Слайд 2Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия возникла в 18 веке и продолжалось до
середины 19 века. Немецкая философия значительно повлияла на развитие европейской философской культуры.
Представители: Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.
Слайд 3Предпосылки появления немецкой классической философии
С конца 18 в. стало ясно, что существующая
философия Нового времени себя исчерпала. Она уже не могла помочь в дальнейшем развитии науки.
Наука этого времени уже не являлась механистической. Наука показала противоречивость мира, его постоянную изменчивость.
Слайд 4Особенности немецкой философии
Высокая роль разума. При помощи разума можно объяснить всю окружающую
действительность и все явления;
Мир является целостными, упорядоченными и гармоничным;
История рассматривается как целенаправленный и развивающийся процесс.
Слайд 5Характерные черты в немецкой классической философии
преемственность по отношению к идеям просвещения и
философское новаторство;
критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности;
идея познавательной активности субъекта;
Слайд 6Характерные черты в немецкой классической философии
обоснование моральной и правовой автономии личности;
идеи
единства мира, тождества субъекта и объекта;
принцип единства противоположностей; систематика принципов и категорий диалектики;
идея исторической закономерности;
принцип историзма;
трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека.
Слайд 7Направления немецкой философии
1. Идеализм - первичность и всемогущество разума и вторичность материи.
Объективный
идеализм – разум существует независимо от материи, и от индивидуальности человека.
Субъективный идеализм – зависимость окружающего мира от разума человека.
Слайд 8Направления немецкой философии
2. Материализм— первичность материи и вторичность сознания. Всё в мире материально,
сознание является свойством материи. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.
Слайд 9Иммануил Кант (1724-1804 гг.)
Слайд 10Основные идеи Канта
Основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности
суждения»;
Все творчество И.Канта можно разделить на два периода: докритический (до нач. 70-хгг.) и критический (нач. 70-х гг.) В докритическом периоде исследовал проблемы бытия, природы, естествознания.
Слайд 11Основные идеи Канта
В критическом периоде – проблемы познания, логики, этики, социальной философии,
искусства и др. Разработал последовательную философскую систему и дал ответ на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?»
Слайд 12Основные идеи Канта
«Что я могу знать?» И. Кант отвечает на этот вопрос
отрицательно – «мир в принципе непознаваем». Познавательные способности человеческого разума ограничены. Попытка выйти за рамки собственного познания приводит неразрешимым противоречиям – антиномиям.
Классификация видов знания: апостериорное, априорное, «вещь в себе». Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.
Слайд 13Основные идеи Канта
«Что я должен делать?» Отвечая на вопрос, И.Кант создал этику
долженствования. Моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер.
Слайд 14Основные идеи Канта
Категорический императив – это объективный принцип, принудительные повеления, предписывающие человеку
поступки, которые хороши сами по себе, без учета возможных целей и обстоятельств.
«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству».
Слайд 16Идеи Гегеля
Весь мир - это исторический процесс реализации возможностей некоего мирового разума,
духа. Мир является противоречивым, диалектичным (черно-белое, добро-зло).
Мировой Дух - совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой развития, творцом мира в целом.
Слайд 17Философия духа Гегеля
1.Субъективный дух – душа, разум человека.
2. Объективный дух –
общество в целом (семья, общество, государство).
3. Абсолютный дух – вечная истина (искусство, религия, философия).
Слайд 18Философия духа Гегеля
Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой
и субъектом развития, творцом всего мира.
Философия духа:
Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;
Объективный дух – «дух общества в целом»: семья, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действующая истина: искусство, религия, философия.
Слайд 20Идеи Фейербаха
Истина и чувства не могут находиться друг без друга. Человек понимает
только то, что чувствует;
Этика основывается на уважении интересов других людей. Можно стать счастливым только лишь сделав счастливым другого человека.
Бог – плод воображения человека. На месте любви к Богу должна быть любовь к человеку, на место веры в Бога – вера человека в самого себя.
Слайд 21Идеи Фейербаха
Материалистическое объяснение Бога, природы и человека;
Истина, действительность и чувственность тождественны;
Путь к истине – это познание целостного человека;
Бог – плод воображения человека, не что иное отчужденная сущность человека;
На место любви к Богу мы должны поставить любовь к человеку, на место веры в Бога – веру человека в самого себя.
Слайд 23Идеи Шеллинга
Интеллектуальная интуиция – единство сознательного и бессознательного, недоступна всем смертным,
а дана только особо одаренным людям, гениям.
Абсолютный объект, связанный у Фихте с индивидуальным «Я», превращается в божественное начало мира, абсолютное равенство субъекта и объекта.
Слайд 24Идеи Шеллинга
Природа может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе
жизни.
Пытался изучить природу с точки зрения развития от простого к сложному. У него природа развивается от неорганического мира к органическому.
Слайд 26Идеи Фихте
Его концепция называлась «Наукоучение».
Философия - наука, помогающая выработать единый метод
познания.
Главное в философии- интеллектуальная интуиция.
Процесс познания по Фихте:
1) «Я» утверждает себя само, создает само себя;
2) «Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту;
1) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.