Слайд 2План:
Понятие цивилизация.
Основные классификации цивилизаций.
Основные теории развития цивилизации.
![План: Понятие цивилизация. Основные классификации цивилизаций. Основные теории развития цивилизации.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-1.jpg)
Слайд 3Проблема:
Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то каким
![Проблема: Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то каким образом?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-2.jpg)
образом?
Слайд 4Подходы к изучению истории
Стадиальный
(Линейно-
исторический)
(Формационный)
подход
авторы:
К.Маркс,
Ф.Энгельс,
Л.Морган,
Э.Тоффлер
Локальный
(Культурно-
исторический)
(Цивилизационный)
подход
авторы:
Н.Данилевский,
О.Шпенглер,
А.Тойнби
Системный
(Этнологический)
подход
авторы:
Бенталанфи
Л.Гумилев.
![Подходы к изучению истории Стадиальный (Линейно- исторический) (Формационный) подход авторы: К.Маркс, Ф.Энгельс,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-3.jpg)
Слайд 6В целом во второй половине XVIII — начале XIX вв. утвердилось три
![В целом во второй половине XVIII — начале XIX вв. утвердилось три](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-5.jpg)
подхода к пониманию «цивилизации»:
1) унитарный (человечества как единого целого); цивилизация как идеал прогрессивного развития
2) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);
3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).
Слайд 7Стадиальная теория.
Была представлена в работах
Льюиса Моргана («Древнее общество»; 1877)
и Фридриха
![Стадиальная теория. Была представлена в работах Льюиса Моргана («Древнее общество»; 1877) и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-6.jpg)
Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884).
Слайд 8Формационный (стадиальный подход)
![Формационный (стадиальный подход)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-7.jpg)
Слайд 11В большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого
![В большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-10.jpg)
выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер).
«Аграрная (доиндустриальная) цивилизация» — это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.
«Индустриальная цивилизация» — общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.
«Постиндустриальная (информационная) цивилизация» — общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания
Слайд 131. Понятие цивилизация.
Цивилизация
(от лат. civilis — гражданский, государственный) —
1)исторически сложившееся явление, оформленное в
![1. Понятие цивилизация. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1)исторически](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-12.jpg)
государственное образование, обычно в форме империи
( например: египетская цив-ция, византийская цив-ция и т.д).
2) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);
Слайд 14Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон,
![Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-13.jpg)
который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием
общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений.
Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века
Слайд 15В XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли
![В XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-14.jpg)
к выводу, что между обществами, находящимися на стадии цивилизации, могут существовать качественные различия, что позволило им говорить не об одной цивилизации, а о нескольких цивилизациях.
Слайд 16Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и
![Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-15.jpg)
возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления.
Формационный подход берет за основу объективно существующие социально-экономические отношения.
Слайд 17Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера, сформулировал
![Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-16.jpg)
концепцию мировых цивилизаций как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура». История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.
Слайд 19Локальные цивилизации
Писатель и историк Жозефа Гобино в работе «Опыт о неравенстве
человеческих
![Локальные цивилизации Писатель и историк Жозефа Гобино в работе «Опыт о неравенстве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-18.jpg)
рас» (1853—1855), выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный
путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно
погибает, и западная цивилизация не является исключением.
Слайд 20Николай Яковлевич Данилевский,
в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил
![Николай Яковлевич Данилевский, в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-19.jpg)
стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один
культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения.
Слайд 21Следующим значительным
событием в становлении
теории локальных
цивилизаций стала работа
немецкого философа
![Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-20.jpg)
и культуролога Освальда Шпенглера
«Закат Европы» (1918).
Слайд 22Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир —
![Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-21.jpg)
Средние века — Новое время»,
Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
О.Шпенглер называл культурой период развития великих империй от зарождения до апогея (расцвета), а цивилизацией период угасания- от апогея до исчезновения.
Слайд 24Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций
внёс английский историк Арнольд
![Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-23.jpg)
Тойнби. В своём 12-томном труде «Постижение истории» (1934—1961 гг.) британский учёный подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций,
имеющие одинаковую внутреннюю схему развития.
Появление становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний
Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение.
Слайд 25На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет
![На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-24.jpg)
и угасание. Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская цивилизация).
Слайд 26Проблема:
Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то каким
![Проблема: Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то каким образом?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1082810/slide-25.jpg)
образом?