Аксиология как особый раздел философского знания

Содержание

Слайд 2

Аксиология (от греч. Axia – ценность, Logos – учение, знание, наука)

Аксиология (от греч. Axia – ценность, Logos – учение, знание, наука) –
– учение о формах и способах ценностного отношения человека к миру и другим людям, выбора ориентиров для собственной жизни.

Слайд 3

Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется

Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется
на два элемента: реальность и ценность как предмет различных человеческих устремлений. Задача аксиологии в таком случае — показать как возможна ценность в рамках общей структуры бытия.

Слайд 4

В средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер.
Эпоха Возрождения

В средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха
выдвигает на первый план ценности гуманизма, человеческого начала.
В Новое время развитие науки и новых обществен-ных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Слайд 5

Существует несколько типов теории ценностей:
1. Натуралистический психологизм
2. Аксиологический трансцендентализм
3.

Существует несколько типов теории ценностей: 1. Натуралистический психологизм 2. Аксиологический трансцендентализм 3.
Персоналистический онтологизм
4. Социологическая концепция ценностей

Слайд 6

Ценности -
объективные факторы реальности,
которые эмпирически наблюдаемы,
а их источник связан с

Ценности - объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связан
биологическими и
психологическими потребностями человека.
С этой точки зрения, любой предмет,
Удовлетворяющий какую-либо потребность
людей, является ценностью

А. Мейнонг, Р. Перри, Дж. Дьюи, Льюис

Слайд 7

Ценности –
не объективная реальность,
а идеальное бытие,
соотносящееся не с эмпирическим,
но с

Ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие, соотносящееся не с эмпирическим,
«чистым» или
трансцендентальным сознанием
Ценности –
не зависят от человеческих желаний.
К ним относятся такие ценности,
как красота, истина, добро,
которые являются целями сами
по себе и не могут служить
средством для каких-то
иных целей

В. Виндельбанд, Г. Риккерт

Слайд 8

Ценности имеют объективный характер.
Но ценности, находящиеся в предметах, не следует
отождествлять

Ценности имеют объективный характер. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять
с их эмпирической природой. Они тем выше,
чем долговечнее и чем выше удовлетворение, которое
мы от них получаем. Реальность ценности обусловлена
«вневременной аксиологической «серией в Боге»,
несовершенным отражением которой
служит структура человеческой личности

М. Шелер

Слайд 9

Ценность – это норма, которая имеет
определенную значимость для социального
субъекта. В

Ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В
этой связи он особо подчеркивал
роль этических и религиозных
ценностей в развитии общества

М. Вебер

Слайд 10

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны
удовлетворить его потребности. Ценность выражает способ существования личности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентиров (совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности являющихся для нее особо значимыми). А эти ценностные ориентации образуют основу сознания
и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие и изменение.

Ценности
личности

Ценностные
ориентиры

Основа сознания и
поведения личности