Слайд 2Категория бытия
Бытие – это всеохватывающая реальность, всё существующее
Категория бытия - предельно общее
понятие, необходимая предпосылка любого философствования
Понятие бытия – высший предел обобщенности, абстрагирование от единичного, частного, преходящего
Небытие (ничто) – категория онтологии, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей, бытия вообще.
Парменид: «Бытие есть, небытия нет».
Аристотель: «Ничто – начало, противоположное бытию».
Гегель: «Ничто и бытие едины в становлении»
Слайд 3Определение бытия Мераба Мамардашвили (Россия, ХХ век):
….нечто, существующее само по себе, как
бы помимо человека, и большее, чем сам человек…
Слайд 4Бытие Парменида
Парменид Элейский (520 г.до н.э. – 450 г.до н.э.) по праву
считается основоположником онтологии. Он первым сформулировал категорию бытия
Парменид разделил бытие на два уровня: истинное бытие и неистинное бытие
Мир чувственно воспринимаемых вещей еще не является подлинным бытием. Он является бытием «во мнениях людских», неистинным бытием
Истинное бытие – это Разум, Абсолют , скрытый за вещами. Истинное бытие едино и неизменно, абсолютно и совершенно
Истинное бытие гарант относительной стабильности неистинного бытия (мира вещей). Абсолютный Разум удерживает мир от опрокидывания в хаос
Слайд 6Мартин Хайдеггер о Пармениде:
Выдающийся немецкий философ ХХ века -Мартин Хайдеггер - утверждал,
что вопрос бытия и его решение Парменидом предопределили судьбы западного мира, который рождался из поэтических интуиций античного философа
Слайд 7Что имел в виду Мартин Хайдеггер?
Впервые в культуру было введено представление о
существовании за пределами вещей скрытого мира, совершенного и прекрасного, гораздо более значимого, чем мир вещей
Перед человечеством была поставлена задача научиться изучать этот мир, выработать инструментарий для аналитической работы в пространстве, где нет чувственных образов
Слайд 8Парменид – основоположник рационализма («Бытие и мысль о нем едины»)
Рационализм – это
философские концепции, признающие разум основой познания и поведения людей, утверждающие разумную организацию мироздания
Если существует подлинное бытие, и человеческая мысль ему причастна, то мир неподлинного, неистинного бытия лишается абсолютной ценности. Мы - разумные существа - вправе переделывать, перестраивать мир в соответствии со своими потребностями и представлениями. «Природа – мастерская, а человек в ней – работник»
Слайд 9Парменид и метафизика
Термин «метафизика» имеет несколько значений:
1. Метафизикой называют философские системы, допускающие
существование неких абсолютных начал, вечных и неизменных. Парменид считается основоположником метафизики в этом смысле слова.
2. Метафизикой называют метод, противоположный диалектическому, метод, мысленно останавливающий движение
3. «Метафизика» - это название книги Аристотеля, содержащей трактаты по онтологии и гносеологии. Слово «метафизика» переводится как «после физики», или «над физикой» . Название это появилось в I веке нашей эры
Слайд 10Великий философский вопрос, сформулированный Парменидом
Одной из величайших заслуг Парменида является постановка проблемы:
что есть истинное бытие? И современники, и потомки искали ответ на этот вопрос.
Истинное бытие Демокрита – это атом.
Истинное бытие Платона – эйдос.
Христианские философы считали истинным бытием бытие Бога.
Слайд 11«Онтологический нигилизм» Нового времени
В Новое время отношение к онтологическим проблемам радикально меняется.
Эти изменения заключаются в следующем:
1. Отказ от метафизики (отказ от Абсолюта). Присутствие в мире трансцендентной реальности уже не очевидно. Ф. Ницше: «Бог умер»
2. Бытие отождествляется с природой, с существованием вещей. Ф.Энгельс: бытие «вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения»
3. Субъективация бытия – бытие постепенно, но все более определенно становится бытием субъекта. Р.Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую»
Разумность субъекта стала альтернативой разумности бытия. Пустынность и неуютность мира без Бога-Абсолюта была замаскирована верой в могущество человеческого разума.
Слайд 12Еще об «онтологическом нигилизме». Определение бытия, даннное Иммануилом Кантом
В Новое время категория
бытия содержательно обедняется, из нее исчезают все конкретные признаки бытия – разумность, совершенство, вечность и т.п. Бытие становится просто предельно общим, а следовательно, почти бессодержательным понятием. Бытие – это всего лишь существование чего-либо
В «Критике чистого разума» Кант так определяет бытие: «…Ясно, что бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи….В логическом применении оно есть лишь связка в суждении…»
Слайд 13Категория бытия и ХХ век
(ситуация постмодерна)
Критика рациональности (Ф.Ницше, С. Кьерхегор, Л. Шестов,
З. Фрейд) Нарастает осознание бессмысленности и безопорности человеческого существования
Культ тела, неоязычество. Телесные потребности не просто оправдываются, но становятся прямо таки сакральными. Языческие тенденции проникают во все сферы искусства
Философия отказывается от поиска субстанции, она уже не хочет работать с такими категориями как сущность, закон, причина. Философия теряет свои границы и существует в «рассеянном» виде внутри стихов, фильмов, романов (Жан Бодрийяр, Жан Франсуа Лиотар)
Мир повседневности, текучесть обыденности становятся главными темами философских размышлений. Современная философия – это попытка воспринимать жизнь такой, какая она есть, без попыток диктовать ей то, какой ей следует быть
Слайд 14Наша готовность принять «критику» разума авторы учебника Кохановского иллюстрируют следующим образом:
…Люди всегда
знали о том, что существуют безумие, секс, бессознательное, тюрьма. Но вплоть до конца ХIХ века высокая классическая мысль не впускала в пространство публичного обсуждения эти темы. Государство относилось к ним репрессивно, считая, что эти формы жизни антиразумны и, следовательно, разрушительны как для отдельного человека, так и для всего общества. Однако, в ХХ в. эти темы легализуются, а затем и становятся доминирующими, заполняя собой все виды искусства, проникая в массовое сознание. Самое загадочное в том, что люди оказались готовы отнестись к этой стороне жизни с серьезным почтением: в наши дни проблемами сексменьшинств, детской сексуальности занимаются парламенты…
Слайд 15История становления понятия материи. Античная философия
Предыстория понятия: поиски вещественной первоосновы всего сущего.
Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит
Идея атома. Вещество мыслится как совокупность атомов (Демокрит, Эпикур)
Материя как философская категория впервые появляется у Платона и Аристотеля
Слайд 16История становления понятия материи. Новое время. Механистический подход к определению материи.
Онтологии Нового
времени присущ субстанциализм (мыслители заняты поисками субстанции – первосущности). Формируется и актуализируется основной вопрос философии.
Б. Спиноза: «Субстанция есть причина самой себя»
В материалистической философии материя определяется как субстанция всех вещей и явлений в мире
В соответствии с уровнем развития естествознания XVII – XVIII веков материя определяется как совокупность физических свойств макротел (масса, инертность, протяженность) и отождествляется с множеством атомов.
Рене Декарт: «Материя есть субстанция протяженная»
Слайд 17Новейшая революция в естествознании XIX – XX вв.
Ряд фундаментальных открытий в физике
(открытие поля, открытие сложной структуры и делимости атомов, открытие феномена излучения, теория относительности) привели к «кризису физики», к обрушению старой классической науки и зарождению нового, неклассического естествознания
В начале ХХ в. появился т.н. «физический идеализм», усомнившийся в том, что материя является субстанцией природных процессов. «Материя исчезает!» – вот тезис физического идеализма (Э.Мах, А.Пуанкаре)
Мировоззренческие шатания поставили под угрозу традиционный союз философского материализма и естествознания
Слайд 18Ленинское определение материи
В 1909 году выходит в свет книга В.И. Ленина «Материализм
и эмпириокритицизм» В ней дано новое, соответствующее современному уровню естествознания, определение материи: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них….Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях»
Слайд 19Комментарии к ленинскому определению материи
1. Главным свойством материи является ее объективность, то
есть то, что она существует вне и независимо от сознания субъекта
2. Материя неисчерпаема. Она существует в бесконечном многообразии материальных объектов, но никакие тела, явления, процессы не могут претендовать на исключительное право быть материей
3. Материя отображается ощущениями, следовательно, признается принципиальная познаваемость материального мира
Слайд 21Уровень неживой природы
???
Физический вакуум, элементарные частицы
Атомы, молекулы, макротела
Планеты, звезды
Планетарные системы
Галактики
Системы галактик
Метагалактики
???
Слайд 22Уровень живой материи (биологическая жизнь)
Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК)
Белки (доклеточный уровень жизни)
Клетки
и одноклеточные организмы
Многоклеточные организмы (растения и животные)
Популяции
Биоценозы
Биосфера
Слайд 23Уровень живой природы (общественная жизнь)
Семьи
Классы
Нации
Расы
Предметы «второй природы»
Социальная материя в марксистской
философии обозначается термином общественное бытие. Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе с возникновением общества и существующие независимо от сознания отдельного человека
Слайд 24Атрибуты материи. Движение как способ её существования
Среди многочисленных свойств (акциденций) материи есть
такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. Атрибуты материи - это движение, пространство и время.
Движение означает любое взаимодействие, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий
Ф.Энгельс: «…Движение есть изменение вообще….Если в мире есть нечто абсолютное, то это – движение.»
Покой – это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности
Изменения, которые представляют собой развертывание возможностей объекта, его усложнение, называют развитием
Слайд 25Движение существует в качественно различных формах. Классификация форм движения Фридриха Энгельса:
Механическое движение
Физическое
движение
Химическое движение
Биологическое движение
Социальное движение
Формы движения эволюционно связаны: каждая последующая форма произошла от предыдущих. Каждая последующая форма движения включает в себя предыдущие формы, но не сводится к ним, а представляет собой новое качество
Редукционизм – упрощенчество, стремление свести сложное к простому, объяснить систему как совокупность, как простую сумму составляющих ее элементов
Слайд 26Пространство и время
Пространство – это атрибут материи, состоящий в протяженности ее объектов,
в том, что они имеют границы, состоят из элементов (частей)
Время – это атрибут материи, выражающий длительность материальных процессов, их способность иметь начало и конец, проходить определенные стадии
Пространство нашего физического мира трехмерно. Время имеет одно измерение (линейность времени). Современная наука обосновала глубинную связь между пространственными и временными характеристиками мироздания. Пространственно-временной срез Метагалактики – 3+1
Антропный принцип
Слайд 27Философские концепции пространства и времени
Субстанциальная концепция – пространство и время суть независимые
от материальных систем самостоятельные сущности. Пространство – это пустота, вместилище, время – чистая длительность. Демокрит, И.Ньютон и вся классическая наука
Релятивистская концепция – пространство и время не имеют отдельного от материи бытия, они всего лишь пространственно-временные характеристики изменяющихся материальных систем. А.Эйнштейн и неклассическая наука
Мнение И. Канта: пространство и время не являются объективными характеристиками вещей, они суть субъективные формы восприятия, «априорные формы созерцания»