Предпосылки философии на Древнем Востоке: Китай и Индия

Содержание

Слайд 2

Двумя основными особенностями китайского национального характера являются обращенность к проблемам мира, в

Двумя основными особенностями китайского национального характера являются обращенность к проблемам мира, в
котором человек живет, и преимущественная нацеленность на исследование взаимоотношений людей. Китай соседствует с Индией, и часто мудрость обоих великих народов объединяют, говоря о философии Дальнего Востока. Вместе с тем эти народы очень сильно отличаются своими взглядами, даже постановкой проблем. Индийская культура основана на представлении о перевоплощении душ и воздаянии; китайская исходит из того, что «рождение — начало человека, смерть — его конец... («Смерть наступает один раз»)

Слайд 3

I. Философия Китая

I. Философия Китая

Слайд 4

Проблемы человека и возникновения окружающего мира

Несмотря на то что человек в Китае

Проблемы человека и возникновения окружающего мира Несмотря на то что человек в
отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии: • цзин; • ци; • шэнь.
Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма.
Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строи­тельным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энер­гии зарождения).
Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет еще два вица сексуальной энергии: • ян — мужская сексуальная энергия; • инь — женская сексуальная энергия. Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей ок­ружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Слайд 5

Проблемы человека и возникновения окружающего мира

Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле,

Проблемы человека и возникновения окружающего мира Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения
живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:
• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу;
• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Зем­лей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;
• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических перво­предков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.
Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, ме­талла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Слайд 6

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека,

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека,
образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.

Слайд 7

  Даосизм – первое древнейшее философское учение Китая.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое

Даосизм – первое древнейшее философское учение Китая. Даосизм — древнейшее философское учение
пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно име­нуемые "Даодэцзин".
Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". 
"Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
"Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
«Дао» (первоначало) + «Дэ» (энергия) = окружающий мир.

Слайд 8

  Даосизм – первое древнейшее философское учение Китая.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

Даосизм – первое древнейшее философское учение Китая. Философия даосизма несет в себе
все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в природе ("все происходит из земли и ухо­дит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — жи­вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера­тору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном со­блюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первонача­лом, послушании императору и близости к нему;
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.

Слайд 9

Конфуцианство

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства

Конфуцианство Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как
является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством: • Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Слайд 10

Конфуцианство

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг

Конфуцианство Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и
другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.

Слайд 11

Конфуцианство

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами:

Конфуцианство Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник (руководитель). Руководитель
подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; • управлять на основе добродетели ("бадао");
• обладать необходимыми знаниями; • верно служить стране, быть патриотом; • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
• быть благородным; • делать только добро государству и окружающим;
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению; • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю; • проявлять старание в работе;
• постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Слайд 12

Легизм

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателя­ми были Шан Ян (390

Легизм Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или
- 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управ­лять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким обра­зом, легизм — философия сильной государственной власти.

Слайд 13

Легизм

Основными постулатами легизма являются следующие:
• человек обладает изначально злой природой (эгоист);
• движущей силой человеческих

Легизм Основными постулатами легизма являются следующие: • человек обладает изначально злой природой
поступков являются личные эгоистические интересы;
• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы;
• государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству);
• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Слайд 14

II. Древнеиндийская философия.

II. Древнеиндийская философия.

Слайд 15

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники философской мысли, известные как

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники философской мысли, известные как
в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Слайд 16

Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после

Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию
XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя: • "священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); • описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников ("араньяки"); • философские комментарии к Ведам ("упанишады"). 
До наших дней дошло всего четыре Веды: • Ригведа; • Самаведа; • Яджурведа; • Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило­софии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (до­словно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Слайд 17

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II
до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: • буддизм; • джайнизм; • чарвана-лакаята. Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

Слайд 18

Онтология индийской философии (учение о бытии и небы­тии) опирается на закон Риты - космической эволюции,

Онтология индийской философии (учение о бытии и небы­тии) опирается на закон Риты
цик­личности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассо­циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космиче­ских (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появля­ется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, яв­ление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, раз­вития — достижение все более совершенного духа через посто­янную смену материальных форм.

Слайд 19

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) призна­ков предметов

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых)
и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
4. Душа в индийской философии состоит из двух начал: • атмана; • манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступе­ней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Слайд 20

Также для индийской философии характерны учения о сан­саре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара -

Также для индийской философии характерны учения о сан­саре, ахимсе, мокше и карме.
учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравст­венного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконеч­ной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следователь­но, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе).

Слайд 21

Буддизм и его основные идеи.

Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии (после V

Буддизм и его основные идеи. Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии
в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид­хардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княже­ской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизнен­ный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные дости­жения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, ле­ни, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и мо­рального изнеможения). "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

Слайд 22

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: • земная жизнь полна страданий; •
причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Слайд 23

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана
- Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — пре­дусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуще­ствляющие связи с космосом.
Имя файла: Предпосылки-философии-на-Древнем-Востоке:-Китай-и-Индия.pptx
Количество просмотров: 115
Количество скачиваний: 1