Теоцентристская направленность средневекового образования и педагогической мысли (средние века 2)

Содержание

Слайд 2

Вопросы

Средневековые культурно-образовательные возрождения. Возрождение XII века и арабская культура.
Схоластика как метод исследования

Вопросы Средневековые культурно-образовательные возрождения. Возрождение XII века и арабская культура. Схоластика как
текста и метод обучения.
Становление университета в эпоху Высокого средневековья.

Слайд 3

IV

Средневековые культурно-образовательные возрождения. Возрождение XII века и арабская культура

IV Средневековые культурно-образовательные возрождения. Возрождение XII века и арабская культура

Слайд 4

Характерные черты всех средневековых культурно-образовательных возрождений

ограничение возрождения греко-римской культуры и образованности рамками

Характерные черты всех средневековых культурно-образовательных возрождений ограничение возрождения греко-римской культуры и образованности
словесности, литературы;
христианизация языческой греко-римской культуры;
возрождение осознается своими творцами как «обновление» (renovatio), а не «возрождение».

Слайд 5

Renovo vs renascor (Renovatio vs Renaissance)

Renaissance ( от фр. renaître – от

Renovo vs renascor (Renovatio vs Renaissance) Renaissance ( от фр. renaître –
vulgar лат. renascere – от лат. renascor) – термин введен историком Жюлем Мишле в XIX веке.
RENOVATIO ROMANORUM IMPERII - эта формула суммирует сложную группу идей, превозносящих в средние века славу Римской империи и ее столицы и выражающих надежду на ее восстановление.
Карл I Великий (748-814) – король франков с 768, «император Запада» (Empereur d’Occident), или imperator Romanorum с 800 года. Зачинатель династии Каролингов (от лат. имени Карла - Carolus Magnus)
Каролингское возрождение (конец VIII — середина IX века)

Слайд 6

Структурные компоненты идеи реновации

Обусловленность специфической темпоральностью средневекого религиозного сознания
Sarrazin (старо-фр.) – сарацин,

Структурные компоненты идеи реновации Обусловленность специфической темпоральностью средневекого религиозного сознания Sarrazin (старо-фр.)
т.е. мусульманин, вообще не-христанин, язычник, например, древний грек или римляние; от лат. Saracenus - от греч. Σαρακηνός – в общем смысле «житель Востока», в частности же, живущий в пустыне арабский кочевник Северной Аравии.
Novitas = falsitas

Слайд 7

Ансельм Кентерберийский (1033/34–1109), Монологион

«Часто перечитывая его [свою книгу], я ничего не нашел

Ансельм Кентерберийский (1033/34–1109), Монологион «Часто перечитывая его [свою книгу], я ничего не
такого в моих словах, что бы не совпадало с писаниями католических отцов, и в особенности блаженного Августина. Потому, если кому-то покажется, что в этом писании я высказал нечто либо совершенно новое, либо расходя­щееся с истиной, то, прошу, пусть не оглашает меня сразу подстрекателем новшеств или насадителем лжи, но прежде пускай внимательно пересмотрит книги вышеназванного учителя «О Троице», после чего в согласии с ними и оценит мое сочиненьице».

Слайд 8

Возрождение XII века

Развитие переводческой деятельности как массового феномена, результатом чего явилось:
возвращение в

Возрождение XII века Развитие переводческой деятельности как массового феномена, результатом чего явилось:
Европу (в латинских переводах) большого корпуса греческой научной и философской литературы;
знакомство с арабскими комментариями греческих текстов;
переводы собственных научно-философских и богословских трудов арабских мыслителей.
Развитие схоластики
Основание первых университетов

Слайд 9

«Золотой век» арабской культуры: Аббасидский халифат (VIII–XIII вв.)

«Дом мудрости» (Bayt al-Ḥikmah) —

«Золотой век» арабской культуры: Аббасидский халифат (VIII–XIII вв.) «Дом мудрости» (Bayt al-Ḥikmah)
исламская академия, основанная в 20-е годы IX века халифом аль-Мамуном в Багдаде, столице Арабского халифата (династии Аббасидов).
VIII–X вв. – рецепция античного знания в исламском мире (греко-арабские переводы Гиппократа, Платона, Аристотеля, Галена, Птолемея и др.)
Впоследствии многие великие античные тексты вернутся в Европу также в виде арабских переводов и уже с них будут переведены на латинский. Например, Almagestum Птолемея – латинское название производно от арабского al-majisṭī, которое в свою очередь происходит от одного из греческого названий книги ἡ μεγίστη σύνταξις, «величайшее собрание».

Слайд 10

Арабский (исламский) халифат в 750 году

Границы Халифата
Границы Восточной Римской (Византийской) империи

Арабский (исламский) халифат в 750 году Границы Халифата Границы Восточной Римской (Византийской) империи

Слайд 11

Выдающиеся деятели «золотого века» исламской культуры

Аль-Хорезми, лат. Algorizmi или Algorizmus (отсюда «алгоритм»)

Выдающиеся деятели «золотого века» исламской культуры Аль-Хорезми, лат. Algorizmi или Algorizmus (отсюда
(783—850) – автор al-Kitāb al-Mukhtaṣar fī Ḥisāb al-Jabr wal-Muqābalah (Краткая книга о восполнении и противопоставлении, ок. 820)
Аль-Кинди, лат. Alkindus (801—873) – «отец арабской философии», первым в исламском мире обратился к философским трудам Аристотеля.
Ибн Сина, лат. Avicenna, Princeps medicorum, «князь врачей» (980–1037) – автор «Канон врачебной науки», также самый влиятельный философ-ученый (перипатетик) средневекового исламского мира.
Ибн Рушд, лат. Averroes, Commentator (1126 – 1198) – наиболее известный в Европе исламский перипатетик, основатель аверроизма, в том числе латинского.

Слайд 12

Переводы арабских текстов на латинский в XII веке

1143 – Коран, лат. название:

Переводы арабских текстов на латинский в XII веке 1143 – Коран, лат.
Lex Mahumet pseudoprophete / Пер. Роберт Кеттонский (до XVII века данный перевод оставался единственным переводом Корана на европейские языки).
1145 - Краткая книга о восполнении и противопоставлении Аль-Хорезми, лат.: Liber algebrae et almucabola / Пер. Роберт Честерский.
Втор. пол. XII в. – Канон врачебной науки, лат.: Liber Canonis, Canon medicinae, Ибн Сина / Пер. Герард Кремонский (либо его тезка из XIII в.).
С XIII века «Канон» Авиценны входил в учебные программы медицинских факультетов. В университетах Вальядолида и Саламанки он оставался обязательным для изучения вплоть до XVIII века. В Падуанском университете лекции по «Канону» читались профессором анатомии Джованни Баттиста Морганьи еще в 1715 г.

Слайд 13

Переводы греческих текстов на латинский в XII веке

Аристотель: Physica, Posterior Analytics, Meteorologica,

Переводы греческих текстов на латинский в XII веке Аристотель: Physica, Posterior Analytics,
De Generatione et Corruptione, Metaphysica (первые 4 книги), De Anima, De Cælo et Mundo, Historia animalium, De partibus animalium, De generatione animalium, Parva Naturalia
Евклид: Elements, Optica, Catoptrica
Птолемей: Almagestum, Optica
Герон Александрийский: Pneumatica, Catoptrica
Архимед: De Mensura Circuli, De Iis quæ in Humido Vehuntur
Гален: медицинские трактаты
Гиппократ: медицинские трактаты
Платон: Менон, Федон (в силу малого тиража не оказал влияния)

Слайд 14

V

Схоластика как метод исследования текста и метод обучения

V Схоластика как метод исследования текста и метод обучения

Слайд 15

Истоки схоластики как метода исследования текста

Св. Исидор Севильский (560–636), Этимологии, или Начала

Истоки схоластики как метода исследования текста Св. Исидор Севильский (560–636), Этимологии, или
в 20 книгах» (Etymologiae sive Origines libri XX)
Принцип дефиниции (этимологии): имя (знак) = его референт.
Принцип (родо-видовой) классификации: классифицируются не вещи, а понятия.

Слайд 16

Схоластика как диалектический метод исследования текста

Ансельм Кентерберийский (1033/34–1109): «Вера, ищущая уразумения».
Апелляция

Схоластика как диалектический метод исследования текста Ансельм Кентерберийский (1033/34–1109): «Вера, ищущая уразумения».
к человеческому разуму (к принципам человеческой логики) в постижении предметов веры.
Решение задачи на подтверждение истинности авторитетного высказывания.
Тенденция к отождествлению языковой и предметной сфер

Слайд 17

Петр Дамиани (1007–1072):

«Вообще, то, что исходит из рассуждений диалектиков или риторов, нельзя

Петр Дамиани (1007–1072): «Вообще, то, что исходит из рассуждений диалектиков или риторов,
так просто рас­пространять на божественные тайны; и не так обстоит дело, чтобы придуманное для использования в качестве доказательств силлогизмов или заключений речи жест­ко подчиняло себе священные законы и противопоставляло необходимость своих выводов божественной мощи. Отнюдь нет — эта искушенность школьной науки, если когда используется при разъяснениях священных изре­чений, не должна дерзко присваивать себе право главен­ства; но, подобно служанке, с некоей предупредительно­стью выполнять распоряжения госпожи и не забегать вперед, дабы с этим не ошибиться и не потерять свет сокровенной добродетели и прямую тропу истины, увлек­шись последовательностью внешних слов»

Слайд 18

Петр Абеляр (1079–1142), Sic et Non

«…Угодно нам собрать различные высказывания святых отцов,

Петр Абеляр (1079–1142), Sic et Non «…Угодно нам собрать различные высказывания святых
поскольку они придут нам на память, вызывающее вопросы в силу противоречия, каковое, по-видимому, в них заключается. Это побудит молодых читателей к наибольшему труду в отыскании истины и сделает их более острыми в исследовании. Конечно, первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание; к широкому пользованию этим ключом побуждает пытливых учеников проницательнейший из всех философов Аристотель, говоря…: "Может быть трудно высказываться с уверенностью о вещах такого рода, если их не рассматривать часто. Сомневаться же о каждой в отдельности будет небесполезно". Ибо, сомневаясь, мы приходим к исследованию; исследуя, достигаем истины.

Слайд 19

Петр Ломбардский (1096–1160), Libri Quattuor Sententiarum

Цель учебника - собрание текстов из различных

Петр Ломбардский (1096–1160), Libri Quattuor Sententiarum Цель учебника - собрание текстов из
источников (Библия, Августин и другие отцы церкви) и их объединение их в одно связное целое. Таким образом, использование данного труда делало излишним обращение к первоисточникам, а энциклопедический принцип распределения материала делал использование учебника крайне удобным.
Для этого Петр Ломбардский должен был решить две задачи:
разработать порядок для своего материала, поскольку систематическое богословие еще не было сформировано как дисциплина;
найти способы примирить доктринальные различия между его источниками. «Sic et Non» Абеляра послужила важным источником вдохновения для решения этой задач.
Вплоть до XVI века комментарий к «Сентенциям» требовался от каждого магистра богословия и был частью экзаменационной системы.

Слайд 20

Фома Аквинский (1225–1274), Summa theologiae как учебник

«Поскольку учитель католической истины должен не

Фома Аквинский (1225–1274), Summa theologiae как учебник «Поскольку учитель католической истины должен
только наставлять продвинувшихся, но и обрвзовывать начинающих сообразно тому, что говорит апостол (1 Кор 1, 2-3): Как с младенцами во Христе я питал вас молоком, а не твердою пищею, то главным нашим намерением в этой книге является такое рассмотрение относящегося к христианской религии, какое подобает для образования начинающих»

Слайд 21

Структура схоластического метода обучения на примере Summae theologiae

Вопрос (Quaestio)
Подвопрос (Articulus)
Возражение (Videtur

Структура схоластического метода обучения на примере Summae theologiae Вопрос (Quaestio) Подвопрос (Articulus)
quod) на вопрос, сформулированный в «артикуле»: ссылка на авторитет.
Контрвозражение (Sed contra): ссылка на авторитет.
Собственный аргумент отвечающего (Respondeo dicendum quod).

Слайд 22

VI

Становление университета в эпоху Высокого средневековья

VI Становление университета в эпоху Высокого средневековья

Слайд 23

Cредневековый университет

– аналогичная средневековым гильдиям купцов и ремесленников корпорация магистров, имеющих

Cредневековый университет – аналогичная средневековым гильдиям купцов и ремесленников корпорация магистров, имеющих
право
определять стандарты высшего образования,
преподавать
присуждать претендентам на вступление в данное сообщество ученую степень, дающую право (licentia ubique docendi) вести профессиональную преподавательскую деятельность.
Имя файла: Теоцентристская-направленность-средневекового-образования-и-педагогической-мысли-(средние-века-2).pptx
Количество просмотров: 72
Количество скачиваний: 0