеконенавистничество) – нелюдимость, ненависть к людям.
Мотивация (первый употребил этот термин) – побуждение к действию.

Слайд 17

Эстетический мистицизм А.Шопенгауэра

«Воля к жизни» порождает неосуществимые желания. Являясь активными участниками жизни,

Эстетический мистицизм А.Шопенгауэра «Воля к жизни» порождает неосуществимые желания. Являясь активными участниками
люди становятся мучениками. Единственный выход – эстетическое созерцание, при помощи его мы освобождаемся от гнетущих страстей.
В мире происходит борьба всех против всех – воля, распадаясь на множество индивидуумов, приходит в столкновение за обладание материей. Эта борьба является источником величайших страданий. Человеческой деятельностью руководят три главных мотива: злоба, эгоизм, сострадание. Только последний мотив моральный.

Слайд 18

Карл Маркс 1818-1883

Фридрих Энгельс 1820-1895

Карл Маркс 1818-1883 Фридрих Энгельс 1820-1895

Слайд 19

Экономическая система определяет образ жизни человека и общества
В истории общества последовательно

Экономическая система определяет образ жизни человека и общества В истории общества последовательно
сменяют друг друга общественно- экономические формации
Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы между угнетёнными и угнетающими группами
Идеальное общество – коммунистическое общество, где не будет классов, частной собственности, основной принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям»

Основные идеи марксизма

Ф. Энгельс

К. Маркс